Кернер Юстинус
Ке́рнер Юсти́нус, Юстинус Андреас Кристиан Кернер (Justinus Andreas Christian Kerner) (18.9.1786, Людвигсбург, Вюртемберг – 21.2.1862, Вайнсберг, Вюртемберг), немецкий поэт, врач.
Младший ребёнок в многодетной семье судьи. Учился в школе в Людвигсбурге, с 1795 г. – в монастырской школе в Маульбронне. После ранней смерти отца в 1799 г. устроился подмастерьем на герцогской ткацкой фабрике в Людвигсбурге (1802–1804). По ходатайству бывшего людвигсбургского дьякона К. Ф. Конца, преподававшего в Тюбингенском университете, в 1804–1808 гг. изучал там медицину и естественные науки. В то же время познакомился с поэтами Л. Уландом и Г. Швабом, основал Тюбингенский романтический кружок и швабскую школу. По инициативе Ю. Кернера с 1807 г. в университете издавался рукописный «Воскресный листок для образованных сословий» (Das Sonntagsblatt für gebildete Stände). Как врач начал работать в 1806 г., специализировался на психических расстройствах. С 1810 г. практиковал в разных городах Вюртемберга, в 1819 г. поселился в Вайнсберге, где был главным врачом города до выхода в отставку по болезни (1851). Дом Кернера в Вайнсберге, построенный в 1822 г., стал центром литературной жизни Вюртемберга, в нём собирались поэты швабской школы, бывали Л. Тик, Л. Й. фон Арним, Н. Ленау.
Представитель немецкого романтизма. Склонный к меланхолии, мистике (включая оккультные практики), писатель при этом не был лишён чувства юмора. В основе поэзии Кернера лежал интерес к фольклору и немецким песенным традициям, свои произведения он часто стилизовал под народные поэтические предания и песни. Значительное влияние на его творчество оказал сборник немецких народных песен Л. Й. фон Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика».
Первые стихотворения напечатаны в «Альманахе муз» («Musen-almanach», 1807) и в «Газете для отшельников» (Zeitung für Einsiedler, 1808) Л. Й. фон Арнима. Вместе с Л. Уландом и другими поэтами Кернер издал «Поэтический альманах» («Poetischer Almanach», 1812) и альманах «Немецкий поэтический лес» («Deutscher Dichterwald», 1813), где публиковались его собственные стихотворения, произведения Ф. де ла Мотта Фуке, Г. Шваба, Л. Уланда и других поэтов, в том числе под псевдонимами. Первый опубликованный лирический сборник – «Стихотворения» («Gedichte», 1826).
Поэт обращался ко многим жанрам и формам (сонет, застольная песня, панегирик и др.), однако наибольшую известность получили его баллады. Текст баллады «Самый богатый князь» («Der reichste Fürst», 1818) лёг в основу неофициального гимна Вюртемберга: князья разных земель признают богатство вюртембергского князя, поскольку оно состоит в безграничном доверии к нему народа и его любви. Народные и литературные романтические традиции продолжила баллада «Водяной» («Der Wassermann», 1808), восходящая к фольклорному сюжету о заложном покойнике, который уводит приглянувшегося ему живого человека в свой мир. Религиозными мотивами, верой в справедливость пронизана баллада «Скрипач из Гмюнда» («Der Geiger zu Gmünd», 1816) о чуде, явленном Цецилией Римской в награду талантливому благочестивому скрипачу. В лирике Ю. Кернер часто обращался к природе: стихотворения «Мудрость зимы» («Weisheit des Winters», 1834), «Весеннее утро» («Frühlingsmorgen», 1834). Тексты поэта положили на музыку Р. Шуман [в том числе «12 стихотворений Юстинуса Кернера» («Zwölf Gedichte von Justinus Kerner») op. 35, 1840], И. Брамс [дуэт для сопрано и контральто в сопровождении фортепиано «Монахиня» («Klosterfräulein») op. 61 № 2, опубликован в 1874], Х. Вольф, Р. Штраус, З. Фибих.
В 1808–1810 гг. совершил путешествие по Германии и Австрии, во время которого познакомился с Ф. де ла Моттом Фуке, А. фон Шамиссо, А. В. Шлегелем. Впечатления о поездке нашли отражение в романе «Дорожные тени Лукса – игрока тенями» («Reisenschatten vor dem Schattenspieler Luchs», 1811), центральном прозаическом произведении швабского романтизма. Путевые впечатления и зарисовки, романтические описания ландшафтов перемежаются многочисленными вставными легендами, сказками, балладами и песнями, а также беседами повествователя с самыми разными путниками: пастором, цыганами, фокусниками, комедиантами. Роман несёт черты театральной эстетики: он состоит из актов и сцен, между которыми разыгрывается несколько интермедий, представляющих собой театр теней (сцены из придворной жизни, трагическая история двух разлучённых влюблённых). Заканчивается роман сценками рождественского вертепа. Лиризм и романтическую грусть дополняет выраженное юмористическое начало – фарсовые сценки и анекдотические истории, которые наблюдает путник. Герой-рассказчик высмеивает псевдоромантический слог некоторых своих попутчиков; комически обыгран образ Ф. Гёльдерлина, который узнаётся в безумном поэте Хольдере (в качестве врача-практиканта Кернер наблюдал Гёльдерлина в клинике при университете Тюбингена).
Более поздняя проза Кернера, проникнутая любовью к родному краю, носит сильный отпечаток его увлечения мистицизмом. Рассказ «История девушки из Орлаха» («Geschichte des Mädchen von Orlach», 1834) повествует о крестьянской девушке и призраке средневекового монаха, который вселяется в неё, чтобы повиниться в преступлениях прошлого: он замуровал тела своих жертв в стену монастыря, на месте которого в настоящем стоит дом девушки. Признавшись во всём полиции, он наконец обретает покой. Мистицизм и оккультизм сочетаются в рассказе с библейским мотивом искушения. Под впечатлением этой истории В. Ф. Одоевский написал рассказ «Орлахская крестьянка» (1842).
Автор сказок, в частности, детской сказки «Золотой» («Goldener», 1834). В 1852 г. опубликовал предисловие к немецкому переводу сказки «Иван Царевич и Серый волк» («Das Märchen von Iwan Zarewitsch und dem grauen Wolf»), сделанному В. А. Жуковским, с которым был хорошо знаком с 1847 г. и которого высоко ценил. Предисловие, исполненное восхищения русским поэтом, его личностью, творчеством, переводом «Одиссеи», послужило популяризации В. А. Жуковского и русской литературной сказки в Германии.
Воспоминания о ранних годах жизни составили полную юмора «Книгу с картинками о моём детстве» («Bilderbuch aus meiner Knabenzeit», 1849).
Также писал художественно-документальные книги, отмеченные романтическим мирочувствованием, в которых сочетал наблюдения над необъяснимыми явлениями, размышления о методах лечения магнетизмом, сведения о медиумах и сомнамбулах («История двух лунатиков», «Geschichte zweier Somnambülen», 1824). С интересом писателя к паранормальным явлениям связано его участие в судьбе Ф. Хауффе, молодой женщины, страдавшей тяжёлыми психическими заболеваниями и известной своими медиумическими способностями. В 1826–1829 гг., вплоть до смерти, она жила в доме Ю. Кернера; историю её жизни и болезни он описал в двухтомной книге-отчёте «Провидица из Префорста» («Die Seherin von Prevorst», 1829; русский перевод «По ту сторону смерти. Записки ясновидящей», 1909, новый перевод «Провидица из Префорста», 2013). Книга вызвала в обществе как дискуссии врачебного толка, так и обсуждение сверхъестественных явлений; неоднократно переиздавалась. В. К. Кюхельбекер в своём дневнике за 1845 г. отметил книгу как «чрезвычайно отрадное явление» (Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 425), опровергающее рационалистическую философию. Кернер и в дальнейшем продолжал фиксировать наблюдения за своими пациентами и размышления о потусторонних явлениях в изданиях «Листков из Префорста» («Blätter von Prevorst», 1831–1839), заметок «Магикон» («Magikon», 1840–1853). Особенно его интересовал месмеризм, о создателе которого, Ф. А. Месмере, он после тщательных документальных разысканий опубликовал биографическую книгу («Franz Anton Mesmer», 1856).
Занимался медицинскими (статьи о ботулизме и о холере, 1815–1822) и краеведческими исследованиями. Сыграл решающую роль в сохранении руин замка Вайбертрой (11 в.) в Вайнсберге: выступил инициатором создания и был председателем Женского общества («Frauenverein», 1823), которое и поныне занимается благоустройством этого исторического памятника.
В 1979 г. Медицинской ассоциацией общественного здравоохранения Баден-Вюртемберга учреждена медаль Юстинуса Кернера за заслуги в здравоохранении. С 1990 г. город Вайнсберг вручает Премию Юстинуса Кернера за изучение и понимание личности, творчества, деятельности и значения писателя.