Куба. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Ку́бы, художественное наследие Кубы.
Колониальный период
В ранний колониальный период (16–17 вв.) на Кубе формировались города с регулярной планировкой, прежде всего приморские (Гавана и Тринидад, исторические центры которых включены в список Всемирного наследия; Баямо). Среди укреплений Гаваны (также в списке Всемирного наследия) – крепости Ла-Реаль-Фуэрса (начата в 1558) и Эль-Морро (конец 16 – начало 17 вв.), спроектированная инженером Дж. Б. Антонелли, принёсшим в Новые Индии итальянскую концепцию фортификации, самую передовую для своего времени; по его проектам строились и другие крепости Кубы, в том числе Сан-Педро-де-ла-Рока в Сантьяго-де-Куба (включена в список Всемирного наследия).
Для Кубы в меньшей степени, чем для остальной Латинской Америки, характерно широкое церковное строительство, основание монастырских коллегий и миссионерских центров, которые составляли градостроительную доминанту в большинстве колоний. Это объясняется отсутствием как язычников, требовавших обращения, так и сильной местной художественной традиции. Кубинский вариант барокко достаточно сдержан и более последовательно ориентирован на искусство метрополии, что сказалось прежде всего на облике Гаваны. В то же время на Кубе активно проявлялись испано-мавританские традиции, главным образом в жилой архитектуре. В памятниках местного барокко 17–18 вв. всегда присутствует тяготение к равновесию масс, строгости формы. Дух этого стиля выражает себя преимущественно в живописности деталей и их разнообразии, контрастных сочетаниях цвета и материалов, проявляясь в более чистом виде в скульптуре, особенно в резных алтарях работы местных мастеров (Х. де Салас-и-Аргуэйо, Х. Камарго и др.). Среди первых культовых строений Кубы – однонефные гаванские церкви Эспириту-Санто (1-я половина 17 в.) и Санто-Кристо-дель-Буэн-Вьяхе (середина 17 в., перестроена в конце 17 в.).
В конце 18 в. на Пласа-де-Армас в Гаване возведены дворцы Капитанес-Хенералес (1776–1792) и Сегундо-Кабо (1770-е – начало 1790-х гг., оба – архитектор А. Фернандес де Тревехос-и-Сальдивар). Собор Гаваны (Непорочного зачатия; 18 в.) начал строиться как иезуитская церковь, в 1789 г. получил статус кафедрального собора: он имеет структуру барочного трёхнефного храма с куполом над сакристией и двумя башнями над западным фасадом, но его стиль сравнительно лаконичен. Цельную застройку колониального периода сохранил Камагуэй (исторический центр включён в список Всемирного наследия).
В 17 – начале 18 вв. складывался тип кубинского городского дома – в 1–3 этажа, с обязательным внутренним двориком-патио, окружённым арочной галереей на столбах или колоннах (в более скромных жилищах её заменял навес), из дерева или местного камня; прямоугольный в плане, крытый черепицей, такой дом имел сложные наборные деревянные потолки (альфархе); фасад мог быть окрашен в жёлтый, охристый или голубой цвет. Широко применялись кованые и деревянные ажурные решётки, витражи. Дома среднего достатка нередко украшались самодеятельной живописью; эта традиция сохранялась и в 19 в. Живопись Кубы колониального периода в основном представлена алтарными образами и портретами, определёнными влиянием Испании. Так, во 2-й половине 18 – 1-й половине 19 вв. живописцы Х. Н. де Эскалера и Х. дель Рио писали религиозные образы и портреты. Учителем дель Рио был портретист В. Эскобар, изначально самоучка, затем получивший образование в мадридской Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо. Получила распространение гравюра (в том числе «летучие листки» на исторические сюжеты).
Конец 18 в. – 1820-е гг. отмечены усилением национально-патриотических настроений в области архитектуры и изобразительного искусства, что проявилось, в частности, в отказе от форм барокко в архитектуре: в нём видели отражение колониальной зависимости и противопоставляли ему классицизм французского образца. Этим, например, объясняется перестройка в этот период многих значимых зданий Кубы 16–18 вв., в том числе одного из старейших в Латинской Америке кафедрального собора в Сантьяго-де-Куба (реконструкция с 1810). В Гаване епископ Х. Х. Диас де Эспада-и-Фернандес де Ланда удалил из кафедрального собора весь декоративный ансамбль барокко.
В середине – 2-й половине 19 в. Куба пережила расцвет парадной городской архитектуры. Гавана получила новую планировку, была озеленена, появились особняки и монументы в духе позднего классицизма. В конце 19 в. в стране воцарился «карнавал эклектики», отвергнутое барокко вернулось в виде форм необарокко, соседствующих с неоренессансом и с подражанием классицистическим зданиям колониального периода. На рубеже 19–20 вв. на Кубе появились постройки в стиле модерн. Выстроенный в 19 – начале 20 вв. Сьенфуэгос сохранил цельную застройку исторического центра (включён в список Всемирного наследия).
В 1818 г. в Гаване была основана Школа изящных искусств Сан-Алехандро, получившая в 1832 г. статус академии (ныне Национальная академия изящных искусств Сан-Алехандро). Её первым президентом стал французский художник Ж.-Б. Вермей, ученик Ж.-Л. Давида, работавший в русле предромантизма (росписи в интерьере мемориала Темплете в Гаване, портреты, работы исторического жанра). В Академии Сан-Алехандро учились все ведущие живописцы Кубы, многие затем отправлялись в пенсионерские поездки в Европу.
Начиная с периода Просвещения и особенно с середины 19 в. проблема рабства стала одной из главных для кубинской культуры. В различных её аспектах она вошла в искусство, прежде всего через литографию, которая очень рано проникла на Кубу; именно в этом виде гравюры создавались произведения костумбризма, дополняя, а отчасти и заменяя жанровую живопись. Графические альбомы работавших на Кубе мастеров (французские художники И. Гарнере, Э. Лаплант и Ф. Миале, испанский живописец В. П. де Ландалусе) отразили разные стороны кубинской действительности и сохранили образ общества того времени. Ведущими жанрами живописи в 19 в. были пейзаж и портрет, как салонный (Г. Кольясо, Х. А. Морель), так и демократический (художницы Б. Фуэнтес, также работавшая в жанре портретной миниатюры, и Х. Бореро). М. Мелеро создавал портреты и полотна исторического жанра. Крупнейшие пейзажисты (ученик Т. Руссо Э. Чартранд, военный деятель Ф. Фернандес Кавада, испанский художник В. Санс Карта и бельгийский мастер Х. Кленеверк), принадлежавшие к романтическому направлению, создавали поэтический образ кубинской природы. Среди видных художников 19 в. следует назвать также Л. Романьяча и А. Менокаля. Работал один из первых кубинских скульпторов Х. Вильяльта Сааведра.
Период независимости
Начальный этап независимости Кубы (после 1902) ознаменован подъёмом национального искусства, заложившим основы его дальнейшего развития во всех областях художественного творчества. Эклектика (президентский дворец в Гаване, 1913–1920, архитекторы Р. Марури, П. Белау; ныне Музей Революции; Большой театр Гаваны, 1906–1914, архитектор П. Белау, ныне носит имя А. Алонсо), включая пышный вариант мавританского стиля (вилла Паласио-де-Валье в Сьенфуэгосе, 1913–1917, архитектор А. Колли), сменилась неоклассицизмом, подражавшим формам архитектуры США (здание Национального Капитолия в Гаване, 1926–1929, архитектор Э. Райнери Пьедра и др.), и ар деко (штаб-квартира компании Bacardi в Гаване, 1930, архитекторы Р. Фернандес Руэнес, Э. Родригес Кастельс, Х. Менендес). В столице строились банки и гостиницы, первые небоскрёбы.
Новый взгляд на собственную культуру лёг в основу искусства авангардистов («вангуардиа»), отразившего острую потребность в национальной самоидентификации; этих художников называют также «Поколением 27-го года»: в 1927 г. в Гаване состоялась основополагающая экспозиция современного кубинского искусства «Первая выставка нового искусства». Молодые художники (В. Мануэль Гарсия, Э. Абела, К. Энрикес, М. Поголотти, А. Фернандес и др.) поставили перед собой задачу «открыть Кубу» средствами современной живописи, отвергая академизм. В их творчестве жизнь на Кубе использовалась в качестве источника тем и вдохновения; особенно наглядно это отразилось в концепции креолизма (criollidad; в данном случае – обращение к традициям белых крестьян-гуахиро). Все кубинские авангардисты проходили «ускоренный путь развития», знакомясь с европейским искусством, прежде всего французским, стремясь освоить его язык новых форм. Создавались произведения, пронизанные идеями классовой борьбы и антифашизма (М. Поголотти). Принципы мексиканского мурализма и европейских экспрессионизма и «возврата к порядку» оказали влияние на живопись А. Фернандеса, Х. Арче, Ф. Понсе де Леона.
Продолжением этой линии в 1950-х – 1970-х гг. стал «карибский синтез», расширенная версия креолизма, включившая в себя художественные традиции всего многонационального населения региона (творчество А. Пелаэс, Р. Портокарреро и др.).
В 20 в. к реализму, однако часто не лишённому идеализации, были близки скульпторы Э. Бетанкур, Рита Лонга, Ф. Хелаберт, Ф. Боада, X. X. Сикре и Т. Рамос Бланко, к модернизму – Э. Родригес и Д. Равенет.
Большое значение приобрело в этот период творчество афрокубинских мастеров. В. Лам, один из ведущих живописцев страны 20 в., в своих полотнах использовал элементы кубизма, переосмысленные с позиций сюрреализма; его работы посвящены архетипическим образам кубинской многонациональной культуры. Иное прочтение этой темы предложил М. Мендиве, использовавший в живописи и инсталляциях стилистику примитивизма и современного африканского искусства.
Середина 20 в. отмечена активным строительством; появились постройки в формах модернизма, в том числе тропического: на металлическом каркасе, из железобетона. Сложилась группа местных архитекторов, владеющих прогрессивными строительными технологиями; в их творчестве отражались международные импульсы. В Гаване возведены здание суда аудиторов (счётной палаты, ныне здание Министерства внутренних дел; 1953, архитектор А. Капабланка), страховых обществ – стоматологического (Edificio del Retiro Odontológico; 1953) и медицинского (Edificio del Retiro Médico; 1958; включало квартиры; оба – архитектор А. Кинтана), Дворец изящных искусств (1952–1954, архитектор А. Родригес Пичардо; одно из зданий Национального музея изобразительных искусств). В провинции также появились постройки в русле современной архитектуры (отель «Хагуа» в Сьенфуэгосе, архитекторы Э. Каньяс Абриль, Н. Непомечи, открыт в 1959).
После Кубинской революции, с 1959 г., в архитектурной сфере возник новый социальный заказ, выполнение которого несло вначале оттенок утопии: возводились «дворцы для бедных» – многоквартирные дома с разнообразными планировками, инфраструктурой, озеленением, индивидуальными решениями экстерьера (район Абана-дель-Эсте, 1959–1961, архитектор Р. Карранса и др.). Вскоре реальная ситуация заставила перейти к функционально и финансово оправданным принципам строительства. В 1960-х гг. разработана система сборных железобетонных элементов («строительная система Хирон», sistema constructivo Girón), позволившая применять в строительстве индустриальные методы. Новые жилые районы и посёлки появились в Санта-Кларе («Камило Сьенфуэгос»), в Сантьяго-де-Куба, Камагуэе и сельских районах; возводились школы-интернаты, медицинские центры. Оригинальные архитектурные решения демонстрируют комплекс Национальной школы искусств в русле органической архитектуры (остался незавершённым; 1961–1965, архитекторы Р. Порро, В. Гаратти, Р. Готтарди) и Научно-исследовательский центр Кубинской академии наук в русле японского варианта брутализма (1966, архитектор Х. Гальван и др.; оба – в Гаване).
После революции художественная жизнь на Кубе протекала оживлённо: была обновлена Академия Сан-Алехандро, открыта Национальная школа искусств, Мастерская графики. В первые послереволюционные годы развивались жанр плаката (Р. Кинтана, О. Янес, Э. Серрано), карикатура, журнальная и газетная графика. Создавались многочисленные красочные панно, больших успехов достигло фотоискусство. В кубинском искусстве нашли отражение практически все крупные течения 20 в. – от абстракционизма до поп-арта и фотореализма. Среди наиболее важных мастеров – С. Кабрера Морено, Р. Мартинес, Н. Домингес, Ф. Гарсьяндиа де Ораа, Т. Санчес Рекейро, Х. Э. Фуэнтес Фонсека (JEFF). Получило развитие и наивное искусство, которое поддерживают школы народного творчества. В конце 20 – 21 вв. художники обращаются к новейшим международным тенденциям, используя техники ассамблажа, перформанса и др. В Гаване проводится биеннале современного искусства (Bienal de La Habana; c 1984).
Развиваются традиционные ремёсла: резьба по дереву, изготовление изделий из кожи, керамики, папье-маше.