#Термины декоративно-прикладного искусства
Термины декоративно-прикладного искусства
Тег

Термины декоративно-прикладного искусства

Термины декоративно-прикладного искусства
Найденa 21 статья
Злата Ольшевская. Шаль «Серебряная музыка». 1987
Промыслы, ремёсла, занятияПромыслы, ремёсла, занятия
Павловские платки
Па́вловские платки́, традиционный русский художественный промысел с центром в г. Павловский Посад Московской области. Изготовление платков и сарафанных тканей, украшенных орнаментом из золотых нитей, известно с конца 18 в. Современное производство платков и шалей в посаде Павловский (ныне г. Павловский Посад) с 1860-х гг. наладили купцы Я. И. Лабзин и В. И. Грязнов. Павловские платки отличались выверенной гармонией цветовых сочетаний и отдельных элементов декора; окончательно их стиль сложился на рубеже 19–20 вв. Ныне в изготовлении платков, шалей, шарфов (из шерсти и шёлка), а также хлопчатобумажных скатертей мастера «Павловопосадской платочной мануфактуры» применяют трафаретную печать, ручную набойку и набивку на плоскопечатных машинах.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Помпеянский стиль (18–20 вв.)
Помпея́нский стиль, направление в архитектуре, оформлении интерьеров и декоративно-прикладном искусстве, основанное на использовании мотивов древнеримского зодчества и искусства. Распространению в европейском искусстве способствовали публикации о результатах раскопок Геркуланума и Помпей (с 1740-х гг.; архитекторы Ш.-Л. Клериссо и Р. Адам). Стиль сохранил значение в эпоху ампира, к середине 19 в. стал одним из проявлений историзма (Л. фон Кленце, А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер). Имитация знаменитых образцов древнеримских вилл встречается во Франции, Великобритании, Германии (Помпеянум короля Людовика I в Ашаффенбурге, 1842–1849, архитектор Ф. фон Гертнер), в 20 в. также в США. Помпейские мотивы использовались в архитектуре советского неоклассицизма 1930–1950-х гг. (А. В. Власов, Г. П. Гольц, А. Н. Душкин и др.).
Константин Ухтомский. Помпейская, или Малая, столовая. 1864
Промыслы, ремёсла, занятия
Майсенский фарфор
Ма́йсенский фарфо́р, художественные изделия первой в Европе фарфоровой мануфактуры в г. Майсен. Основана в 1710 г. Изделия 1730–1760-х гг. в стиле рококо (сервизы, вазы, скульптурные фигуры, группы, бюсты) отличаются пластичностью форм, изысканной росписью. В конце 20 – начале 21 вв. производится практически только штучная продукция. При предприятии действует Музей майсенского фарфора, выставочный зал и демонстрационная мастерская.
Иоганн Иоахим Кендлер. Дама с мопсом. 1737
Термины
Камерность
Ка́мерность (от лат. camera – комната), в изобразительном, декоративно-прикладном, садово-парковом искусстве и архитектуре характеристика формата произведений, имеющих небольшой размер, организующих малое пространство или предназначенных для небольшого помещения. Рассчитаны на узкий круг зрителей и близкий визуальный контакт. Понятие «камерность» определяет также картины с изображением замкнутой среды, частной жизни, уютного интерьера с незатейливыми занятиями его обитателей. Задача подобных произведений – отразить микрокосм человеческой жизни, зачастую противопоставив его перипетиям внешнего мира («Женщина, читающая письмо» Г. Метсю, 1664–1666, Национальная галерея Ирландии, Дублин).
Габриел Метсю. Женщина, читающая письмо. 1664–1666
Украшения и аксессуары
Фибула
Фи́була, металлическая застёжка, иглу которой замыкает приёмник, соединённый корпусом с пружинящим механизмом. Распространены с бронзового века на большей части Европы и Передней Азии, до Кавказа и земель Северного Казахстана на востоке. В раннем Средневековье в основном выходят из употребления. Как значимая часть убора, фибулы очень разнообразны, поэтому важны для датировки археологических памятников, изучения контактов, миграций, ремесла, идеологии и др.
Двупластинчатая фибула из могильника Дюрсо
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Декупаж
Декупа́ж (франц. découpage – разрезание, вырезание), техника изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Элементы будущей композиции вырезают из бумаги (реже из другого материала), раскрашивают и наклеивают на твёрдую основу (дерево, металл, стекло и т. д.). Итоговое изображение может покрываться несколькими слоями лака. Термин возник в 20 в., однако сама техника распространилась в Европе ещё в 18 в., когда использовалась для украшения мебели, предметов быта и аксессуаров (ширмы, веера и др.). В 19 в. декорирование в технике декупажа стало модным увлечением в аристократических кругах Европы.
Цветочная деталь, выполненная в технике декупажа
Термины
Оформительское искусство
Оформи́тельское иску́сство, область декоративного искусства. Включает в себя временное художественное оформление интерьеров общественных зданий, а также общественных пространств (площадей, улиц, домов, производственных территорий, садов и парков, стадионов, сцен, витрин), как правило, по случаю важных общественных мероприятий: выставок, демонстраций, праздничных шествий, спортивных выступлений, парадов, фестивалей и т. п.
Теодор ван Тюльден. Труимфальная арка Фердинанда, передний фасад. Гравюра по рисунку Питера Пауля Рубенса. 1635–1641
Термины
Книга художника
Кни́га худо́жника, условный термин, описывающий экспериментальные явления в искусстве книги конца 19 – 21 вв. Понятие «книга художника» объединяет два направления. Первое – традиционные издания, где художественному оформлению книги придаётся равное или даже большее значение, чем тексту (издательские инициативы У. Морриса, А. Воллара и др.; направление livre d’artiste и его продолжение в современной традиции – «Spirit cooking» М. Абрамович, 1996, и др.). Второе – концептуальное переосмысление книги в искусстве модернизма и постмодернизма как арт-объекта, включает жанры livre-objet – «книга-объект» (Ман Рей и М. Дюшан, «Коробка в чемодане», 1941) и artist’s book. Термин «книга художника» как аналог выражений livre d’artiste и artist’s book используется также и в российском контексте (работы В. Ф. Лукина, М. С. Карасика, М. В. Погарского).
Фортунато Деперо. Книга-объект «Деперо-футурист 1913–1927». 1927
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
«Сельские глины»
«Се́льские гли́ны» (франц. rustiques figulines), вид декоративных фаянсовых изделий, созданных в 16 в. французским мастером Б. Палисси. Декор больших овальных блюд, чаш, кувшинов имитировал ландшафт сельских водоёмов или лугов (отсюда их название). Специально разработанные мастером прозрачные цветные глазури (т. н. яшмовые) воссоздавали цветовое богатство воды, земли, песчаного или илистого дна, раковин, флоры и фауны водоёмов. Рельефные фигурки рыб, змей, ящериц, улиток, лягушек, бабочек, как и изображения некоторых растений, создавались на основе слепков с живой натуры и сохраняли естественность своих форм, движений, фактур. Жизнеподобие фигур оттенялось композиционной симметрией и ярко выраженными ритмическими декоративными рефренами элементов на блюдах. Этот тип керамических изделий – одно из высших проявлений типичного для эпохи Возрождения союза естественно-научной мысли, технического изобретательства и художественного творчества. Производство «сельских глин» было поставлено на поток в мастерской Палисси и продолжалось после смерти мастера в 17 в. Этому типу изделий охотно подражали в 19 в. (керамисты Ш.-Ж. Ависо, Т. Минтон и др.).
Бернар Палисси. «Сельские глины». Глазурованное керамическое блюдо. 1-я половина 16 в.
1
2
3