Латвия. Хозяйство
Хозя́йство Ла́твии. Латвия – страна с развитой экономикой (по классификации МВФ), являющейся частью единого рынка Европейского союза (ЕС). Входит в группу стран с высоким уровнем дохода (на душу населения, по классификации Всемирного банка).
Развитие экономики Латвии в значительной степени определяется внешними факторами (возможности грузового транзита, устойчивость торгового оборота сырья, стабильный сбыт готовой продукции). Объём валового внутреннего продукта (ВВП) в текущих ценах – 33,7 млрд долл. (2020; 34,3 млрд в 2019). ВВП по паритету покупательной способности (ППС) – 59,8 млрд долл. (2020; 61 млрд в 2019). ВВП на душу населения в текущих ценах − 17,7 тыс. долл. (2020; 17,9 тыс. в 2019).
Индекс человеческого развития – 0,87 (2020; 37-е место). Индекс экономической свободы – 71,9 (2020). В рейтинге благоприятности ведения бизнеса страна занимает 19-е место (2020; в 2017 – 14-е место).
В 2000–2006 гг. годовой темп прироста ВВП Латвии составлял 5,7–12 %, с 2007 г. рост сменился спадом (−14,2 % в 2009). С началом мирового кризиса 2008 г. платёжеспособность страны резко упала; Латвия стала лидером среди стран ЕС по численности населения, живущего на грани бедности (26 %). С 2010 г. прирост ВВП возобновился (7 % в 2012; 3,9 % в 2015; 2,5 % в 2019); в 2020 г. вновь наблюдался спад ВВП (−3,6 %).
Крупные компании Латвии: группа компаний Latvenergo (1939, с 1989 – современное название, Рига; импорт, производство и продажа электроэнергии в Латвии и в соседних странах; стоимость активов в 2020 – 3,4 млрд евро), Latvijas valsts meži (LVM, Латвийские государственные леса, 1999, Рига; регулирование вырубки лесов; стоимость активов в 2020 – 0,5 млрд евро), MikroTik (1996, Рига; интернет-оборудование), Latvijas dzelzceļš (1994, Рига; управление железными дорогами), Tet (1992, Рига, до 2019 – Lattelekom; телекоммуникации) и Latvijas Mobilais Telefons (LMT, 1992, Рига; телекоммуникации), Uralchem Trading (2009, Рига; дочернее предприятие российской компании «Уралхим»; обслуживание портового терминала, продажа и продвижение минеральных удобрений), Olainfarm (1972, до 1997 – Олайнский химико-фармацевтический завод; производство лекарственных препаратов: антибактериальных, противоаллергических, сердечно-сосудистых, неврологических), Elko Grupa (1993, Рига; микроэлектроника и детали для вычислительного оборудования), MAXIMA Latvija (2001, Рига, входит в международный холдинг Maxima Grupė, 1992, Вильнюс; сеть супермаркетов).
Система налогообложения Латвии включает две группы налогов: прямые и косвенные. К прямым относятся: налог на недвижимость (1,5–3 %), на природные ресурсы (ставка дифференцирована), подоходный (20 % для тех, у кого годовой доход не превышает 20 тыс. евро; 23 % – от 20 тыс. до 78,1 тыс. евро; 31 % – свыше 78,1 тыс. евро; c 2021), корпоративный подоходный (20 %), налог для микропредприятий (25 %), на азартные игры и лотереи (ставка дифференцирована). К косвенным относятся: таможенный налог, акциз, налог на эксплуатацию транспортных средств (прогрессивный, зависит от объёма двигателя или объёмов выбросов углекислого газа), налог на корпоративные транспортные средства (с 2021, зависит от объёмов мощности двигателя, фиксированные ставки для электромобилей – 15 евро и гибридных автомобилей – 25 евро), налог на электроэнергию (1,01 евро за мегаватт-час). Развитие зелёной экономики в странах ЕС предусматривает введение экологических налогов для предотвращения или уменьшения негативного воздействия на окружающую среду. Доля экологических налогов в системе налоговых и социальных отчислений в Латвии − 10,9 % (самый высокий показатель среди стран ЕС в 2018).
В сфере налогообложения наиболее ярко проявляется государственное регулирование экономики Латвии: налоговые поступления составляют 35,8 % ВВП. Почти 50 % доходов государство получает от налогообложения частного бизнеса. До 60 % собираемых налогов и сборов не переходит в государственный бюджет, а аккумулируется в бюджетах регионов.
В Латвии существует пять специальных экономических зон: Рижский свободный порт, Вентспилсский свободный порт, Лиепайская, Резекненская, Латгальская. Основные льготы для компаний, занимающихся коммерческой деятельностью в свободных портах и экономических зонах: до 80 % на налог на недвижимость, 80 % на налог на прибыль организаций и 80 % на удерживаемый налог на дивиденды, оплату управленческих услуг и платежи за использование интеллектуальной собственности для нерезидентов (ставки для каждого типа удерживаемого налога различаются).
Расходы на научные исследования и разработки (НИОКР) составляют 0,7 % ВВП (2020). Государственный долг Латвии составляет 43,5 % ВВП (2020), золотовалютные запасы 4,4 млрд долл. США (2020), золотой резерв 6,7 т (2020).
Сальдо государственного бюджета Латвии 1,2 млрд. евро (2021; 1,1 в 2020; 0,4 в 2015). Сальдо платёжного баланса по текущим операциям 3 % от ВВП (2020).
Накопленные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) 17,9 млрд долл. (2019). Накопленные ПИИ на душу населения 9,4 тыс. долл. (2019). Накопленные ПИИ в Латвию по странам (2019): Швеция – 15 %, Эстония – 14 %, Россия – 10 %, Kипр – 7 %, Нидерланды – 7 %, Литва – 7 %, Германия – 6 %, Люксембург – 5 %, Дания – 4 %, Финляндия – 3 % (2019). ПИИ по отраслям и секторам производства: финансовое посредничество – 23,8 %, операции с недвижимостью – 16,7 %, торговля – 15,2 %, сфера производства – 11,6 % (2020).
Уровень инфляции достиг своего пика в 2008 г. (15,3 %), что связано с экономическим кризисом. Следующие два года происходил резкий спад инфляции – до 3,3 % в 2009 г. и 1,2 % в 2010 г. С 2016 по 2017 гг. произошёл скачок уровня инфляции с 0,1 до 2,9 %. Причиной послужили цены на нефть и рост мировых цен на продовольствие. В 2017 г. инфляция оставалась на уровне 2,7 %, в 2020 г. составила 0,2 %, в 2024 – 3,3 %.
На развитие экономики негативно влияют четыре фактора: сокращение дотаций от ЕС, резкое сокращение транзита с Россией, продолжающаяся убыль населения, пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19).
В результате проведённых реформ и экономической политики, ориентированной на ЕС, существенно изменилась структура экономики Латвии. Ведущей в отраслевой структуре хозяйства является сфера услуг (63,7 % ВВП в 2020).
Доля секторов экономики Латвии в ВВП в 2000–2021 гг. (%)
Сектор экономики | Год | |||
| 2000 | 2011 | 2015 | 2021 |
Сельское хозяйство | 4,5 | 3,3 | 3,5 | 4,1 |
Промышленность | 14,0 | 20,7 | 19,1 | 10,9 |
Сфера услуг | 61,4 | 65,4 | 65,4 | 63,7 |
Промышленность
В объёмах произведённой продукции промышленности Латвии лидируют лесная и пищевая (37 и 19 % соответственно), химическая 16 % (включая фармацевтическую 3 %), машиностроение 10 %, лёгкая 5 % (2020). Многие из действующих в Латвии предприятий точного и транспортного машиностроения, химической промышленности являются подразделениями компаний, зарегистрированных в странах ЕС. Значительная доля выпускаемой продукции ориентирована на экспорт.
Топливная промышленность
Латвия не располагает значимыми запасами углеводородного сырья (есть незначительные запасы на шельфе). Из энергоносителей на территории страны в значительных количествах добывается торф для небольших котельных. Страна импортирует природный газ, мазут и автомобильный бензин, преимущественно из Литвы (2022).
Электроэнергетика
Для использования гидроэнергетических ресурсов страны был построен каскад гидроэлектростанций (ГЭС) на реке Западная Двина: Кегумская ГЭС (1939; 248 МВт), Плявиньская ГЭС (1965; 908 МВт), Рижская ГЭС (1974; 402 МВт). Суммарная мощность – 3 млн МВт·ч в год. В Восточной Латвии на реке Айвиексте действует одноимённая малая ГЭС мощностью 1,5 МВт (1925).
Latvenergo (1939) – государственная группа компаний, полностью контролирующая производство электроэнергии в Латвии. В структуре компании – каскад даугавских ГЭС (53,1 % выработанной электроэнергии), две рижские ТЭЦ (35,8 %), малая ГЭС на реке Айвиексте (8,4 %), малые тепловые станции, в том числе на биотопливе (2,7 %, 2021), ветряная система на границе с Эстонией. Компания Latvenergo владеет 85 % розничного рынка электроэнергии в Латвии и 15 % рынков Эстонии и Литвы (2015). Производство электроэнергии ‒ 2,7 млрд кВт·ч (2020), потребление – свыше 5 млрд кВт·ч; недостающее количество электроэнергии Латвия импортирует преимущественно из Эстонии (61,2 %), также из Литвы (29,3 %) и России (9,5 %). Страна является участником соглашения о синхронизации трёх балтийских электрических сетей с континентальными европейскими электросетями в 2025 г.
Машиностроение
Основная особенность современного машиностроения Латвии – специализация на неметаллоёмком, наукоёмком машиностроении. На смену крупным предприятиям пришли небольшие. Несмотря на отток за рубеж квалифицированных кадров, по-прежнему сохраняются многие высокотехнологичные производства: электротехника; компьютерные компоненты, выпускающие устройства беспроводной связи; электродвигатели; беспилотные летательные аппараты (дроны), 3D-принтеры и др., 90 % продукции электронной и электротехнической отрасли экспортируется – столь высокая доля производимой отраслью продукции, поступающей на экспорт, и большое коЛатвия. Хозяйство. Цех Даугавпилсского локомотиворемонтного завода.личество экспортных рынков подтверждают международную конкурентоспособность продукции латвийского машиностроительного комплекса. Крупнейшие предприятия: «Балтийские научные инструменты» (BSI, 1994, Рига; специализированные приборы для нужд атомной энергетики, научных исследований, космической индустрии, горнодобывающей промышленности, мониторинга окружающей среды и др.), Рижский электромашиностроительный завод (RER, 1888, сначала как русско-французское товарищество «Проводник», с 1946 функционирует в нынешнем виде; электрооборудование для железнодорожного транспорта, пассажирских автомобилей, метрополитена; двигатели и генераторы для троллейбусов, гибридных автобусов, электробусов), Даугавпилсский локомотиворемонтный завод (DLRR, основан в 1866 как Двинские главные железнодорожные мастерские Петербурго-Варшавской и Риго-Орловской железных дорог; ремонт локомотивов, изготовление запасных частей для подвижного состава и субподрядные работы по металлообработке), Bucher Schoerling Baltic (2004, Вентспилс; коммунальная уборочная техника), Zieglera Mašīnbūve (1997, Даугавпилс; производство сельскохозяйственной техники, автомобильных компонентов), Anytec (2004, Рига; подразделение одноимённой шведской компании по производству малых спортивных и рекреационных яхт), UAV Factory (2009, Марупа; производство беспилотных летательных аппаратов), SAF Tehnika (1999, Рига; телекоммуникационное оборудование), MikroTik (1996, Рига; интернет-оборудование), HansaMatrix (1999, штаб-квартира – в Марупе, юридический адрес – в Огре; производство электронных компонентов), Dartz Motorz (2008, Рига; производство бронеавтомобилей), Caljan (2020; представительство одноимённой датской компании по производству телескопических конвейеров, открыто в Лиепае в 2020).
Химическая промышленность
Наиболее крупные компании химической промышленности Латвии: Tenachem (1991, Добеле; строительная химия, уплотнители для стёкол), Bio-Venta (2004, Вентспилс; биодизельное топливо, фармацевтический глицерин, сульфат калия), Stenders (2001, Рига; косметическая продукция), WhyRecycle (2018, Елгава; переработка использованной пластиковой тары).
Химия тонкого органического синтеза
Начиная с 1990-х гг. происходила ликвидация крупных предприятий подотрасли химии тонкого органического синтеза, на смену которым пришли небольшие, наблюдался отток значительной части научных кадров за пределы Латвии. Основная стратегия развития связана с производством дженерических лекарственных препаратов, сердечно-сосудистых препаратов. Доля химии тонкого органического синтеза в общем объёме производства отрасли ‒ 2,5 %.
Крупные производители продукции отрасли: Grindex (2006, Рига, основана на базе построенного в 1946 завода витаминов и гормонов; препараты для лечения сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, противоопухолевые препараты, дженерики и активные фармацевтические ингредиенты), Olainfarm (1972, до 1997 Олайнский химико-фармацевтический завод; антибактериальные, противоаллергические, сердечно-сосудистые и неврологические лекарственные препараты), Silvanols (1994, Рига; лекарства из натурального сырья), Rīgas farmaceitiskā fabrika (RFF, 1950, с 1950 завод по упаковке фармацевтической продукции, с 1957 статус фармацевтической фабрики; медикаменты), Pharmidea (2005, Олайне; разработка, производство и продажа стерильных фармацевтических форм). Одним из крупнейших в Северной Европе разработчиков парфюмерии и косметики был Dzintars [1849, Рига, вёл историю с мыловаренной и парфюмерной фабрики Бригера (1849–1940), с 1940 до 1950-х – Sarkanā Ausma]. После банкротства в 2019 г. был выкуплен эстонским концерном Skinest Group и ныне работает под именем H.A.Brieger, выпускающем продукцию под брендом Dzintars.
Основные экспортные рынки продукции тонкого органического синтеза – Литва, Эстония, страны СНГ, Германия, Польша, Швеция, Дания, Великобритания и Нидерланды. В 2015–2020 гг. латвийские химические и фармацевтические компании успешно освоили рынки Австралии, Китая, Панамы, Саудовской Аравии.
Лесная промышленность
Лесная промышленность – одна из наиболее важных в Латвии. К определяющим факторам её развития можно отнести наличие лесных ресурсов и спрос на изделия отрасли на европейском рынке.
Объём лесозаготовок 225 млн м3 (2021), 74 % продукции экспортируется. Основные импортёры (2021): Великобритания (20,2 %), Эстония (8,1 %), Швеция (7,8 %), Германия (7,8 %). В необработанном виде Латвия экспортирует в основном балансовую древесину (часть дерева, используемая для изготовления целлюлозы, древесной массы, топливных гранул).
Основные предприятия, осуществляющие лесозаготовку (2021): Vidzemes mežsaimnieks (1996; Смилтене), AB Timber Group (1999; Рига; материалы для кровельной обрешётки, террасная доска, материалы для каркасов и фасадов зданий, древесные опилки), Latvijas valsts meži (LVM, Латвийские государственные леса, 1999, Рига), Bīlavas (2007; Тукумский край; лесозаготовка), Vidusdaugavas Meži (2010; Айзкраукле; лесозаготовка и лесоводство), Craftwood Invest (2013; Кулдигский край; лесоводство).
Крупные компании, занимающиеся деревообработкой: Latvijas Finieris [1873, Рига, с 1873 – FV Nather, затем в 1939 переименовали в Latvijas Bērzs, в 1975 фабрики Lignums, Furniers и Latvijas Bērzs были объединены в Latvijas Finieru ražošanas apvienība (Латвийское объединение по производству шпона); производство берёзовой фанеры; предприятия в Латвии, Литве, Эстонии и Финляндии], Tiksis (2001, Юрмала; производство и продажа пиломатериалов), NewFuels (2010, Резекне; производство гранул из древесных опилок).
Латвия входит в пятёрку крупнейших производителей древесных гранул в ЕС (1,7 млн т в 2019). Традиционно главной экспортной продукцией являются пиломатериалы и деловая древесина. Структура экспорта латвийской деревообрабатывающей промышленности (2019): пиломатериалы – 29 %, круглые лесоматериалы (кругляк) – 26,4 %, фанера – 8,2 %, пластины – 7,1 %, деревянная мебель – 6,1 %, плотницкая и столярная продукция – 5,1 %, готовая тара – 4,1 %, шпон и профилированные пиломатериалы – 2 %, прочие изделия из древесины – 12 %. Основными импортёрами продукции отрасли являются Великобритания, Германия, Швеция.
Промышленность строительных материалов
Развитие промышленности строительных материалов базируется на разработке собственных месторождений песка, доломита, гипса, известняка, глины, щебня. Основные виды выпускаемой продукции: наполнители, бетон, железобетон, цемент, теплоизоляционные материалы, известь и продукция из доломита, гипсовая продукция, керамические материалы, силикатные и антикоррозийные материалы, стекловолокно, сухие смеси, газобетон, строительная химия и металлическая фурнитура. Крупнейшие предприятия отрасли – Schwenk Latvija (Рига, ведёт историю с 1938, в составе немецкой компании Schwenk и современное название с 2019; производство цемента и бетонных смесей; мощность 1,6 млн т в год; 70 % продукции экспортируется в Литву, Эстонию, Швецию, Финляндию; 2020), MB Betons (1998; предприятия в Лиепае и Даугавпилсе; производство бетона и готовых строительных смесей), Валмиерский завод стекловолокна (1963, Valmieras stikla šķiedra, входит в Valmiera glass group; разработка и производство стекловолокна, материалов для термо- и технической изоляции), Orions (1992; Огре; общестроительные и гидротехнические работы, восстановление бетона).
Лёгкая промышленность
4 % стоимости продукции промышленности страны приходится на лёгкую промышленность. Среди действующих предприятий – Rita (1924; Рига; производство спортивной и термоодежды), Lauma Lingerie (1971; Лиепая; современное название с 2005; производство женского нижнего белья с полным циклом от моделирования до выпуска готового изделия), Mežroze (1993, Рига, ведёт свою историю от Rīgas manufaktūra, основанной в 1929; выпуск тканей, пошив изделий домашнего текстиля).
Ювелирное производство в Латвии имеет давние традиции. Крупнейшие производители – Рижский ювелирный завод (Rīgas juvelierizstrādājumu rūpnīca; 1963; разработка, изготовление и ремонт ювелирных украшений), Gemmi (Рига, 1995; украшения по индивидуальным заказам).
Пищевая промышленность
Пищевая промышленность представлена выпуском молочной продукции (ориентирована на экспорт твёрдых сыров, сливочного масла, молока), консервированной рыбы, фруктово-ягодных заготовок, солений, мясных продуктов, кондитерских изделий, алкогольных и безалкогольных напитков. Предприятия отрасли модернизированы по стандартам ЕС. Наиболее крупные действующие предприятия пищевой отрасли: Aldaris (Рига, 1865, с 1865 – пивоварня Waldschlösschen, в 1937 учреждено акционерное общество Aldaris, с 2008 пивоварня входит в состав Carlsberg Group; пиво и безалкогольные напитки), Laima (Рига, 1870, с 2014 предприятие принадлежит норвежской компании Orkla как Orkla Confectionery & Snacks Latvija; шоколадные изделия), Rīgas piena kombināts (1928, с 1963 – современное название; переработка молока в молочные продукты), Rīgas Miesnieks (1922, основан компанией Konsums, с декабря 1940 оно было известно под названием «Рижский мясной комбинат», с 1944 – Рижский мясоконсервный комбинат, с 1991 – современное название; производство мясных изделий), Spilva (1992, офис в Риге, фабрика в Спилве; переработка овощей и фруктов, производство кетчупов, соусов, джемов), Latvijas Balzams (Рига, 1900; алкогольная продукция, включая «Рижский чёрный бальзам»). Пищевая промышленность Латвии ориентирована на экспорт продукции. Основные импортёры крепких спиртных напитков (2020): Россия (58,3 %) и Белоруссия (9,3 %); пива – Россия (20 %), Китай (11,4 %) и Литва (11 %); молочной продукции – Литва (89,6 %); шоколада – Литва (24,7 %), Россия (18,6 %) и Эстония (18,4 %); свинины – Литва (66,3 %) и Эстония (24,3 %).
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство производит 4,1 % ВВП (2021), в нём занято 6,7 % экономически активного населения страны (2019). Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 2 млн га (48,5 % приходится на пахотные земли, 42,7 % – сенокосы, выгоны, пастбища, 8,8 % – овраги, многолетние насаждения и др.; 2020). Особенности природных условий затрудняют ведение земледелия: 70 % земель избыточно увлажнены или заболочены, почвы бедны органическими и минеральными веществами, имеют высокую кислотность. Небольшой вегетационный период, возврат холодов весной и неустойчивость погоды осенью мешают выращиванию многих культур.
С начала 1990-х гг. площадь фермерских хозяйств увеличивается (в среднем 38,3 га в 2019). Крупные сельскохозяйственные компании: Latraps (2000, Элея; выращивание зерновых и рапса), Balticovo (1972, Иецава; производство яиц и яичных продуктов), Kekava Foods (1967, Кекава; производство мяса птицы и продуктов из куриного мяса), Lielzeltini (1994, Янейкас; производство и переработка мяса птицы, выпуск комбикормов), Baltic Vianco (2015, Вецсауле; разведение мясного крупного рогатого скота), Kurzemes Gaļsaimnieks (1997, Паплака; мясо и мясные изделия, субпродукты), Laktro (1997, Салдус; торговля, сервис и обслуживание животноводческого оборудования и инвентаря).
Растениеводство
С 2000-х гг. структура использования пашни изменилась: возросла доля зерновых, особенно пшеницы; ориентация растениеводства на обеспечение кормами животноводства сменилась увеличением выпуска продовольственного зерна.
Из зерновых культур выделяются озимая рожь и озимая пшеница. Особое место занимает ячмень – фуражная и крупяная культура, сырьё для пивоваренной промышленности. Площадь под зерновыми – 753,1 тыс. га (2020; 742,3 в 2019). Урожайность – 46,4 ц/га (2020; 42,6 в 2019). Сбор зерна 3,5 млн т (2020; 3,2 в 2019). Сбор пшеницы – 2,7 млн т (2020). 80,2 % выращиваемой пшеницы приходится на продовольственную (2020).
Часть выращенной пшеницы Латвия экспортирует; доля пшеницы в общем объёме экспорта страны составляет 4,3 % (2020). Основные импортёры латвийской пшеницы (2020) – страны Африки и Ближнего Востока: Нигерия (27,6 %), Алжир (13,1 %), Саудовская Аравия (12 %), Марокко (7,5 %).
Часть посевных площадей занята кормовыми культурами – травами, кормовыми бобами, горохом, викой, корнеплодами. Повсеместно распространено картофелеводство. Новой культурой для Латвии является рапс. Выращивается небольшое количество технического льна для производства пакли, верёвки, жгута. Ввиду закрытия предприятий сахарной промышленности производство сахарной свёклы практически прекращено.
Животноводство
Основной тип сельскохозяйственных предприятий в стране – частные животноводческие фермы. Животноводческая специализация сельского хозяйства сложилась в середине 19 в. благодаря значительной площади территорий для выпаса скота и кормовых угодий и росту потребностей в сельскохозяйственной продукции быстро растущих городов. На животноводство приходится 36 % стоимости всей сельскохозяйственной продукции Латвии (2020). Поголовье скота (преимущественно бурой латвийской коровы) – 399,0 тыс. голов (2020; 378,2 тыс. в 2010, 378,4 тыс. в 2000, 1382,9 тыс. в 1992).
Доля продукции молочного животноводства в стоимости сельскохозяйственной продукции Латвии составляет 25 % (2020). Среднегодовой надой 5 тыс. л (2020). Молочное животноводство имеет благоприятные условия для развития во всех районах страны, особенно на Видземской возвышенности, обладающей наибольшей площадью лугов и пастбищ.
Свиноводство развито повсеместно вокруг больших городов. Поголовье свиней – 306,8 тыс. (2020; 314,2 тыс. в 2019).
Объём промышленности птицеводства (млн голов) – 5,8 (2020; 5,7 в 2019).
В 2020 произведено (тыс. т): мяса – 91,9 (94,0 в 2019), в том числе говядины и телятины – 16,0 (16,2 в 2019), свинины – 37,3 (40,7 в 2019), баранины и козлятины – 1,0 (1,0 в 2019), мяса птицы – 37,5 (36,0 в 2019), прочего мяса – 0,1 (0,1 в 2019); молока – 990,1 (981,4 в 2019). Производство яиц – 801,8 млн штук (2020; 795,4 млн в 2019).
Лесное хозяйство
Латвия занимает одно из первых мест по лесистости среди стран Европы, страна полностью находится в зоне смешанных лесов. Лес покрывает 52 % территории страны (3,4 млн га в 2021). Лесным хозяйством управляет компания «Латвийские государственные леса» (Latvijas valsts meži, 1999). Около 50 % территории лесов находится в государственной собственности, остальная – в частной. Крупнейшие частные владельцы лесных угодий в Латвии (тыс. га, 2023) – Sodra Latvia (107,1) и Rīgas meži (61,7).
Рыбное хозяйство
В рыбном хозяйстве Латвии занято 0,9 тыс. человек (2018; 1,2 тыс. в 2008). Рыболовецкий флот насчитывает 645 судов (2021; 676 в 2018; 811 в 2008). Объём выловленной рыбы – 104,3 тыс. т (2020; 136,4 тыс. в 2018; 82,3 тыс. в 2015; 151,2 тыс. в 2005; 136,7 тыс. в 2000). Число рыбоперерабатывающих заводов – 7 (2020; 22 в 2015). Экспорт продукции – 250 млн долл. (2018; 20 млн в 2000). Доля продукции рыбной промышленности в общем объёме латвийского экспорта – 1,65 % (2019). Основные импортёры рыбного филе (2020) – Норвегия (33 %), Литва (18,7 %) и Великобритания (14,2 %), замороженной рыбы – Украина (20,2 %), Литва (16,3 %) и Белоруссия (10,5 %), свежей рыбы – Эстония (56,4 %) и Литва (33,9 %).
Сфера услуг
По данным Всемирного банка, доля сферы услуг в ВВП Латвии составляет 63,7 % (2022; 65,9 % в 2009; 54,2 % в 1995). Среди услуг наибольший вклад в ВВП в 2022 г. приходится на транспорт (7,3 %) и информационно-коммуникационные технологии (6 %).
Денежно-кредитная (финансовая) система
Доля банковского сектора в ВВП Латвии составляет 4,3 % (2020). В банковскую систему Латвии входят Центральный банк и ряд коммерческих банков.
Центральный банк (1922, восстановлен в 1990, Рига; является собственностью государства) независим от правительства и осуществляет контроль над деятельностью остальных финансовых учреждений. Основные функции – поддержание бесперебойной работы платёжных систем, представление интересов Латвии в качестве финансового агента, выдача лицензий юридическим лицам, регистрирующим финансовые учреждения; управление зарубежными активами.
Коммерческие банки являются основным элементом конкурентной кредитно-финансовой инфраструктуры Латвии. Ключевое место в банковской системе занимают следующие банки, активы которых составляют (млрд евро в 2022): Swedbank (Швеция) – 5,3, Luminor Bank (Эстония) – 4,9, SEB Banka (Швеция) – 3,7, Rietumu Banka – 3,5, Citadele Banka – 2,6 (оба – латвийские). Средняя кредитная ставка в стране – 11 % (2022). Суммарный годовой объём прибыли латвийских банков равен 250 млрд евро (2022).
Доступность автоматизированных банковских систем составляет 57,9 банкоматов на 100 тыс. человек (2021). Распространённость банковских счетов – 1,3 ‰ (2021).
Основные задачи действующей в Латвии Рижской фондовой биржи (ведёт историю с 1856, восстановлена в 1993; принадлежит американо-финскому концерну NASDAQ OMX Group) – котировка ценных бумаг, привлечение иностранных инвесторов и мобилизация капитала местных инвесторов. Право покупки акций биржи имеют государство, банки, брокерские общества и потенциальные акционеры. Доход биржи формируется из процентов за инвестированный капитал, платы за услуги, штрафов за нарушение правил биржи, прибыли от управления собственностью биржи и прочих предусмотренных правилами биржи поступлений.
Услуги страхования
Страховые услуги в Латвии оказываются на основании закона о государственном социальном страховании (1997; с тех пор регулярно обновляется). Закон определяет общие принципы государственного социального страхования, регулирует его финансовую и организационную структуру. Действующие крупные страховые компании: Gjensidige Latvija (сама компания Gjensidige основана в 1816, Осло, Норвегия; в Латвии с 1994), BTA Baltic Insurance Company (2014) и др.
Логистические услуги
В Латвии создана мощная сеть транспортных компаний, организующих перевозку автомобильным и, в случае необходимости, железнодорожным транспортом. Компании оказывают комплексные услуги, включающие логистику, таможенное оформление, получение сертификатов на некоторые виды продукции, обработку и сопровождение груза, транспортную упаковку, маркировку, страхование и хранение груза в течение определённого срока, доставку в пункт назначения. Крупнейшие центры логистики Латвии (все оказывают складские услуги и транспортируют грузы в другие страны Балтии и ЕС; 2022): Dominante Park (20 км от Риги; площадь 65 га), Dommopark (6 км от Риги; площадь 58 га), Eirkel (Елгава; площадь 49 га), NP Jelgavas biznesa parks (также в Елгаве; 23 га), Wellman Logistics (Саласпилс; площадь 6,2 га).
Оптовая и розничная торговля
Годовой оборот оптовой и розничной торговли Латвии составляет 28,5 млрд евро (2020; 29,7 млрд в 2019). Крупнейшие действующие компании (суммарно занимают 50–60 % латвийского сектора оптово-розничной торговли в 2020): Rimi Baltic (2005, Рига; входит в шведскую группу компаний ICA), Maxima Latvija (2001, Рига, входит в международный холдинг Maxima Grupė), финская Stockmann Latvija (1998, Рига; входит в одноимённую финскую группу компаний).
Активно развивающийся сектор интернет-торговли представлен такими компаниями, как About You (2020; подразделение одноимённой немецкой группы компаний) и Zalando (2021; подразделение одноимённой немецкой группы компаний).
Телекоммуникационная система
Телекоммуникационная система в Латвии включает радио, телевидение, фиксированную телефонную связь, оптоволоконный Интернет, сети 4G (c 2011) и 5G (c 2019). Численность абонентов сетей сотовой связи 4G и 5G составляет 3,8 млн человек (2023; превышает численность населения страны в 2 раза за счёт абонентов одновременно нескольких операторов). Ведущие операторы сотовой связи (2023) – TELE2, LMT, Bite. Крупные интернет-провайдеры (2024) – Bite и Tet.
Совокупный оборот латвийских компаний сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) составляет 4,0 млрд евро (2023), доля сектора в ВВП страны – 4 % (2023). В сфере ИКТ действуют 7,2 тыс. компаний, занято свыше 30 тыс. человек (2023).
Туристический сектор
Туризм – одна из важных отраслей экономики Латвии. Развитию туризма в стране способствует несколько факторов: богатое историко-архитектурное наследие, природно-климатические условия, хорошо отлаженный комплекс гостиничного хозяйства, большое количество предприятий питания, развитое производство сувениров, наличие квалифицированных кадров. Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) сократила долю туристической индустрии в ВВП Латвии до 3,1 % (2020; 4,8 % в 2019). Численность иностранных туристов в стране – 3,2 млн человек (2020; 8,3 млн в 2019), туристов из самой Латвии (внутренний туризм) 151,3 тыс. человек (2022; 148,5 тыс. в 2021); в стране действуют 700 отелей (2020; 847 в 2019). Самые популярные города для внутреннего туризма (2022) – Рига (16,2 % латвийских туристов), Юрмала (7,7 %), Лиепая (6 %).
Транспорт
Латвия обладает развитым транспортным комплексом, включающим автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, морской (совместно с портовым хозяйством), авиационный транспорт.
Автомобильный транспорт
Автодороги (протяжённость – 20,6 тыс. км, плотность – 311 км на 100 км2 в 2019) соединяют Латвию с соседними странами Европы и СНГ. Важным транспортным коридором, пересекающим Латвию в северо-западном направлении на юг, является дорога Виа Балтика – часть маршрута Е67, важнейшей сухопутной транспортной артерии, связывающей Скандинавию (начало в Хельсинки) с Восточной и Центральной Европой (до Праги), в Латвии она проходит через Салацгриву, Ригу и Бауску.
Железнодорожный транспорт
Общая протяжённость сети железных дорог Латвии составляет 1781 км (2020; колея шириной 1520 мм – 1748 км, 750 мм – 33 км). Железнодорожный транспорт тесно связан с морскими портами; более половины суммарного объёма грузоперевозок приходится на транспортировку портовых грузов. Среди грузов доминирует транзит нефтепродуктов, минеральных удобрений, успешно развивается движение контейнерных поездов. Суммарный объём грузоперевозок составляет 24,1 млн т (2020; 41,5 млн в 2019). Объём пассажирских железнодорожных перевозок – 12,9 млн человек (2020; 18,6 млн в 2019, 17,1 млн в 2015).
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт Латвии состоит из магистральных газопроводов регионального (для обеспечения внутренних потребностей страны) и международного (для транспортировки в соседние страны) назначения. Общая протяженность магистральных газопроводов Латвии составляет 1,2 тыс. км (2023).
Региональные магистральные газопроводы (613 км в 2023) состоят из линий Рига – Даугавпилс, Иецава – Лиепая, Упмала – Прейли – Резекне и газопроводов, подведённых к газорегуляторным станциям.
Протяжённость газопроводов международного назначения составляет 577 км (2023), в их состав входят линии Рига – Паневежис (Литва), Псков (Россия) – Рига, Изборск (Россия) – Инчукалнское подземное хранилище газа (ПХГ; вместимость 2,3 млрд м3 в 2023), Рига – Инчукалнское ПХГ (2 линии), Виреши – Таллин (Эстония).
Транспортировку, хранение и распределение газа на территории Латвии осуществляет национальная компания Latvijas Gāze (1991, Рига); управление Инчукалнским ПХГ и системой газопроводов международного назначения – оператор Conexus Baltic Grid (2016, Рига).
Морской транспорт
Морской транспорт является ведущим в транспортной системе Латвии, что определяется особенностями географического положения страны. Ввиду отсутствия естественных бухт латвийские порты построены в искусственных гаванях. Открытое море у берегов не замерзает, поэтому в Лиепае и Вентспилсе навигация не прекращается круглый год. Рижский залив зимой обычно покрывается льдом, в зимние месяцы для проходки судов необходимо привлечение ледоколов. Приморское положение благоприятствует торговым связям со многими европейскими государствами; через Балтийское море проходит один из важнейших транспортных коридоров Европы. В Латвии действуют 3 крупных порта (Рига, Вентспилс, Лиепая) и 7 малых. В крупных портах перегружается 80 % перевозимых через Латвию транзитных грузов; малые порты осуществляют операции с грузами местного значения.
Рижский свободный порт расположен на восточном побережье Балтийского моря, на протяжении 15 км по обоим берегам реки Даугава. Навигация осуществляется круглогодично. Грузооборот − 23,7 млн т (32,8 млн в 2019), что составляет 53 % от суммарного грузооборота всех латвийских портов. Структура грузового транзита (млн т, 2020): насыпные грузы − 13,5 (в том числе зерновые 2,9; уголь 2,6; древесные пеллеты 2,0; химические грузы 1,4; прочее 4,6), генеральные грузы − 7,4, наливные − 2,7.
Латвия. Хозяйство. Рижский свободный порт.Вентспилсский свободный порт – глубоководный порт на побережье Балтийского моря. Грузооборот – 12,9 млн т (2020; 29 % от суммарного грузооборота всех латвийских портов, 2-е место в стране; 20,5 млн т в 2019, 30,3 млн в 2012). Навигация – круглогодично. Порт обладает крупными перевалочными терминалами жидких химических веществ, аммиака и калийных солей. С 2000 г. порт активно участвует в развитии контейнерного и паромного сообщения; является одним из центров паромных перевозок между Швецией, Германией и Россией.
Лиепайский порт открыт для захода судов круглый год. Является крупным перевалочным пунктом для нефтепродуктов, металла и металлолома, древесины, контейнерных и химических грузов, угля, руды. Грузооборот составляет 7 млн т (2021; 6,6 млн в 2020, 7,3 млн в 2019).
Авиационный транспорт
Пассажиропоток латвийского авиатранспорта – 1,3 млн человек (2020; 5 млн в 2019). В стране три международных аэропорта: Рижский (1973), Лиепая (1940), Вентспилс (1939). Рижский международный аэропорт – крупнейший в Латвии; пассажирооборот – 2 млн человек (2020; 7,8 млн в 2019), грузооборот – 23,2 тыс. т (2020; 27,3 тыс. в 2019).
В Рижском аэропорту базируются 3 латвийские авиакомпании: airBaltic (1995; пассажирские и грузоперевозки), RAF-Avia (1990; грузовые и пассажирские перевозки), SmartLynx (1992; современное название с 2008; чартерные рейсы).
Внешняя торговля
Объём внешнеторгового оборота Латвии – 35,4 млрд долл., торговый баланс – 3,2 млрд долл. с отрицательным сальдо (2020).
Объём латвийского экспорта – 16,1 млрд долл. (2020; 15,3 млрд в 2019). В структуре экспорта преобладают (2020): вещательное оборудование (4,9 %), пиломатериалы (4,9 %), пшеница (4,3 %), древесное топливо (3,5 %), медикаменты (3,0 %). Основные партнёры по экспорту товаров (2020): Литва (15,4 %), Эстония (9,9 %), Россия (7,9 %), Германия (6,8 %), Великобритания (5,6 %).
Совокупный объём импорта в Латвию составляет 19,3 млрд долл. (2020; 21,8 млрд в 2019). В структуре импорта преобладают (2020): очищенное топливо (9,2 %), вещательное оборудование (3,9 %), медикаменты (3,3 %), крепкие спиртные напитки (2,5 %), автомобили (2,4 %). Ключевые партнёры Латвии по импорту (2020): Литва (15,3 %), Россия (14,6 %), Германия (8,7 %), Польша (8,5 %) и Эстония (7,1 %).