LVMH
LVMH (LVMH Moët Hennessy – Louis Vuitton), транснациональная корпорация, специализирующаяся на производстве и продаже предметов роскоши. Штаб-квартира – в Париже (Франция).
Компания основана 1 января 1987 г. в результате объединения французского модного дома Louis Vuitton и производителя шампанского и коньяка Moët Hennessy в конгломерат LVMH. Слияние было задумано с целью улучшения финансовых показателей и защиты от возможного поглощения. Президентом образовавшейся компании стал Ален Шевалье (генеральный менеджер Moët Hennessy), вице-президентом – Анри Ракамье (председатель Louis Vuitton, муж правнучки Луи Виттона). В январе 1989 г. Бернар Арно (род. 5 марта 1949) купил акции LVMH на 500 млн долл. США, доведя свой портфель до 43,5 % всех акций и 35 % голосующих акций. В результате Бернар Арно стал руководителем и главным акционером компании.
В 1990-х гг. LVMH активно расширялась за счёт приобретения крупнейших брендов. В 1993 г. компания купила итальянский бренд одежды и обуви Berluti и за 80 млн долл. приобрела бренд одежды, обуви и других изделий класса люкс Kenzo. В 1994 г. LVMH, владевшая с 1987 г. 7,8 % акций парфюмерно-косметического бизнеса Guerlain, приобрела контрольный пакет акций этой компании (51,2 %) за 338 млн долл.
В 1996 г. LVMH приобрела за 2,47 млрд долл. контрольный пакет акций сети магазинов беспошлинной торговли DFS Group (Duty Free Shoppers Group). В том же году компания купила модный дом Celine за 540 млн долл. и увеличила свою долю в компании Guerlain до 100 %. Тогда же LVMH приобрела 70 % акций испанского производителя предметов роскоши Loewe SA, доведя свой пакет до 100 % акций. Правами на международную дистрибуцию товаров Loewe SA LVMH владела к тому моменту уже на протяжении 10 лет. В 1997 г. за 262 млн долл. была куплена крупнейшая по объёму продаж французская сеть магазинов парфюмерии и косметики Sephora. В том же году приобретён американский бренд Marc Jacobs.
В 1999 г. LVMH купила 50,1 % акций швейцарского производителя часов Tag Heuer AG за 739 млн долл. и ⅔ акций британского производителя классической одежды Thomas Pink за 48 млн долл. В том же году компания приобрела швейцарских производителей часов класса люкс Zenith и Ebel и французскую компанию Chaumet, специализирующуюся на производстве часов и украшений. На основе приобретённых активов в LVMH было создано подразделение часов и ювелирных украшений.
В марте 2011 г. компания совершила крупнейшую (на тот момент) в своей истории покупку, поглотив итальянского производителя часов и ювелирных изделий Bvlgari. Сумма сделки составила 5,25 млрд долл. По условиям соглашения LVMH обменяла 3 % своих акций на контрольный пакет акций Bvlgari (50,4 %), принадлежавший семье Булгари.
В 2019 г. LVMH увеличила своё присутствие в сфере гостиничного бизнеса, купив за 3,2 млрд долл. британскую компанию Belmond, которая управляет гостиницами, а также предоставляет услуги железнодорожных перевозок и речных круизов. В ноябре того же года Бернар Арно заявил о крупнейшей сделке в истории рынка предметов роскоши – покупке контрольного пакета акций американской ювелирно-часовой компании Tiffany & Co. за 16,2 млрд долл. Из-за критики со стороны LVMH действий руководства Tiffany & Co. в период пандемии коронавируса (в том числе выплаты больших дивидендов акционерам) сделка была отложена до января 2021 г. Итоговая сумма сделки составила 15,8 млрд долл.
LVMH ведёт деятельность в рамках следующих рыночных сегментов: вина и спиртные напитки, модная одежда и изделия из кожи, парфюмерия и косметика, часы и ювелирные изделия, розничная торговля, другие виды деятельности.
В рамках сегмента вин и спиртных напитков компания производит и продаёт высококачественные шампанские и игристые вина, водку и ликёр под 26 торговыми марками (в том числе Dom Pérignon, Hennessy, Moët & Chandon).
Сегмент модной одежды и изделий из кожи занимается производством сумок, аксессуаров, обуви и одежды под 14 брендами (в том числе Christian Dior, Givenchy, Kenzo, Louis Vuitton).
Сегмент парфюмерии и косметики занимается производством и распространением косметики, парфюмерии и средств по уходу за кожей под 16 торговыми марками (в том числе Guerlain, Parfums Christian Dior, Givenchy Parfums).
Сегмент часов и ювелирных изделий (самая молодая сфера деятельности компании) производит часы и аксессуары под 8 брендами (Chaumet, Tiffany & Co., TAG Heuer, Zenith, Bvlgari, Fred, Repossi, Hublot).
Сегмент розничной торговли представлен магазинами беспошлинной торговли под брендами DFS Group (основан в 1960) и Starboard Cruise Services (1958), элитной сетью парфюмерно-косметических магазинов Sephora (1969) и парижскими универмагами Le Bon Marché Rive Gauche (1852), La Grande Épicerie de Paris (1923), а также 24S (2015).
В сегмент других видов деятельности входит подразделение, специализирующееся на издательстве газет Les Echos (1908), Le Parisien (1944) и журналов Connaissance des arts (1952) и Investir (1974), управлении веб-сайтами и радиостанцией Radio Classique (1983); а также судостроительная верфь Royal Van Lent (1849), выпускающая яхты индивидуального производства под брендом Feadship (1949); сеть элитных отелей Belmond (1976) и Cheval Blanc (2006); кафе-кондитерская «Кова» (1817) и тематический парк развлечений «Жарден д'Акклиматасьон» (1860).
В апреле 2023 г. рыночная капитализация компании превысила 500 млрд долл., благодаря чему LVMH стала первой европейской компанией, достигшей этого рубежа из-за роста продаж в Китае и укрепления курса евро.
Продукция компании LVMH под брендами Christian Dior, Givenchy, Guerlain, Kenzo, Fendi, Emilio Pucci представлена на российском рынке с 1998 г., куда поставлялась через дистрибьюторов. В 2003 г. LVMH открыла в России первый магазин своего бренда Sephora. Развитием бренда занималась компания «Алькор и Ко.» (владелец сети магазинов «Л'Этуаль», где в том числе продавалась продукция торговой марки Sephora), заключившая с LVMH договор франчайзинга. В 2006 г. LVMH приобрела российского дистрибьютора парфюмерии и косметики «Селдико», на базе которого открыла в России своё представительство. В 2008 г. LVMH приобрела также 50 % акций компании «Единая Европа», владеющей парфюмерно-косметической сетью «Иль де Ботэ» (объединяла 103 магазина в России). По условиям соглашения «Единая Европа» стала новым франчайзи сети Sephora. В 2016 г. LVMH выкупила российскую сеть «Иль де Ботэ» и включила её в состав Sephora. В 2020 г. все магазины «Иль де Ботэ» были переименованы в Sephora. Весной 2022 г. в рамках санкций, введённых странами Запада в связи с проведением Россией специальной военной операции на Украине, LVMH заявила о приостановке деятельности в России, временном закрытии 124 магазинов на её территории (в том числе 88 магазинов Sephora в 37 городах России, из них 26 – в Москве).
По состоянию на конец 2022 г. LVMH принадлежали 5 тыс. магазинов, из них 1,83 тыс. находятся в странах Азии (исключая Японию), 1,11 тыс. – в странах Европы (исключая Францию), 1,05 тыс. – в США, 518 – во Франции, 496 – в Японии. Штат компании состоит из 196 тыс. сотрудников.
По итогам 2022 г. выручка компании составила 83,2 млрд долл., чистая прибыль – 14,8 млрд долл., совокупные активы – 143,7 млрд долл. На США пришлось 37 % выручки, на страны Азии (исключая Японию) – 20 %, Европы (исключая Францию) – 18 %, на Францию – 6 %, на Японию – 6 %, остальной мир – 13 %. Распределение выручки по отчётным сегментам деятельности: выборочная розничная торговля и другие виды деятельности – 33 %, модная одежда и изделия из кожи – 44 %, косметика и парфюмерия – 11 %, вина и крепкие алкогольные напитки – 7%, часы и ювелирные изделия – 5 %.
По состоянию на декабрь 2022 г. французским институциональным инвесторам принадлежит 7,3 % акций компании, иностранным институциональным инвесторам – 38,2 %, частным инвесторам – 5,9 %, казначейские акции (акции, находящиеся в собственности самого эмитента) составляют 0,4 % акций. Семья исполнительного директора LVMH Бернара Арно владеет 48,2 % акций.
В 2023 г. компания заняла 10-е место в рейтинге Forbes Global 2000 по рыночной капитализации (482,45 млрд долл.).