Пушкиниана в изобразительном искусстве
Пушкиниа́на в изобрази́тельном иску́сстве, произведения живописи, скульптуры и графики, посвящённые А. С. Пушкину во всех аспектах его личности и наследия. К ним принадлежат прижизненные портреты поэта (кисти О. А. Кипренского, Третьяковская галерея, Москва, и В. А. Тропинина, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, далее – ВМП, оба – 1827; акварель П. Ф. Соколова, 1836, ВМП), многочисленные памятники (первый установлен в Москве в 1880, скульптор А. М. Опекушин, ныне на Пушкинской площади).
Фантазийные портреты поэта, а также сцены из его жизни стали распространённой темой в российском искусстве 2-й половины 19 – 20 вв., среди примеров – монументальная картина И. К. Айвазовского и И. Е. Репина «Пушкин на берегу Чёрного моря (ʺПрощай, свободная стихия!")» (232 × 162 см, 1887, ВМП), полотно Н. Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском ("Пущин у Пушкина")» (1875, Харьковский художественный музей), портреты Пушкина – графический В. А. Серова (1899, ВМП) и живописный К. С. Петрова-Водкина (1934, Государственный музей А. С. Пушкина, Москва), картина Н. П. Ульянова «А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце» (1935–1937, ВМП) и его же графический цикл «Пушкин в жизни» (1930-е гг.), полотно В. Е. Попкова «Осенние дожди ("Пушкин")» (1974, Третьяковская галерея), произведения скульптора О. К. Комова. Широкий ряд картин, гравюр, скульптур, произведений декоративно-прикладного искусста был создан к 100-летию со дня смерти поэта («Встреча Пушкина с повозкой, везущей тело Грибоедова» М. С. Сарьяна, 1936–1937, Харьковский художественный музей, и др.).
Важной частью пушкинианы является обширный корпус иллюстраций к произведениям Пушкина; среди мастеров – А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, В. М. Конашевич, Н. В. Кузьмин, Т. А. Маврина, В. А. Фаворский.