#Художественное производство
Художественное производство
Тег

Художественное производство

Художественное производство
Найденo 11 статей
Мастер-класс по шелкографии Энтони Велониса. Всемирная выставка 1939–1940 в Нью-Йорке
Инструменты и техники в искусстве и архитектуреИнструменты и техники в искусстве и архитектуре
Шелкография в искусстве США 1930–1940-х гг.
Шелкография в искусстве США 1930–1940-х гг. В ноябре 1938 г. в нью-йоркской Contemporary Art Gallery открылась первая в истории США выставка эстампов, исполненных в технике шелкографии. Небольшая экспозиция состояла из 16 графических листов американского художника Г. К. Маккоя. Цветные изображения небольшого формата отпечатал сам автор густыми масляными красками тиражом 10–20 экз. Плоскостно решённые композиции построены на колористическом взаимодействии или контрасте больших, наплывающих друг на друга аморфных пятен. Тем не менее произведения представляли скорее условно и несколько наивно трактованные натурные сюжеты, нежели подходили под критерии абстрактного искусства, в рамках которого их рассматривал сам художник. Наиболее ранние работы датировались 1932 г. – «Женщина с котом» и «Натюрморт». Выставка имела определённый успех и стала поводом для определения американскими историками искусства Маккоя как родоначальника авторской шелкографии.
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Шелкография в российском искусстве 1930–1960-х гг.
Шелкография в российском искусстве 1930–1960-х гг. Первые документированные сведения об использовании шёлкотрафаретной печати в СССР относятся к середине 1930-х гг., времени, когда шелкографию как способ орнаментации текстиля начали внедрять на двух московских шёлковых предприятиях – фабрике «Красная роза» и Московском шёлковом комбинате имени П. П. Щербакова. Поскольку технология была импортирована из Германии, этот метод обозначался первоначально немецкоязычными терминами «фотофильмдрук» (Fotofilmdruck), «фильмдрук» (Filmdruck), позднее заменёнными на переводные «фотофильмпечать», «фильмпечать». Одним из пионеров в освоении и обучении новому способу декорирования тканей стала преподававшая в Московском текстильном институте (ныне Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина) художница Л. В. Маяковская (сестра В. В. Маяковского).
Михаил Авилов. «Взять живьём!». 1942
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Изобретение шелкографии
Изобретение шелкографии. В 20–21 вв. шелкография, наравне с литографией, офортом и гравюрой на дереве, находит самое широкое применение в практике художников как способ создания авторской печатной графики. Вместе с тем шелкография – техника новая, давшая эстампу потенциал и выразительный язык, адекватный задачам современного искусства, и именно в этом заключается главная причина её популярности у современных мастеров и стремительного распространения в большинстве стран мира.
Эдуар Гишар. Гармония цветов. 1880
Термины
Копия (изобразительное искусство)
Ко́пия, в изобразительном искусстве – произведение, намеренно и точно повторяющее другое произведение (прототип, оригинал) в том же размере, материале и технике. Может выполняться создателем исходной работы, его мастерской, другими художниками. Разновидности копии – реплики, выполненные автором или его мастерской и допускающие варьирование в размерах, материалах, деталях. Копия и реплика являются результатами художественного творчества и претендуют на равный оригиналу статус произведения искусства, что отличает их от технических фотографий или зарисовок (например, документирующих результаты археологических раскопок). Репродукции, созданные с использованием механических средств и не в единственном экземпляре, – вид нехудожественного воспроизведения. Тем не менее термин «копирование» с определённой долей условности применим ко всем указанным случаям. В противоположность подделке, копия не предназначена для подмены оригинала.
Апоксиомен. Римская копия оригинала Лисиппа 4 в. до н. э.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Ярославская школа
Яросла́вская шко́ла, одна из наиболее значительных школ русского искусства в 17–18 вв.; сложилась в Ярославле и его округе с развитием торговли в Верхнем Поволжье. Архитектурная школа зарождается в 1620 – 1640-х гг. (церковь Николы Надеина, 1620–1622) и достигает расцвета после 1658 г. (церковь Илии Пророка, 1647–1650; церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, 1671–1687). В 1640 – 1690-х гг. в декорации фасадов активно использовались карнизы, ширинки, фризы, колонки, поребрик, изразцы (церковь Святого Иоанна Златоуста в Коровниках, 1649–1654). Расцвет ярославской школы в иконописи с её особой повествовательностью и эмоциональностью, тёмным колоритом приходится на 1640 – 1710-е гг. (росписи в Успенском соборе Московского Кремля 1642–1644).
Церковь Святого Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль. 1649–1654
Промыслы, ремёсла, занятия
Майсенский фарфор
Ма́йсенский фарфо́р, художественные изделия первой в Европе фарфоровой мануфактуры в г. Майсен. Основана в 1710 г. Изделия 1730–1760-х гг. в стиле рококо (сервизы, вазы, скульптурные фигуры, группы, бюсты) отличаются пластичностью форм, изысканной росписью. В конце 20 – начале 21 вв. производится практически только штучная продукция. При предприятии действует Музей майсенского фарфора, выставочный зал и демонстрационная мастерская.
Иоганн Иоахим Кендлер. Дама с мопсом. 1737
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
«Сельские глины»
«Се́льские гли́ны» (франц. rustiques figulines), вид декоративных фаянсовых изделий, созданных в 16 в. французским мастером Б. Палисси. Декор больших овальных блюд, чаш, кувшинов имитировал ландшафт сельских водоёмов или лугов (отсюда их название). Специально разработанные мастером прозрачные цветные глазури (т. н. яшмовые) воссоздавали цветовое богатство воды, земли, песчаного или илистого дна, раковин, флоры и фауны водоёмов. Рельефные фигурки рыб, змей, ящериц, улиток, лягушек, бабочек, как и изображения некоторых растений, создавались на основе слепков с живой натуры и сохраняли естественность своих форм, движений, фактур. Жизнеподобие фигур оттенялось композиционной симметрией и ярко выраженными ритмическими декоративными рефренами элементов на блюдах. Этот тип керамических изделий – одно из высших проявлений типичного для эпохи Возрождения союза естественно-научной мысли, технического изобретательства и художественного творчества. Производство «сельских глин» было поставлено на поток в мастерской Палисси и продолжалось после смерти мастера в 17 в. Этому типу изделий охотно подражали в 19 в. (керамисты Ш.-Ж. Ависо, Т. Минтон и др.).
Бернар Палисси. «Сельские глины». Глазурованное керамическое блюдо. 1-я половина 16 в.
Термины
Подмастерье художника
Подмасте́рье худо́жника, статус завершившего этап ученичества и сдавшего ремесленный экзамен члена художественных мастерских Средних веков, Возрождения и Раннего Нового времени. Подмастерьем мог выступать как ученик мастера, так и наёмный специалист, в том числе высокой квалификации, подчиняющийся мастеру и участвующий в выполнении его заказов в качестве ассистента. В рамках цеховой системы организации ремесла, чтобы стать мастером и открыть собственную мастеркую, подмастерью требовалось выполнить образцовую работу – шедевр, уплатить вступительный взнос в кассу цеха, а также выполнить ряд других условий.
Искусство
Термины
Гильдия художников
Ги́льдия худо́жников, объединение мастеров художественных профессий (живописцев, скульпторов, мастеров книжной миниатюры, художников витражей и т. д.) в европейских городах Средневековья и Нового времени. Один из видов ремесленных гильдий (цехов). Как и у других профессиональных корпораций, целью этих объединений были регламентация профессиональной деятельности, контроль качества продукции и уровня конкуренции, защита профессиональных интересов и социальная поддержка своих членов. Регулировали также систему художественного образования. Существовали преимущественно в 13–18 вв.
Ян де Брай. Члены совета гильдии Святого Луки, Харлем. 1675
1
2