#Действительные члены Академии художеств СССРДействительные члены Академии художеств СССРИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегДействительные члены Академии художеств СССРДействительные члены Академии художеств СССРНайденo 15 статейСкульпторыСкульпторы Залькалнс ТеодорсЗа́лькалнс Те́одорс (1876–1972), латвийский скульптор, народный художник СССР (1957), действительный член Академии художеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1971). Участник осуществления плана монументальной пропаганды в Петрограде. Памятники (А. Кронвалдсу в Сигулде, 1938), портреты (А. Арнольдовой, бронза, 1906), надгробия (Я. Е. Порука в Риге, 1930) отличаются строгой тектоникой, обобщённостью форм.Живописцы Нисский Георгий ГригорьевичНи́сский Гео́ргий Григо́рьевич (1903–1987), российский живописец, график. Народный художник РСФСР (1965), действительный член Академии художеств СССР (1958). Создавал динамичные по ритму, декоративно-обобщённые пейзажи («Подмосковная рокада», 1957).Скульпторы Николадзе Яков ИвановичНикола́дзе Я́ков Ива́нович (1876–1951), грузинский скульптор, народный художник Грузинской ССР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1947). Основоположник современной грузинской скульптуры (станковой и монументальной). Испытал влияние французской скульптуры (О. Родена, Э.-А. Бурделя, Ш. Деспио). Ведущее место в творчестве Николадзе занимал жанр портрета (И. Г. Чавчавадзе, мрамор, 1937, Музей изобразительных искусств имени Ш. Амиранашвили, Национальный музей Грузии, Тбилиси; писателя В. В. Вересаева, бронза, 1943, Третьяковская галерея).Графики Павлов Иван НиколаевичПа́влов Ива́н Никола́евич (1872–1951), российский гравёр, график, народный художник РСФСР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947). Один из первых российских художников, создававших оригинальные станковые ксилографии, разработал технику акватипии, стоял у истоков развития линогравюры в России. Разрабатывал темы лирического городского (альбомы «Уходящая Русь», 1914; «Уголки Москвы», 1915) и индустриального пейзажа («Волга у Ярославля»); мастер экслибриса. Член Московского товарищества художников (с 1912), Ассоциации художников революционной России (АХРР; 1925–1932). Сталинская премия 2-й степени за 1942 г., присуждена в 1943 г.Скульпторы Комов Олег КонстантиновичКо́мов Оле́г Константи́нович (1932–1994), российский скульптор, народный художник СССР (1987), действительный член Академии художеств СССР (1988). В конце 1950 – 1960-х гг. работал преимущественно в станковой пластике, создавая жанровые композиции и портреты в русле сурового стиля. В начале 1970-х гг. обратился к созданию монументальных по размерам, но камерных по духу памятников деятелям истории и культуры. Автор скульптурной пушкинианы. Лауреат Государственной премии СССР (1981).Живописцы Дейнека Александр АлександровичДейне́ка Алекса́ндр Алекса́ндрович (1899–1969), российский живописец, график, художник-монументалист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), народный художник СССР (1963); действительный член (1947) и вице-президент (1962–1966) Академии художеств СССР; член-корреспондент Академии искусств ГДР (1964). Герой Социалистического Труда (1969). Один из ведущих мастеров изобразительного искусства 1920-х – 1930-х гг. Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ; 1925–1928). Среди ключевых произведений: «На стройке новых цехов» (1926, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ), «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва), «Мать» (1932), «Вратарь» (1934; оба – ГТГ), «Оборона Севастополя» (1942, Русский музей, Санкт-Петербург). Также работал как скульптор, книжный иллюстратор. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1962), Ленинской премией (1964). Ранние работы Дейнеки оказали во 2-й половине 20 в. влияние на формирование сурового стиля.Живописцы Лебедев Владимир ВасильевичЛе́бедев Влади́мир Васи́льевич (1891–1967), российский живописец, график; народный художник РСФСР (1966), член-корреспондент Академии художеств СССР (1967). Один из основателей петроградских «Окон РОСТА» (1919–1921); член-учредитель общества «Четыре искусства» (1924). Ранние живописные произведения в духе кубизма («Натюрморт с палитрой», 1919, Русский музей, Санкт-Петербург). Глава художественной редакции Детгиза (1924–1933); смелый экспериментатор в области детской книжной иллюстрации, считал её столь же значимой, как сам текст произведения («Слонёнок» Р. Киплинга, 1921; многочисленные издания С. Я. Маршака: «Цирк», «Вчера и сегодня», оба – 1925; «Усатый полосатый», 1930; «Три медведя» Л. Н. Толстого, 1948, и др.). Для иллюстраций характерна изобретательность, лаконичность художественного языка, занимательность. Автор портретов.Живописцы Иогансон Борис ВладимировичИогансо́н Бори́с Влади́мирович (1893–1973), российский живописец, народный художник СССР (1943), действительный член Академии художеств СССР (с 1947; в 1958–1962 президент). Герой Социалистического Труда (1968). Один из ведущих представителей искусства социалистического реализма; главные работы связаны с историко-революционной тематикой, историей классовой борьбы в России, Гражданской и Великой Отечественной войнами: «Советский суд» (1928), «Допрос коммунистов» (1933), «На старом уральском заводе» (1937, все – Третьяковская галерея).Живописцы Мешков Василий ВасильевичМешко́в Васи́лий Васи́льевич (1893–1963), российский живописец, сценограф. Народный художник РСФСР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1958). Сын В. Н. Мешкова. Член Ассоциации художников революционной России (с 1922). Продолжатель традиций русского реалистического пейзажа конца 19 – начала 20 вв., Мешков в своих эпических полотнах воссоздавал величественный облик природы Русского Севера и Урала («Серый денёк», 1927, Русский музей, Санкт-Петербург; «Сказ об Урале», 1949, Третьяковская галерея, Москва; «Кама», 1950, Русский музей; «Осень в Карелии», 1951, Третьяковская галерея). Также оформлял спектакли Рязанского драматического театра (1919–1921), Новосибирского оперного театра (1926–1929). Преподавал в рязанских Государственных свободных художественных мастерских (1919–1921). Сталинская премия 3-й степени (1950).Историки искусств Грабарь Игорь ЭммануиловичГраба́рь И́горь Эммануи́лович (1871–1960), российский историк искусства, реставратор, музейный деятель, живописец; действительный член Императорской Академии художеств (1913), Академии наук СССР (1943) и Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1956). Руководил изданием первой научной «Истории русского искусства» (1910–1916; не завершено). Опубликовал монографии о И. И. Левитане, В. А. Серове, И. Е. Репине. Один из основоположников отечественного музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Писал пронизанные светом импрессионистические пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н. Д. Зелинский», 1932). 12