«Герасимов пошёл»
«Гера́симов пошёл», условный сигнал, подававшийся киноактрисой Т. Ф. Макаровой её супругу кинорежиссёру С. А. Герасимову в 1983 г. в ходе съёмок фильма «Лев Толстой», во время которых она в отношении мужа фактически выполняла обязанности второго режиссёра.
Означал, что Герасимов, ставивший фильм по собственному сценарию и игравший в нём русского писателя, не вошёл в роль и двигался в ошибочном ритме – слишком быстром и порывистом, свойственном самому себе, а не своему герою.
Известен благодаря рассказам Герасимова; один из них записан кинодокументалистом М. М. Меркель в 1984 г. во время озвучивания картины, другой присутствует в интервью режиссёра, опубликованном в популярной газете «Советская культура» 18 августа того же года, вскоре после выхода фильма на экраны:
У меня другая степень подвижности, и я поначалу все время вылезал за пределы ритма. Мне Тамара всегда говорила: «Вот Герасимов пошел, Герасимов пошел».
Тамара Федоровна, мой соратник непрестанный, внимательно смотрела, когда работали, потому что режиссер был раздвоен, растроен даже (т. е. разделён на актёра и режиссёра, актёра, режиссёра и сценариста соответственно. – М. З.) <…> и, когда я оступался, говорила: «Герасимов, Герасимов пошел. Нет, нет!» И постепенно я одолевал путь к Толстому.
Является ярким свидетельством тщательной работы над ролью Герасимова, а также показывает особую важность для него профессиональных советов и наблюдений его супруги.