Коммуникативный капитализм Джоди Дин
Коммуникати́вный капитали́зм (англ. Communicative capitalism), концепция, описывающая современную социально-экономическую формацию, при которой происходит конвергенция демократии, капитализма, сетевых технологий и медиа. В этих условиях основные демократические ценности материализуются в сетевых коммуникационных технологиях, т. е. коммуникативный капитализм основывается на эксплуатации коммуникации. Меняется сам характер коммуникации: содержание сообщения становится менее важным в сравнении с самим фактом регистрации «вклада» сообщения в циркулирующий поток контента.
Термин «коммуникативный капитализм» предложил политический теоретик П. Пассавант (Сафронов. 2020. С. 238), однако автором концепции считается философ, левая активистка Дж. Дин, которая работает совместно с Пассавантом. Впервые Дин употребила термин в 2002 г. в книге «Секрет паблисити: как технологии капитализируют демократию» (Dean. 2002) и с того момента использует его для описания современных процессов.
Концепция эволюционирует по мере развития взглядов автора и её рефлексии над социальной и политической повесткой. Российские социологи Д. П. Гавра и В. В. Декалов предлагают делить работу Дин на 3 этапа: 1999–2005 гг. – оформление, 2005–2012 гг. – детализация, с 2012 г. доныне – появление активистских интенций в развитии концепции (Гавра. 2018. С. 28–29).
Концепция коммуникативного капитализма предполагает разделение политики как циркуляции контента (блогов, телевизионных и радиопрограмм, в которых политики и активисты борются за прозрачность, внимание и узнаваемость) и как официальной политической стратегии (институциональная политика, бюрократия, судопроизводство и др.). Согласно идеалам либеральной демократии, коммуникация внутри публичной сферы (политика как циркуляция контента) должна влиять на официальную политику. Но в современных США наблюдается обратное – существенное расхождение между указанными направлениями. Кроме того, распространение средств массовой информации изменило сам характер политического участия: действия политиков нацелены на активное медиаприсутствие, а не на формирование партий, союзов и реальные политические действия (Dean. 2009. P. 52–55).
Фантазии
Особенности коммуникативного капитализма Дж. Дин описывает главным образом с помощью фантазий, которые позволяют людям ощущать свои действия как политически важные: изобилия (abundance), активности или участия (activity or participation) и целостности (wholeness).
Фантазия изобилия возникла из-за роста возможностей обмена информацией. Она подразумевает, что любое сообщение, которое передаёт коммуникатор, в совокупности с другими сообщениями образуют большой поток, что порождает переизбыток контента. Из-за этого реципиент зачастую не в состоянии выделить необходимую ему информацию и коммуникативный акт в традиционном понимании становится невозможным. Таким образом, фантазия изобилия трансформирует сообщение в единицу контента, которая вносит вклад в его бесконечную циркуляцию. Сам факт отправки сообщения в поток для поддержания круговорота информации – сделать репост, поставить реакцию на пост, отметить друга в посте – становится важнее его содержания, качества и достоверности. В этих условиях циркуляция контента выступает условием принятия или отклонения этого вклада (Dean. 2005. P. 57–60).
По мнению Дж. Дин, сообщения необходимо рассматривать с точки зрения потребительской стоимости, а вклады – с точки зрения меновой стоимости. Это позволит понять, почему одни сообщения (дебаты, дискуссии) всё же бывают эффективными. Многие товары действительно нужны людям, но товаром их делает не потребность людей, а их экономическая функция, роль в капиталистическом обмене. Так же и с сообщениями: система, коммуникативная сеть, через которую распространяются сообщения и воспроизводится коммуникативный капитализм, намного важнее самих сообщений (Dean. 2005. P. 59).
В 2009 г., описывая фантазию изобилия, Дин дополнила свои рассуждения о роли сети в условиях коммуникативного капитализма. Она отметила, что иллюзия демократического участия не позволяет распознать виды неравенства, которые заложены в сложную сетевую архитектуру: сеть имеет непредсказуемую структуру. Напротив, в ней встречаются «кластеры и хабы, в которых некоторые сайты являются узлами» (перевод наш. – В. Ш.; Dean. 2009. P. 28). Следовательно, разные сайты, блогеры и селебрити неравноценны в силу разного числа подписчиков: одни могут иметь высокий индекс цитируемости, бо́льшую аудиторию и быть источником информации для более «мелких» ресурсов с узкой аудиторией и небольшим числом пользователей.
Фантазия активности или участия позволяет людям думать, что онлайн-действие способно на что-либо повлиять. Например, когда пользователь делится ссылкой на петицию, он верит, что данное действие имеет смысл, но на самом деле это не так.
Фантазия целостности укрепляет уверенность в том, что наши вклады в циркуляцию контента имеют значение, т. к. попадают в самое значимое из всех пространств – в глобальное пространство Интернета (Dean. 2005. P. 66–67). Дин не утверждает, будто весь мир является зоной коммуникативного капитализма. Напротив, «пространство коммуникативного капитализма – это Интернет, а сетевые коммуникации материализуют фантазии единства и целостности под видом глобальных» (перевод наш. – В. Ш.; Dean 2005. P. 67). В этом пространстве нет политики, и трансформировать процессы внутри него отнюдь не способно распространение контента, т. к. там уже существует «соглашение» (Dean. 2009. P. 69).
Эксплуатация
По мнению Дж. Дин, из-за сетевых коммуникаций возникла эксплуатация данных, метаданных, сетей, внимания, возможностей и «спектакля» (Dean. 2012). Говоря о данных, Дин приводит в пример такие компании, как Amazon и Google. Они, как и многие интернет-компании, претендуют на право владеть информацией, размещённой на их сайтах. Приватизируя данные и пользуясь неоплачиваемым добровольным трудом (посты, лайки, репосты), они распространяют в обществе эксплуатационные практики. Капитализм эксплуатирует метаданные: пользовательские пути, друзей, историю поиска для продажи рекламы (Dean. 2012. P. 137).
При коммуникативном капитализме происходит эксплуатация сети. Сетевая иерархическая структура (относительная популярность блогов, книг-бестселлеров, высокий индекс цитирования) разделяет людей, создаёт неравенства, но не исключает акторов из коммуникации. Устройство сетей мотивирует людей становиться участниками капиталистических процессов (Dean. 2012. P. 137–142). Используя разные приложения и сервисы (например, Gmail, YouTube) пользователи платят не деньгами, а своим вниманием, которое оказывается четвёртым объектом для эксплуатации. Текущая политико-экономическая формация постоянно требует внимания, предписывает активно коммуницировать онлайн. Данный тип эксплуатации имеет психологический аспект, к чему обращается Дж. Дин: коммуникативные схемы капитализма – «петли влечения» (loops of drive). Оказываясь захваченным этими петлями, индивид постоянно находится в переменчивом состоянии – от эмоционального возбуждения до истощения. Чем больше пользователь должен выбирать, т. е. задействовать своё внимание, тем сильнее он оказывается «истощён» (Dean. 2012. P. 142–149).
Современный капитализм эксплуатирует возможности. Он конфискует знания и навыки людей: например, если раньше при поломке техники люди её чинили, то теперь они предпочтут купить новый компьютер, машину или смартфон. Дин пишет, что в сложившихся условиях образованный средний класс, как и высшее образование в целом, теряют ценность, т. к. все знания сводятся к данным, которые можно найти в Google. В числе прочего поэтому многие технические, интеллектуальные и творческие задачи переходят на аутсорсинг (Dean. 2012. P. 149–151). Наконец, коммуникативный капитализм эксплуатирует и экспроприирует «спектакль». Для объяснения Дин обращается к идеям Дж. Агамбена, которые он высказал в книге «Грядущее сообщество» («La Comunita che viene», 1-е издание – 1990). Экспроприация языка в «спектакле» открывает новый опыт языкового бытия: теперь важно не содержание высказывания, а сам факт его изречения (Dean. 2012. P. 151–154).
Текущий период работы Дин характеризуется усилением активистских интенций, что отражается и на её концепции. Она выдвигает гипотезу, что на современном этапе происходит перерождение капиталистической формации в новую, которую можно предварительно назвать неофеодализмом. Дин полагает, что избежать этого позволит формирование международного коммунистического государства, за которое стоит бороться левым (Дин. 2019. С. 110–113).