Липперт Юлиус
Ли́пперт Ю́лиус (Julius Lippert) (12.4.1839, Браунау, ныне Броумов, Чехия – 12.11.1909, Прага), австрийский антрополог, историк, политический и общественный деятель. Окончил Пражский университет (1863). Один из основателей Немецкого общества распространения общественно полезных знаний в Праге. В 1870–1874 гг. депутат ландтага Богемии. В 1874–1883 гг. жил в Берлине, генеральный секретарь Немецкого общества распространения народного образования. В 1883 г. вернулся в Богемию, в 1888 г. вновь избран депутатом ландтага, а также рейхсрата, поселился в Смихове (пригороде Праги). Член Исполнительного комитета партийного руководства немцев в Богемии.
Изучал историю Богемии, процессы колонизации, социальные институты, городскую жизнь в западно-славянских и германских землях в Средние века. Основные труды Липперта по истории культуры, религии, семьи выдержаны в духе однолинейного эволюционизма. Теории Липперта отличались материалистическим подходом. Так, в основе культуры, по Липперту, лежит трудовая деятельность, направленная на «поддержание жизни» в борьбе с природой и служащая основным стимулом для прогресса не только экономики и материальной культуры, но и общественных институтов, языка, письменности, обрядов, мифологии, религии; по ходу истории возрастает роль умственного труда, освобождающего человека от труда физического. Выделяя три эпохи развития человечества – первобытную, феодальную и капиталистическую, Липперт подчёркивал преемственность между «некультурным» периодом (первобытностью) и последующими, «культурными», стадиями. В частности, он не проводил жёсткой грани между бесклассовым и сословно-классовым обществом, понимая социальную историю человечества как поступательное развитие общественной солидарности. Основой общественного устройства Липперт считал семью, рассматривая её в первую очередь как хозяйственную ячейку. Развитие семьи Липперт представлял как движение от её материнской формы к патриархальной, развитие брака – от группового к индивидуальному, внутрисемейных отношений – от свободы женщины к её зависимости от мужчины. В религиях «культурного» периода он видел результат развития первобытных культов: если первобытный человек только фиксировал и придавал религиозный смысл непонятным ему явлениям, то человек «культурный» стремится эти явления познать. Липперт рассматривал религию как целостное мировоззрение, в котором присутствуют две стороны: объективная – представления человека о явлениях – и субъективная, определяющая его мышление и общественное поведение. Связывая происхождение религии с возникновением анимизма и культа предков, Липперт подчёркивал в ней эмоциональную сторону, в первую очередь основанную на страхе смерти. Как политический и общественный деятель, придерживался либеральных взглядов, выступал против клерикализма, национализма, антисемитизма и расизма.