Мари де л’Инкарнасьон
Мари́ де л’Инкарнасьо́н (Мария Воплощения, Marie de l’Incarnation, урождённая Мари Гюйар, Marie Guyart) (28.10.1599, Тур, Франция – 30.4.1672, Квебек), канадская монахиня, миссионер, франкоязычная писательница. Святая католической церкви (2014).
Родилась в многодетной семье ремесленника, получила католическое воспитание. В детстве пережила мистическое видение: во сне к ней явился Иисус Христос и спросил: «Хочешь ли ты быть моей?» (Écrits spirituels et historiques, T. 2. 1930. P. 161). После этого М. Гюйар решила посвятить жизнь служению Богу. В 1-й половине 1610-х гг. изъявила желание принять монашество в бенедиктинском аббатстве Бомон в Туре, однако, подчинившись воле матери, осталась в миру. В 1617 г. вышла замуж за торговца шёлком Клода Мартена, в 1619 г. родила сына Клода (с 1641 монах ордена бенедиктинцев, умер в 1696). Овдовев в том же году, дала обеты безбрачия, бедности и послушания.
В начале 1630-х гг. оставила сына на попечение сестры и вступила в орден урсулинок в Туре, взяв духовное имя Мари де л’Инкарнасьон. В письме к сыну Клоду от 1647 г. признавалась, что разлука с ним – это жертва, которую ей пришлось принести и за которую она чувствовала вину: «Вы были для меня единственным благом в этом мире, к которому было привязано моё сердце, и тем не менее Он пожелал нас разлучить, когда вы были ещё младенцем. <…> То, что я, наконец, уступила божественной любви, не помешало мне бесконечное число раз признавать себя самой жестокой из всех матерей» (цит. по: Vie de la vénérable Marie de L’Incarnation. 1893. P. 32).
В мае 1639 г. Мари де л’Инкарнасьон покинула Францию ради миссионерства в Канаде, являвшейся ей в видениях; 1 августа прибыла вместе с другими монахинями в Квебек, где в 1642 г. учредила первый в Новой Франции монастырь урсулинок. При нём она открыла школу, где обучала как французских, так и индейских девочек основам христианской веры. Там же туземки осваивали французский язык, рукоделие и хорошие манеры (впоследствии Мари де л’Инкарнасьон отказалась от тщетных попыток их ассимилировать). Активно изучала местные индейские (ирокезские и алгонкинские) языки.
Мари де л’Инкарнасьон прославилась своими письмами, адресованными главным образом к сыну. В них отражена как её личная жизнь, так и исторические реалии французской колонии в 1639–1671 гг.: землетрясение в Квебеке в 1663 г., эпидемия оспы в 1630–1650-е гг., которую М. де л’Инкарнасьон считала Божиим промыслом, военные конфликты европейцев с индейцами и др. Часть эпистолярного наследия Мари де л’Инкарнасьон была опубликована при её жизни в «Отчётах иезуитов» («Relations des Jésuites»), отправляемых иезуитскими миссионерами из Северной Америки во Францию в 1632–1673 гг.
Религиозные сочинения Мари де л’Инкарнасьон – «Катехизис» («Catéchisme»), «Отступления» («Retraites») и изложение Песни песней Соломона – написаны до переезда в Новую Францию в Туре. Сын писательницы позднее издал их книгами «Школа богословия» («L’École sainte», 1684) и «Отступления» («Retraites», 1682). В «Школе богословия» объясняются основные христианские символы, догматы, аспекты веры (в том числе Десять заповедей, Троица, Воскресение Христово и др.). «Отступления» содержат авторские комментарии Священного Писания.
Автобиографические труды – «Отчёт 1633 года» («Relation de 1633») и «Отчёт 1654 года» («Relation de 1654»), вошедшие в книгу «Жизнь достопочтенной матери Мари де л’Инкарнасьон» («La Vie de la vénérable mère Marie de l’Incarnation», 1677) К. Мартена (сына), – изначально для публикации не предназначались. Все сочинения на индейских языках – катехизисы, молитвы и словари – утрачены.
В 1980 г. беатифицирована Иоанном Павлом II. В 2014 г. канонизирована папой Франциском. День памяти святой Мари де л’Инкарнасьон – 30 апреля.
С 1989 г. именем Мари Гюйар официально назван самый высокий небоскрёб г. Квебек Complexe G (Édifice Marie-Guyart, 132 м). C 1993 г. при Университете Лаваля (Квебек) открыт междисциплинарный Центр исследований Мари де л’Инкарнасьон (Centre d’études Marie de l’Incarnation), в котором изучают её литературное наследие.
Жизни Мари де л’Инкарнасьон посвящены документальные фильмы – «Безумица Божья» («Folle de Dieu», 2008) Ж.-Д. Лафона, «Кровь пеликана» («Le Sang du pélican», 2020) Д. Буавена.