Креолизм
Креоли́зм, креольизм (criollismo, от исп. criollo – креол), течение в испаноязычной латиноамериканской литературе конца 19 в. Его представители стремились отразить национальную проблематику и народную жизнь в русле реализма. Течение получило развитие в литературе многих стран Латинской Америки, прежде всего Венесуэлы и Чили.
В литературоведение понятие «креолизм» ввёл венесуэльский писатель и культурфилософ Х. Хиль Фортуль (1861–1943). В статье о венесуэльской литературе 1890-х гг. («Literatura venezolana», 1903) он противопоставил креолизм, с одной стороны, испаноамериканскому модернизму, ориентированному на европейские художественные модели, с другой – декадансу, под которым писатель понимал любое отступление от реализма. Первым произведением креолизма Хиль Фортуль назвал роман М. В. Ромеро Гарсиа «Пеония» («Peonía», 1890), хотя он был создан под заметным влиянием французского натурализма.
В 1-й половине 20 в. понятие «креолизм» прочно закрепилось в испаноамериканском литературоведении, однако отсутствие точных дефиниций привело к расхождению в его понимании. Так, истоки креолизма исследователи относят и к началу, и к концу 19 в., трактуя его то как период в истории литературы, то как течение. Р. Бланко Фомбона определил креолизм как «путь американцев к постижению самих себя», при этом отмечая ускользающую суть этого понятия: как «дневной свет, о котором все говорят, но объяснить его природу не могут» (Blanco Fombona R. El modernismo y los poetas modernistas. Madrid, 1929. P. 44, 46). Однако при всех смысловых вариациях креолизм сохраняет три основные позиции: связь с категорией национального; достоверность художественного отражения специфически национального; соотнесённость с литературой реалистической направленности. Широта и неопределённость этих позиций позволяет сопоставлять креолизм со многими течениями (от романтизма и костумбризма до нового латиноамериканского романа) и причислять к нему разных писателей. С креолизмом тесно связан другой термин, возникший и утвердившийся в испаноамериканской критике конца 19 в., – нативизм.
В чилийской литературе понятие «креолизм» применяется в более узком значении – преимущественно к произведениям сельской тематики. Чилийская проза начиналась с изображения жизни города, поэтому художественное освоение провинциальной действительности представляло собой открытие нового мира (в других странах континента писатели, наоборот, познавали городской мир). В силу того, что тематика в испаноамериканской прозе играла роль важного стилеобразующего фактора, креолизм в узком понимании стал одним из направлений в развитии чилийской прозы. Он сформировался на почве костумбризма и сохранил черты его эстетики: пристрастие к местному колориту, увлечение живописными деталями, описательность без глубокого психологизма. Идеологической базой чилийского креолизма стал поиск национальной сущности: отворачиваясь от космополитического города, креолисты надеялись отыскать «корни нации» в селе. Центральный герой их произведений – чилийский крестьянин уасо, воплощающий этнотипическое начало.
Крупнейший представитель и теоретик креолизма – чилийский писатель М. Латорре (1886–1955) – в своей эстетической программе, выраженной в ряде статей и в предисловии к сборнику «Рассказы Мауле» («Los cuentos de Maule», 1912), указал на следующие установки: главный стимул писательского творчества – стремление понять ментальную сущность нации и наиболее полно отразить национальную действительность; литературное произведение должно основываться на личном опыте и наблюдении; писателю следует избегать влияний извне.
Эти установки нашли отражение в «Рассказах Мауле», романе «Сурсулита» («Zurzulita», 1920) М. Латорре и в произведениях других основоположников чилийского креолизма: «Сцены крестьянской жизни» («Las escenas de la vida campesina», 1909) Р. Малуэнда (1885–1963), «Сельские будни» («Días del campo», 1916) Ф. Гана (1867–1926) и др.
Креолизм, возникший из потребности обозначить в литературе аутентичное в противовес заимствованному, отражал процесс формирования испаноамериканского литературоведения в его стремлении осмыслить и охарактеризовать своеобразие литературного процесса континента.