Матова Александра Константиновна
Ма́това Алекса́ндра Константи́новна [4(16).5.1889, Смоленск, по другим данным, 1888, Калуга – 15.3.1967, Москва; похоронена в Калуге на Пятницком кладбище], российская певица (лирико-драматическое сопрано), вокальный педагог, заслуженная артистка РСФСР (1933).
Из дворян. В 1906 г. окончила Калужскую женскую гимназию, в 1909 г. – Московское музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классу Е. И. Терьян-Коргановой, в 1910–1913 гг. училась в Петербургской консерватории у неё же. По окончании консерватории выступала в Одессе (главным образом в операх Р. Вагнера, 1913–1914, Городской театр, оперная антреприза А. И. Сибирякова), затем в Москве – в Сергиевском народном доме (1914–1916) и Алексеевском народном доме (в 1915 исполнила здесь партию Наташи в опере «Русалка» А. С. Даргомыжского).
В 1916–1941 гг. солистка московского Большого театра. Пела преимущественно партии драматического и лирико-драматического сопрано (чередовалась в них с К. Г. Держинской). Обладала сильным голосом редкого по красоте серебристого тембра, ровным на протяжении всего диапазона, чистым и прозрачным пиано, мастерством фразировки. Исполнение отличалось искренностью, тонкой лиричностью. Среди партий: Маша («Дубровский» Э. Ф. Направника), Горислава («Руслан и Людмила» М. И. Глинки; обе – 1916), Аида (одноимённая опера Дж. Верди), Голос Золотого петушка («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова), Герда («Оле из Нордланда» М. М. Ипполитова-Иванова), Иоланта (одноимённая опера П. И. Чайковского; все – 1917), Фрейя («Золото Рейна» Р. Вагнера), Тамара («Демон» А. Г. Рубинштейна; обе – 1918), Зиглинда («Валькирия» Вагнера, 1919), Ярославна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Лиза («Пиковая дама» Чайковского; обе – 1920), Оксана («Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, 1923), Милитриса («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, 1924), Наталья («Степан Разин» П. Н. Триодина, 1-я исполнительница), Наташа («Русалка» Даргомыжского; обе – 1925), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, 1926), Алёна Прекрасная («Иван-солдат» К. А. Корчмарёва, 1927, 1-я исполнительница), Купава («Снегурочка» Римского-Корсакова, 1929), Эльза («Лоэнгрин» Вагнера, 1930), Вера Шелога («Боярыня Вера Шелога» Римского-Корсакова, 1932), Леонора («Трубадур» Верди, 1936). Лучшими в репертуаре Матовой считались партии Ярославны («Князь Игорь» Бородина), Маши («Дубровский» Направника), Аиды (одноимённая опера Верди), Наташи («Русалка» Даргомыжского) и Тамары («Демон» Рубинштейна).
Выступала в концертах, гастролировала во многих городах СССР. Принимала участие в исполнении Симфонии № 9 и музыки к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт» Л. ван Бетховена, хоровой поэмы «Колокола» С. В. Рахманинова.С 1938 г. преподавала. В 1941–1948 гг. педагог-консультант молодых певцов оперы Большого театра, среди учеников: Л. С. Маслов, Е. С. Сливинская, А. К. Турчина, Н. С. Чубенко, А. В. Щербакова. В 1948–1967 гг. преподавала в вокальном классе Дома культуры гуманитарных факультетов Московского государственного университета.
Записала на грампластинки («Музтрест») ариозо и арию Лизы («Пиковая дама» П. И. Чайковского, 1931), романсы «Сомнение» М. И. Глинки и «Колыбельную песню» («Спи, дитя моё») Чайковского (1929).
Награждена орденом «Знак Почёта» (1937).