Канада. Литература
Литерату́ра Кана́ды, совокупность художественных произведений, созданных на территории Канады на французском и английском языках. Ей предшествовали местные фольклорные традиции индейцев и эскимосов.
Литература на французском языке
Традиции канадской словесности на французском языке были заложены в 16–17 вв. переселенцами из Франции (отчёты о путешествии Ж. Картье, С. де Шамплейна, реляции иезуитов о религиозных миссиях и др.). Многочисленные хроники, истории, путевые дневники, бортовые журналы переселенцев, печатавшиеся во Франции, наполнены сведениями о жизни индейцев, описаниями природы Новой Франции и другими этнографическими материалами. Большой популярностью пользовалось творчество уроженца Франции, путешественника М. Лекарбо. Его поэтический сборник «Музы Новой Франции» («Les Muses de la Nouvelle-France», 1606), отразивший влияние школы «Плеяда», был создан в Канаде. В труде Лекарбо «История Новой Франции» («Histoire de la Nouvelle-France», 1609) рассказывается о колонизации французами Нового Света. В 1606 г. в Порт-Рояле была поставлена сочинённая Лекарбо по образцам галантных празднеств музыкальная пьеса «Театр Нептуна в Новой Франции» («Le Théâtre de Neptune en la Nouvelle-France», издана в 1609), стоявшая у истоков канадской драматургии. Важнейшим источником по истории Канады являются письма французской монахини М. де л'Инкарнасьон, переселившейся в 1639 г. в ходе религиозной миссии на территорию Квебека. Этнографический характер носит проза Мари Морен (Marie Morin, 1649–1730), Элизабет Бегон (Élisabeth Bégon, 1696–1755), Шарлотты Данно де Мюи (Charlotte Daneau de Muy, 1694–1759), французского миссионера-иезуита Ж.-Ф. Лафито и др.
После захвата Новой Франции англичанами в ходе Семилетней войны 1756–1763 гг. и Парижского мирного договора 1763 г. Франция практически полностью утратила контроль над американскими территориями. В конце 18 – 1-й трети 19 вв. во франкоязычной литературе наблюдался упадок, связанный как с общим пессимизмом франкофонов, так и с английской политикой, в соответствии с которой франкоканадцы воспринимались как население без собственной истории и культуры.
Важным явлением в истории канадской драматургии стали созданные в духе классицизма произведения Жозефа Кенеля (Joseph Quesnel, 1746–1809), родившегося во Франции поэта, драматурга, основателя театральной труппы, в том числе его комедии, во многом испытавшие влияние творчества Мольера: «Кола и Колинетт» («Colas et Colinette», 1788), «Лука и Сесиль» («Lucas et Cécile», 1789), «Французы-республиканцы, или вечер в кабаре» («Les Républicains français ou la soirée au cabaret», 1800), «Англомания» («L'Anglomanie», 1803) и др.
М. Бибо со сборником «Послания, сатиры, песни, эпиграммы и другие стихи» («Épîtres, satires, chansons, épigrammes, et autres pièces de vers», 1830) стоял у истоков романтизма. Он получил широкую известность как журналист, основатель нескольких газет, а также как автор книги «История Канады» («Histoire du Canada», 1837–1844) – первого сочинения такого рода, созданного канадцем по рождению.
Первым франкоязычным романом, созданным и изданным в Канаде, стало произведение «Искатель сокровища, или Влияние одной книги» («Le Chercheur de trésors, ou L'Influence d'un livre», 1837) Ф. Обера де Гаспе (Гаспе-сына) (Philippe-Ignace-François Aubert de Gaspé, 1814–1841), отмеченное сочетанием традиций нравоописательного, авантюрного и готического романа. Свидетельством пробуждения интереса к театру стало открытие в 1825 г. в Монреале Королевского театра; известность получили пьесы Пьера Птиклера (Pierre Petitclair, 1813–1860).
Развивавшийся в середине 19 в. романтизм нашёл своё воплощение в лирике Ф.-К. Гарно, его книга «История Канады с открытия до наших дней» («Histoire du Canada depuis sa découverte jusqu'à nos jours»; 4 тома, 1845–1852) в значительной мере способствовала пробуждению национального самосознания канадцев-франкофонов и оживлению франкоязычной литературы. Романтическое по своему духу направление «Патриотическая школа Квебека» («École Patriotique de Québec»; известно также как «Литературное движение Квебека», «Mouvement Littéraire de Québec») оформилось в 1850-х гг.; для примыкавших к нему поэтов и писателей характерны консервативные почвеннические настроения. Лидером направления выступил О. Кремази, снискавший славу «отца франкоканадской поэзии»: поэмы «Канадский ветеран» («Le Vieux Soldat canadien», 1855), «Флаг Карильона» («Le Drapeau de Carillon», 1858) и др. К движению примыкали Патрис Лакомб (Patrice Lacombe, 1807–1863), получивший известность благодаря роману «Земля отцов» («La Terre paternelle», 1846), Пьер Жозеф Оливье Шово (Pierre-Joseph-Olivier Chauveau, 1820–1890) с романом «Шарль Герен» («Charles Guérin», 1853), Филипп Обер де Гаспе (Гаспе-отец) (Philippe Aubert de Gaspé, 1786–1871) с романом «Канадцы прежних времён» («Les Anciens Canadiens», 1863), Жозеф Мармет (Joseph Marmette, 1844–1895) – автор исторического романа «Франсуа де Бьенвиль: сцены канадской жизни 17 века» («François de Bienville : scènes de la vie canadienne au 17e siècle», 1870), а также Наполеон Бурасса (Napoléon Bourassa, 1827–1916) с историческим романом «Жак и Мари» («Jacques et Marie», 1866) о жизни первых канадских поселенцев. Творчество этих авторов характеризуется вниманием к историческим деталям, патриотизмом, стремлением прославить «эпическое» канадское прошлое, старые патриархальные порядки, героизм предков. Антуан Жерен-Лажуа (Antoine Gérin-Lajoie, 1824–1882) получил известность благодаря драме «Юный Латур» («Le jeune Latour», 1844), циклу романов «Жан Ривар» (Jean Rivard, 1874–1877).
Одна из ключевых фигур литературного процесса 2-й половины 19 в. – Л.-О. Фрешетт, автор многочисленных поэм, в том числе «Легенда народа» («La Légende d'un peuple», 1887), пьес «Феликс Путре» («Félix Poutré», 1862), «Возвращение изгнанника» («Le Retour de l'exilé», 1880) и других; известность снискали почвенническая поэзия и проза Леона-Памфиля Леме (Léon-Pamphile Le May, 1837–1918), Уильяма Чапмана (William Chapman, 1850–1917), Шарля-Нере Бошемена (Charles-Nérée Beauchemin, 1850–1931) и др.
Эпистолярно-дневниковый роман «Анжелина де Монбрен» («Angéline de Montbrun», 1881) Лоры Конан [Laure Conan; настоящие имя и фамилия Мари-Луиза Фелисите Анжер (Marie-Louise Félicité Angers), 1845–1924] – один из первых опытов психологической прозы во франкоканадской литературе. Поэтическое творчество Эдора Эвантюреля (Eudore Évanturel, 1852–1919), в частности его поэтический сборник «Первые стихотворения» («Premières poésies», 1878), стало свидетельством нарастающего интереса канадских поэтов к литературным процессам, происходившим в Европе.
Заметное оживление литературной жизни связано с возникновением Монреальской литературной школы, развивавшей художественные традиции французской поэтической школы «Парнас» и символизма. Её основателями выступили поэт, драматург, литературный критик Ж. Шарбонно, а также писатели Лувиньи де Монтиньи (Louvigny de Montigny, 1876–1955), Поль де Мартиньи (Paul de Martigny, 1874–1951) и Жермен Больё (Germain Beaulieu, 1870–1944).
Крупнейшим поэтом начала 20 в. стал примыкавший к школе Э. Неллиган. Его творчество, пронизанное тонким лиризмом и меланхолией и испытавшее сильное влияние поэтики Ш. Бодлера и А. Рембо, говорит об открытости канадской литературы к актуальным эстетическим тенденциям (в современной франкоязычной литературе Канады наблюдается настоящий культ Неллигана). Стремлением к чистому искусству в духе школы «Парнас» отмечено творчество ориентировавшихся на европейскую культуру «эстетистов», образовавших отдельное направление внутри «монреальской школы»: Альбер Лозо (Albert Lozeau, 1878–1924), Марсель Дюга (Marcel Dugas, 1883–1947), Поль Морен (Paul Morin, 1889–1963) и др.
Модернистской образностью отмечены поэтические сборники «Атмосферы» («Les Atmosphères», 1920) и «Стихотворения» («Poèmes», 1922) Жана-Обера Лоранже (Jean-Aubert Loranger, 1896–1942), а также «Взгляды и пространственные игры» («Regards et jeux dans l'espace», 1937) Э. де Сен-Дени Гарно, получившие популярность только после смерти обоих поэтов.
Второе, более широкое направление представлено почвеннической традицией, сосредоточенной преимущественно на описании патриархального сельского уклада; среди «регионалистов» – Альбер Ферлан (Albert Ferland, 1872–1943), Шарль Жиль (Charles Gill, 1871–1918), Бланш Ламонтань-Борегар (Blanche Lamontagne-Beauregard, 1889–1958). Повествующий о жизни квебекской деревни роман «Мария Шапделен» («Maria Chapdelaine», 1916) Л. Эмона, француза по происхождению, стал ярким воплощением реализма, представленного также творчеством Ринге [Ringuet, псевдоним; настоящие имя и фамилия Филипп Паннетон (Philippe Panneton), 1895–1960], Альбера Лабержа (Albert Laberge, псевдоним Adrien Clamer, 1871–1960), Родольфа Жирара (Rodolphe Girard, 1879–1956) и др. Значительный общественный резонанс сопровождал появление остросоциального романа «Полуцивилизованные» («Les demi-civilisés», 1934) Жана-Шарля Харви (Jean-Charles Harvey, 1891–1967).
Экспериментальный характер, тонкие лирические интонации, темы одиночества, затерянности человека во вселенной присущи лирике А. Эбер, в том числе её сборникам «Равновесие сна» («Les Songes en équilibre», 1942), «Королевская усыпальница» («Le Tombeau des Rois», 1953), творчеству Алена Гранбуа (Alain Grandbois, 1900–1975), получившего известность благодаря романам и поэтическим сборникам «Острова ночи» («Les Îles de la Nuit», 1944), «Центр космоса» («Le Centre cosmique», 1946), произведениям поэтессы Рины Ланье (Rina Lasnier, 1910–1997), автора многочисленных сборников стихов, в том числе «Отсутствующее присутствие» («Présence de l'absence», 1956).
Развитие канадской поэзии во многом было связано с деятельностью созданной в 1953 г. литературной группы «L'Hexagone» («Шестигранник» – одно из традиционных обозначений континентальной Франции из-за её географических очертаний), лидером которой стал поэт, общественный деятель, яркий сторонник культурного суверенитета Квебека Гастон Мирон (Gaston Miron, 1928–1996), автор поэтических сборников «Две крови» («Deux sangs», 1953), «Человек, собранный воедино» («L'homme rapaillé», 1970) и др. Для творчества поэтов, примыкавших к группе, характерны тонкость и изящество, тщательная формальная обработка стиха; это Жиль Эно (Gilles Hénault, 1920–1996), Мишель ван Шендель (Michel van Schendel, 1929–2005), Жан-Ги Пилон (Jean-Guy Pilon, 1930–2021) и др.
В прозе 1940–1960-х гг. доминировали роман и повесть: жанр семейной хроники («Семья Плуфф», «Les Plouffe», 1948; «Пьер Великолепный», «Pierre le Magnifique», 1952) развивал Р. Лемелен, а также Г. Руа, которая в «городском романе» «Счастье по случаю» («Bonheur d'occasion», 1945) обратилась к описанию рабочего класса.
Творчество представителей французского Католического возрождения (Ж. Бернанос, Ф. Мориак) оказало существенное влияние на прозу Робера Шарбонно (Robert Charbonneau, 1911–1967), выступившего с романом «Они унаследуют землю» («Ils posséderont la terre», 1941); на прозу и драматургию Робера Эли (Robert Élie, 1915–1973): роман «Окончание снов» («La Fin des songes», 1950), пьеса «Радостная девушка» («La Jeune Fille ravie», 1956) и др. И. Терио обратился к сюжетам, связанным с осмыслением жизни коренных народов Канады (роман «Агагук», «Agaguk», 1958; и др.).
Становление современного канадского театра связано с творчеством драматурга Марселя Дюбе (Marcel Dubé, 1930–2016), писателя, драматурга, режиссёра Гратье Желина (Gratien Gélinas, 1909–1999) – мировой успех снискала его пьеса «Вчера дети танцевали» («Hier, les enfants dansaient», 1966). Крупнейший драматург 2-й половины 20 в. М. Трамбле внёс вклад в расширение тематического диапазона театра, а также активно использовал в драматургии языковые эксперименты (в том числе жаргонную лексику рабочего класса и слова из домашнего обихода): постановка его пьесы «Невестки» («Les belles-sœurs», 1968) имела большой резонанс. Новаторский характер отличает творчество драматургов Жана-Пьера Ронфара (Jean-Pierre Ronfard, 1929–2003), Робера Гурика (Robert Gurik, род. 1932), Жана Барбо (Jean Barbeau, 1945–2019), Нормана Шоретта (Normand Chaurette, 1954–2022) и др.
Канадская франкоязычная литература в 1960–1970-х гг. во многом подготовила «Тихую революцию» и развивалась в её условиях; она пронизана пафосом свободы (в том числе религиозной), для неё характерны стремление к сохранению идентичности и культурной независимости, размышления о национальном характере канадских франкофонов. Таковы поэтические сборники «Страна» («Le Pays», 1963), «Земля Квебека» («Terre Québec», 1964) Поля Шамберлана (Paul Chamberland, род. 1939), творчество Поля-Мари Лапуанта (Paul-Marie Lapointe, 1929–2011), Гатье Лапуанта (Gatien Lapointe, 1931–1983), поэтический сборник «Страна без слова» («Pays sans parole», 1967) Ива Префонтена (Yves Préfontaine, 1937–2019). В прозе 1960-х гг. ощутимо влияние западного «нового романа»: романы «Аквариум» («L'Aquarium», 1962) Жака Годбу (Jacques Godbout, род. 1933), «Следующий эпизод» («Prochain épisode», 1965) Юбера Акена (Hubert Aquin, 1929–1977).
Смелым экспериментированием отмечен роман «Инкубационный период» («L'incubation», 1965) Жерара Бессета (Gérard Bessette, 1920–2005), в котором применена техника потока сознания; роман Бессета «Антропоиды» («Les Anthropoïdes», 1977) насыщен символизмом, экзистенциальными размышлениями. Значительный резонанс вызвал посвящённый событиям середины 18 в. исторический роман «Пелажи-повозка» («Pélagie-la-Charrette», 1979) А. Майе.
В 1970–1990-х гг. в поэзии постепенно снижается националистический пафос, она в большей мере обращается к неангажированному лиризму, в том числе связанному с описанием природы и человеческих чувств, а также языковому экспериментированию: Мишель Больё (Michel Beaulieu, 1941–1985), Люсьен Франкёр (Lucien Francoeur, род. 1948). Проза и драматургия конца 20 – начала 21 вв. отмечены глубоким психологизмом, осмыслением глобализма и связанного с ним размывания национальной и личной идентичности: Мишель Трамбле (Michel Tremblay, род. 1942; пьеса «Настоящий мир?», «Le Vrai Monde?», 1987), Андре Ланжевен (André Langevin, 1927–2009), Жак Феррон (Jacques Ferron, 1921–1985), Режан Дюшарм (Réjean Ducharme, 1941–2017), Кристиан Мистраль (Christian Mistral, 1964–2020), Мадлен Монетт (Madeleine Monette, род. 1951), Анн Дандюран (Anne Dandurand, род. 1953), Андре Мажор (André Major, род. 1942) и др.
Среди наиболее значительных современных поэтов и писателей: Ф. Шаррон, получивший известность благодаря поэтическим сборникам «Мир как препятствие» («Le Monde comme obstacle», 1988), «Жестокость бытия» («Cruauté de l'être», 2010), Ив Бошемен (Yves Beauchemin, род. 1941), Луи Эмон (Louis Émond, род. 1969) – автор пронизанных экзистенциальными вопросами романов «Рукопись» («Le manuscrit», 2002), «Сказ» («Le conte», 2005), Андре Мишо (Andrée Michaud, род. 1957), Николя Дикнер (Nicolas Dickner, род. 1972), Доминик Фортье (Dominique Fortier, род. 1972) – автор романа «Бумажные города» («Les villes de papier», 2018).
Литература на английском языке
Истоки англоязычной литературы Канады – письма, мемуары, дневники и описательная проза путешественников и переселенцев из Англии, в том числе Сэмюэла Хирна (Samuel Hearne, 1745–1792), Саймона Фрейзера (Simon Fraser, 1776–1862) и др. Эпистолярная традиция оказала решающее влияние на роман «История Эмили Монтегю» («The History of Emily Montague», 1769) Фрэнсис Брук (Frances Brooke, 1724–1789), который считается первым канадским романом.
В 1-й четверти 19 в. сформировался исторический роман, испытавший влияние В. Скотта и Дж. Ф. Купера, среди наиболее заметных примеров – роман «Монастырь Святой Урсулы, или Канадская монахиня» («St. Ursula's Convent, or The Nun of Canada», 1824) Джулии Кэтрин Беквит (Julia Catherine Beckwith, 1796–1867); внимание к «индейскому материалу» присуще роману «Вакуста» («Wacousta», 1832) Джона Ричардсона (John Richardson, 1796–1852). Историческая тематика доминирует в романе «Антуанетта де Мирекур» (Antoinette de Mirecourt, 1864) Розанны Элеаноры Лепрон (Rosanna Eleanor Leprohon, 1829–1879), а также в повести Уильяма Кирби (William Kirby, 1817–1906) «Золотая собака» («The Golden Dog», 1877), испытавшей влияние готического романа.
В 1880–1890-х гг. в англоканадской литературе развивался романтизм, отразивший рост национального самосознания после образования Конфедерации (1867). Романтические тенденции наиболее выражены в творчестве поэтов-«конфедератов» (часто причисляемых к «Школе Кленового дерева», «The Maple Tree school»): Ч. Робертс (сборник «Орион и др. стихотворения», 1880), Уильям Блисс Кармен (William Bliss Carman, 1861–1929), Арчибальд Лампмен (Archibald Lampman, 1861–1899) и Дункан Кэмпбелл Скотт (Duncan Campbell Scott, 1862–1947); их творчеству присущи медитативность, стремление к описанию ландшафтов Канады, представление о единстве человека и природы. С романтическим направлением связано творчество поэтессы ирландского происхождения Изабеллы Кроуфорд (Isabella Crawford, 1850–1887), а также поэтессы и писательницы Эмили Полин Джонсон (Emily Pauline Johnson, 1861–1913), затронувшей индейскую тему. Романтические и отчасти националистические веяния ощутимы в драматургии конца 19 в., обращённой к национальной истории: Чарлз Мейр (Charles Mair, 1838–1927) выступил с драмой «Текумсе» («Tecumseh», 1886; о национальном индейском герое), известность получила пьеса «Лора Секорд: героиня 1812 года» («Laura Secord: The Heroine of 1812», 1887; о героине англо-американской войны 1812) Сары Анны Керзон (Sarah Anne Curzon, 1833–1898).
Описательность, внимание к региональным нравам и обычаям, интерес к природе, а также частое прославление Британской империи отличают англоканадскую литературу начала 20 в.: поэзия и проза Роберта Уильяма Сервиса (Robert William Service, 1874–1958), Уильяма Генри Драммонда (William Henry Drummond, 1854–1907) и др. Важным явлением литературной жизни конца 19 – начала 20 вв. стала анималистика: Э. Сетон-Томпсон, Чарлз Джордж Дуглас Робертс (Charles George Douglas Roberts, 1860–1943), Уильям Александер Фрейзер (William Alexander Fraser, 1859–1933), Серая Сова и др. Романы «Небесный кормчий» («The Sky Pilot», 1899), «Иностранец» («The Foreigner», 1909) Ральфа Коннора [Ralph Connor; псевдоним, настоящие имя и фамилия Чарлз Уильям Гордон (Charles William Gordon), 1860–1937] стали одним из заметных проявлений жанра «местной идиллии», в которой прославлялось возвращение к крестьянскому труду, патриархальная система ценностей. Большой популярностью пользовалось творчество основоположницы канадской англоязычной детской литературы Люси Мод Монтгомери (Lucy Maud Montgomery, 1874–1942), выпустившей в 1908 г. роман «Аня из Зелёных мезонинов» («Anne of Green Gables») – первый из серии, посвящённой девочке-сироте Ане Ширли.
Мировую известность снискало стихотворение «В полях Фландрии» («In Flanders Fields», 1915; об ужасах Первой мировой войны 1914–1918 гг.) военного врача и поэта Джона Маккрея (John McCrae, 1872–1918): образ красного мака из этого сочинения доныне остаётся на Западе символом скорби и памяти жертв мировых войн. Крупнейший поэт 1-й половины 20 в. Э. Дж. Прэтт получил известность как благодаря лирическим морским зарисовкам (поэма «Стих Ньюфаундленда», «Newfoundland Verse», 1923), так и масштабным эпическим поэмам («К последнему всплеску», «Towards the Last Spike», 1952).
В середине 1920-х гг. в поэзии представителей «Монреальской группы» оформился модернизм: Джон Гласско (John Glassco, 1909–1981), Артур Джеймс Маршал Смит (Arthur James Marshall Smith, 1902–1980), Леон Кеннеди (Leo Kennedy, 1907–2000), Абрахам Клейн (Abraham Klein, 1909–1972), Фрэнсис Скотт (Francis Scott, 1899–1985). Своеобразным поэтическим манифестом модернизма стала коллективная антология «Новые провинции» («New Provinces», 1936), отразившая влияние поэтической манеры Т. С. Элиота и Э. Паунда. Экспериментальный характер отличает поэзию Э. Берни, дебютировавшего сборником на метафизические темы «Давид и другие стихотворения» («David and Other Poems», 1942).
В 1930–1950-х гг. развивалась также поэзия в духе реализма, обращённая к социальным и политическим проблемам: стихотворения Фрэнка Пруэтта (Frank Prewett, 1893–1962), сборник «День и ночь» («Day and Night», 1944) Дороти Ливсей (Dorothy Livesay, 1909–1996), раннее творчество Луиса Дьюдека (Louis Dudek, 1918–2001) и Ирвинга Лейтона (Irving Layton, 1912–2006). В поэтическом творчестве Патриции Кетлин Пейдж (Patricia Kathleen Page, 1916–2010), в том числе в сборнике «Металл и цветок» («The Metal and the Flower», 1954), соединились социальные и метафизические мотивы.
Социальная тематика отличает прозу Эверард Котс [Everard Cotes, псевдоним; настоящие имя и фамилия Сара Джаннетт Дункан (Sara Jeannette Duncan), 1861–1922], Эмили Карр (Emily Carr, 1871–1945), а также Мазо де ла Рош (Mazo de la Roche, 1879–1961), получившей известность благодаря романной саге «Ялна» («Jalna», 1927–1960) – канадскому бестселлеру середины 20 в. Реалистические тенденции заметны в юмористических новеллах и публицистике С. Ликока, в творчестве Фредерика Филиппа Гроува (Frederick Philip Grove, 1879–1948), в том числе в его романах «Жители болот» («Settlers of the Marsh», 1925), «Хозяин мельницы» («The Master of The Mill», 1944). Интерес к жизни канадцев из прерий отличает прозу Джеймса Синклера Росса (James Sinclair Ross, 1908–1996), чей дебютный роман «Что касается меня и моего дома» («As For Me and My House», 1941) получил широкую известность, а также Эрнеста Баклера (Ernest Buckler, 1908–1984) и Уильяма Ормонда Митчелла (William Ormond Mitchell, 1914–1998), снискавшего популярность благодаря роману «Кто видел ветер» («Who Has Seen the Wind», 1947). Тема «маленького человека», противостоящего системе, остро заявлена в романе «Мистер Эймс против времени» («Mr. Ames Against Time», 1949) Филиппа Альберта Чайлда (Philip Albert Child, 1898–1978). Социально-психологическая тематика доминирует в прозе Теда Аллана [Ted Allan, настоящие имя и фамилия Алан Херман (Alan Herman), 1916–1995], Кларенса Малколма Лаури (Clarence Malcolm Lowry, 1909–1957), М. Каллагана, Этель Уилсон (Ethel Wilson, 1888–1980).
Модернистские традиции в прозе ярко воплотил роман «Двойной крючок» («The Double Hook», 1959) Ш. Уотсон, ставший одним из самых заметных событий литературной жизни Канады 1950-х гг.; Уотсон выступила одним из основоположников канадской фантастической литературы, традиции которой были продолжены романами Мэтью Хьюза (Matthew Hughes, род. 1949). М. Лоренс в психологической прозе, используя приёмы У. Фолкнера, показала напряжённый драматизм обыденного существования человека. Философский характер, тонкий психологический анализ в духе психоанализа К. Г. Юнга отличают «Дептфордскую трилогию» («Deptford trilogy»: романы «Пятый персонаж», «Fifth Business», 1970; «Мантикора», «The Manticore», 1972; «Мир чудес», «World of Wonders», 1975) Р. Дэвиса, одного из крупнейших прозаиков Канады 2-й половины 20 в.
Модернизм в театре представлен пьесами Дэвида Уотмоу (David Watmough, 1926–2017), в том числе сборником «Пепел для Пасхи и другие монодрамы» («Ashes for Easter and Other Monodramas», 1972). Социальные и исторические сюжеты характерны для драм Джеймса Рини (James Reaney, 1926–2008), Леонарда Петерсона (Leonard Peterson, 1917–2008) и др.
Темы личной ответственности, социального долга затрагиваются в творчестве Хью Гарнера (Hugh Garner, 1913–1979), в том числе в романе «Капустный город» («Cabbagetown», 1950), Кэрол Энн Шилдс (Carol Ann Shields, 1935–2003), Леонарда Коэна (Leonard Cohen, 1934–2016) – автора романа «Прекрасные неудачники» («Beautiful Losers», 1966), Мордехая Рихлера (Mordecai Richler, 1931–2001).
Трагедия индейского населения осмысляется в произведениях Хуберта Реджиналда Эванса (Hubert Reginald Evans, 1892–1986), Ф. Моуэта, Джорджа Риги (George Ryga, 1932–1987), автора пьесы «Экстаз Риты Джо» («The Ecstasy of Rita Joe», 1967); Руди Вибе (Rudy Wiebe, род. 1934), автора романов «Искушение Большого Медведя» («The Temptations of Big Bear», 1973), «Люди сожжённого леса» («The Scorched-Wood People», 1977); Уильяма Патрика Кинселлы (William Patrick Kinsella, 1935–2016). Проблема поиска национальной идентичности жителей Канады заявлена в романах Х. Мак-Леннана («Возвращение сфинкса», 1967), в «Корнишской трилогии» («Cornish trilogy», романы «Мятежные ангелы», «The Rebel Angels», 1970, «Что в костях заложено», «What's Bred in the Bone», 1985, «Лира Орфея», «The Lyre of Orpheus», 1989) Робертсона Дейвиса (Robertson Davies). Короткая проза социальной направленности оказывается ведущим жанром в творчестве Мейвис Лесли Галлант (Mavis Leslie Gallant, 1922–2014), а также Э. Манро – автора сборников рассказов «Жизни девочек и женщин» («Lives of Girls and Women», 1971), «Драгоценная жизнь» («Dear Life», 2012) и др.
Постмодернистские тенденции ощутимы в прозе Роберта Пола Кретча (Robert Paul Kroetsch, 1927–2011), в том числе в романах «Слова моего рыка» («The Words of My Roaring», 1966), «Человек-конь» («The Studhorse Man», 1969), «Ушедший индеец» («Gone Indian», 1973), в романе «Войны» («The Wars», 1977) Тимоти Финдли (Timothy Findley, 1930–2002), в произведениях Джорджа Боуринга (George Harry Bowering, род. 1935). Смелое экспериментирование в авангардистском и постмодернистском духе отличает поэзию Стивена Макафри (Steven McCaffery, род. 1947), Джозефа Розенблатта (Joseph Rosenblatt, 1933–2019), Альфреда Веллингтона Парди (Alfred Wellington Purdy, печатался под псевдонимом Al Purdy, 1918–2000), Кристиана Бёка (Christian Bök, род. 1966), прославившегося сборниками «Кристаллография» («Crystallography», 1994), «Eunoia» (2001), Лизы Робертсон (Lisa Robertson, род. 1961).
Тонкий лиризм, мистические и спиритуалистские мотивы характерны для поэзии Маргарет Эвисон (Margaret Avison, 1918–2007), в том числе для сборника «Времени нет» («No Time», 1989); увлечение классическими сюжетами, мифологией присуще стихотворениям Энн Карсон (Anne Carson, род. 1950). Значительным явлением в литературной жизни Канады стало творчество М. Этвуд, синтезировавшее традиции ландшафтных зарисовок и анималистики с тонким описанием душевного мира человека, живущего в мегаполисе (романы «Та самая Грейс», «Alias Grace», 1996, «Орикс и коростель», «Oryx and Crake», 2003). Большой резонанс как в Канаде, так и за её пределами вызвало творчество М. Ондатже, пронизанное экзистенциальными размышлениями, в том числе его романы «Английский пациент» («The English Patient», 1992), «Военный свет» («Warlight», 2018), Я. Мартела, в том числе романы «Жизнь Пи» («Life of Pi», 2001), «Высокие горы Португалии» («The High Mountains of Portugal», 2016), Нэнси Хьюстон (Nancy Huston, род. 1953), в том числе роман «Дольче агония» («Dolce Agonia», 2001).
Современная литература в значительной мере преодолевает региональный характер, оказывается частью глобального англоязычного литературного процесса, ей присущи экзистенциальная тематика, стилистическое экспериментирование. Среди наиболее известных современных писателей и поэтов – Одри Томас (Audrey Thomas, род. 1935), Олив Сениор (Olive Senior, род. 1941), Дафна Марлатт (Daphne Marlatt, род. 1942), Томас Кинг (Thomas King, род. 1943), Дуглас Гловер (Douglas Glover, род. 1948), Лорна Крозье (Lorna Crozier, род. 1948), Джейн Уркарт (Jane Urquhart, род. 1949), Энн Майклс (Anne Michaels, род. 1958), Луиза Пенни (Louise Penny, род. 1958), Джордж Элиот Кларк (George Elliott Clarke, род. 1960), Дуглас Кэмпбелл Коупленд (Douglas Campbell Coupland, род. 1961), Карен Соли (Karen Solie, род. 1966), Иден Робинсон (Eden Robinson, род. 1968), Эмма Донохью (Emma Donoghue, род. 1969), Алиса Йорк (Alissa York, род. 1970).