#Керамика, фарфор, стекло
Керамика, фарфор, стекло
Тег

Керамика, фарфор, стекло

Керамика, фарфор, стекло
Найденo 11 статей
Промыслы, ремёсла, занятия
Майсенский фарфор
Ма́йсенский фарфо́р, художественные изделия первой в Европе фарфоровой мануфактуры в г. Майсен. Основана в 1710 г. Изделия 1730–1760-х гг. в стиле рококо (сервизы, вазы, скульптурные фигуры, группы, бюсты) отличаются пластичностью форм, изысканной росписью. В конце 20 – начале 21 вв. производится практически только штучная продукция. При предприятии действует Музей майсенского фарфора, выставочный зал и демонстрационная мастерская.
Иоганн Иоахим Кендлер. Дама с мопсом. 1737
Функциональные материалы
Кварцевое стекло
Ква́рцевое стекло́, переохлаждённый расплав природного или синтетического диоксида кремния в аморфном (стеклообразном) состоянии. Обладает значительной термостойкостью, химической и радиационной стойкостью и, наименьшими среди силикатных стёкол плотностью, показателем преломления, удельной электрической проводимостью и диэлектрической проницаемостью, высокой теплопроводностью. Различают кварцевое стекло прозрачное (оптическое) и непрозрачное. Широко применяется в приборостроении, машиностроении, электротехнике, химической промышленности.
Физика
Функциональные материалы
Хрусталь
Хруста́ль, высокосортное стекло с большим содержанием оксида свинца (или оксида бария). Название «хрусталь» дано по сходству с горным хрусталём. Хрусталь применяют для изготовления художественных изделий и декорирования предметов интерьера. Изготавливают хрусталь сплавлением PbO или BaO с кремнезёмом, содой и малыми добавками других оксидов. Хрусталём называется также высококачественное богемское стекло и венецианское стекло.
Промышленность
Функциональные материалы
Фаянс
Фая́нс, мелкопористый керамический материал и изделия из него. Для изготовления фаянса применяют то же сырьё, что и для производства фарфора; меняют лишь рецептуру (отсутствуют или значительно меньше плавней) и технологию обжига полуфабриката. Фаянс по сравнению с фарфором является пористым (водопоглощение до 9–12 %), обладает меньшей механической прочностью и химической стойкостью, не просвечивает в тонком слое, при ударе издаёт глухой звук. Из-за пористости все фаянсовые изделия покрывают сплошным слоем водонепроницаемой глазури. В современном мире наибольшее применение фаянс получил в производстве хозяйственной посуды и строительной керамики – глазурованных белых и цветных плиток.
Промышленность
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
«Сельские глины»
«Се́льские гли́ны» (франц. rustiques figulines), вид декоративных фаянсовых изделий, созданных в 16 в. французским мастером Б. Палисси. Декор больших овальных блюд, чаш, кувшинов имитировал ландшафт сельских водоёмов или лугов (отсюда их название). Специально разработанные мастером прозрачные цветные глазури (т. н. яшмовые) воссоздавали цветовое богатство воды, земли, песчаного или илистого дна, раковин, флоры и фауны водоёмов. Рельефные фигурки рыб, змей, ящериц, улиток, лягушек, бабочек, как и изображения некоторых растений, создавались на основе слепков с живой натуры и сохраняли естественность своих форм, движений, фактур. Жизнеподобие фигур оттенялось композиционной симметрией и ярко выраженными ритмическими декоративными рефренами элементов на блюдах. Этот тип керамических изделий – одно из высших проявлений типичного для эпохи Возрождения союза естественно-научной мысли, технического изобретательства и художественного творчества. Производство «сельских глин» было поставлено на поток в мастерской Палисси и продолжалось после смерти мастера в 17 в. Этому типу изделий охотно подражали в 19 в. (керамисты Ш.-Ж. Ависо, Т. Минтон и др.).
Бернар Палисси. «Сельские глины». Глазурованное керамическое блюдо. 1-я половина 16 в.
Объекты промышленности
Борский стекольный завод
Бо́рский стеко́льный заво́д («Эй Джи Си Борский стекольный завод»), предприятие, расположенное в г. Бор (Нижегородская область). Ведёт историю с 1934 г., когда была запущена первая лента по производству стекла. В советский период завод производил сталинит (закалённое автостекло) и триплекс, которым к 1970 г. оснащались все автомобили производства СССР. В 1997 г. предприятие приобретено японским концерном AGC, крупнейшим производителем стекла в мире. Завод специализируется на производстве полированного и автомобильного стекла и оснащении его установочным оборудованием; мощность предприятия свыше 1,2 тыс. т листового стекла в сутки, около 1,5 млн машинокомплектов автостекла в год.
Борский стекольный завод, Бор (Нижегородская область)
Объекты промышленности
Лыткаринский завод оптического стекла
Лытка́ринский заво́д опти́ческого стекла́, предприятие промышленности строительных материалов в Лыткарино (Московская область), с 2011 г. – в составе холдинга «Швабе» Государственной корпорации «Ростех». Основан в 1935 г. как завод зеркальных отражателей (в том числе прожекторных зеркал для зенитных установок противовоздушной обороны), в 1946 г. начат выпуск оптического стекла (включая многослойные стёкла-триплексы для самолётов), в 1952 г. организовано оптико-механическое производство (смотровые призмы бронетанковой техники, школьных микроскопов, объективов фотоаппаратов, театральных биноклей, светофильтров), в 1960 г. освоено изготовление зеркал для телескопов и космической оптики. В 1973 г. завод начал производить высокоточные крупногабаритные объективы для фотографических систем наблюдения и обнаружения объектов. Современная продукция – оптические и электровакуумные стёкла, тепловизионные регистраторы, волоконно-оптические пластины, датчики высоты облаков, стереоскопические микроскопы, передвижные комплексы магнитной и магнитно-резонансной томографии, мобильные диагностические комплексы, линзовые и зеркально-линзовые объективы, бинокли, телескопы. На предприятии занято около 1,4 тыс. работников (2021).
Промышленность
Живописцы
Лепорская Анна Александровна
Лепо́рская А́нна Алекса́ндровна (1900–1982), российский живописец, дизайнер. Стилистически близка к супрематизму: «Жницы» (1932–1934, Московский центр искусств). В работах по декоративно-цветовому оформлению интерьеров сотрудничала с К. С. Малевичем, Н. М. Суетиным (павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 в Париже и 1939 в Нью-Йорке); работала самостоятельно (павильон «Ленинград» на ВСХВ в Москве, 1939–1940). С 1942 г. на Ленинградском фарфоровом заводе создавала скульптурные модели фарфоровых ваз, кувшинов, сервизов и др.
Анна Лепорская. Псковитянка. 1934
Термины
Агитфарфор
Агитфарфо́р, агитационный фарфор, советские фарфоровые изделия с декором социально-политической тематики: изображения вождей Октябрьской революции, лозунги, государственная символика, индустриальные и авиационные мотивы, образы нового крестьянства. Выпускался с 1918 г. на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде – Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), на Дулёвском фарфоровом заводе и других предприятиях. В разработке дизайна изделий принимали участие художники разных направлений, от членов «Мира искусства» до авангардистов: С. В. Чехонин, А. В. Щекатихина-Потоцкая, А. А. Лепорская, Н. Я. Данько, М. М. Адамович, Р. Т. Вильде, З. В. Кобелецкая, В. П. Тиморев, В. В. Кузнецов, Н. И. Альтман, М. В. Добужинский, В. В. Кандинский, Б. М. Кустодиев, К. С. Малевич, К. С. Петров-Водкин, Н. М. Суетин, В. Е. Татлин и многие другие мастера. Специально разработанные шрифты, орнаменты, тонко продуманное сочетание росписей с формой предметов сделали агитфарфор одним из выдающихся явлений раннего советского искусства. Тематические сервизы и отдельные изделия (статуэтки, вазы, блюда, тарелки) создавались малыми партиями, главным образом для показа на западноевропейских выставках и последующей продажи за рубеж, и затем оказывались в собственности коллекционеров. К середине 1930-х гг. из-за изменений государственной художественной политики в СССР производство агитфарфора было прекращено, однако отдельные элементы его дизайна продолжали использоваться в оформлении фарфоровых изделий.
Василий Тиморев. Декоративная фарфоровая тарелка «От военных подвигов к подвигам труда и от подвигов труда к военным». Ок. 1921
1
2