Испания. История. История с 1975
Исто́рия Испа́нии с 1975, история Испании, государства в Южной Европе, с 1975 г. до периода современности.
Переход от диктатуры к демократии
20 ноября 1975 г. умер Ф. Франко, закончился период 40-летней диктатуры. 22 ноября 1975 г. Хуан Карлос I был утверждён кортесами королём Испании. Король отправил в отставку убеждённого франкиста К. Ариаса Наварро (глава правительства в 1973–1976), 3 июля 1976 г. к присяге было приведено новое правительство, которое возглавил А. Суарес. Начался процесс ликвидации аппарата франкизма. В своей деятельности правительство опиралось на поддержку генерала М. Гутьерреса Мельядо, обеспечивавшего лояльность реформам со стороны влиятельных вооружённых сил, и Т. Фернандеса-Миранды, председателя франкистских кортесов и королевского совета. Серьёзное влияние на правительство оказывало мощное оппозиционное движение, состоящее из Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), Коммунистической партии Испании (КПИ), баскских и каталонских националистических партий и проводившее в стране многочисленные демонстрации, забастовки и акции протеста, добиваясь подлинного разрыва с франкизмом.
В соответствии с декретом об амнистии (30 июля 1976) свободу получили находившиеся в тюрьмах политические заключённые. 15 декабря 1976 г. состоялся референдум по законопроекту о политической реформе (в том числе о проведении всеобщих прямых равных выборов при тайном голосовании в Учредительные кортесы, состоящие из двух палат – Конгресса депутатов и Сената). 94,17 % участвовавших в голосовании поддержали закон, только 2,6 % граждан выступили против реформы. После принятия закона (4 января 1977) были распущены франкистское Национальное движение, франкистские кортесы, упразднялись королевский совет, регентский совет и другие органы власти франкизма. В 1976–1977 гг. были легализованы все политические партии, включая ИСРП, КПИ, профсоюзы – Рабочие комиссии (РК) и Всеобщий союз трудящихся (ВСТ). 9 февраля 1977 г. испанское правительство восстановило дипломатические отношения с СССР, прерванные в марте 1939 г. Во внешней политике был взят курс на всестороннее сближение с НАТО и Европейским экономическим сообществом (ЕЭС).
15 июня 1977 г. состоялись первые с 1936 г. многопартийные выборы в Учредительные кортесы. Победу (34,4 %) одержала проправительственная партия Союз демократического центра (СДЦ), 2-е место (29,3 %) заняла ИСРП. В условиях обострения внутриполитической и экономической ситуации правительство, партии, профсоюзы и предприниматели Испании заключили 25 октября 1977 г. пакт Монклоа, предусматривавший объединение всех политических сил и выработку ими общей позиции по вопросу о путях перехода страны к демократии. Пакт Монклоа стал классическим примером компромисса между различными политическими силами на основе общенационального консенсуса для реализации общих задач демократического транзита. Результатом пакта стала стабилизация испанской экономики (уровень инфляции снизился с 26,4 % в 1977 до 16,5 % в 1978), вопреки росту забастовочного движения. В 1977 г. создана Испанская конфедерация предпринимательских организаций, объединившая предпринимательский сектор.
Несмотря на закон об амнистии, вооружённую борьбу с официальными властями продолжали баскская ЭТА, ультралевая Группа патриотического антифашистского сопротивления первого октября (ГРАПО), а также ультраправые организации. 31 октября 1978 г. Учредительные кортесы приняли Конституцию страны (вступила в силу 29 декабря 1978). Для одобрения Конституции 6 декабря 1978 г. был проведён референдум, в ходе которого 87,87 % участвовавших в голосовании (58,97 % общего числа избирателей) высказались в поддержку нового основного закона страны. Конституция закрепила форму государства в виде конституционной монархии и политическую модель, близкую к модели большинства стран Западной Европы. Испания провозглашалась демократическим, социальным и правовым государством, были закреплены основные права и свободы граждан, отделение церкви от государства, принципы политического плюрализма и разделения властей. В качестве решения национального вопроса, провозглашая нерушимое единство испанской нации, Конституция создавала систему автономных сообществ, признавая тем самым права национальностей и регионов Испании.
1 марта 1979 г. на основе новой Конституции состоялись выборы в кортесы, по результатам которых (СДЦ получил 34,8 %, ИСРП – 30,4 %, КПИ – 10,8 % голосов) А. Суарес вновь возглавил правительство. Новым явлением испанской политической жизни стало парламентское представительство региональных партий, включая радикальные баскские партии Эрри Батасуна и Эускадико Эскера, а также партии «Левые республиканцы Каталонии» и др. В апреле состоялись первые после гражданской войны муниципальные выборы, победу на которых одержали левые партии, мэрами Мадрида и Барселоны стали представители ИСРП. В 1979 г. Каталонии и Стране Басков был предоставлен автономный статут, закрепивший высокий уровень самоуправления, включая собственные правительство, парламент, полицию, систему образования и др. В 1980-х гг. автономные статуты получили остальные испанские регионы (Сеута и Мелилья получили статуты в 1995).
В начале 1981 г. А. Суарес из-за разногласий внутри правящего СДЦ и обострения экономической и социальной обстановки в стране (уровень инфляции при его правительстве достигал 16 %, безработицы – 20 %, росли уголовная преступность и политический терроризм в Стране Басков) подал в отставку. Ситуацией воспользовались военные, попытавшиеся взять власть. 23 февраля 1981 г. здание кортесов, собравшихся для утверждения нового правительства во главе с Л. Кальво-Сотело, было захвачено 200 гражданскими гвардейцами под предводительством подполковника А. Техеро Молины. Генерал Х. Миланс дель Боск вывел на улицы Валенсии танки. Однако попытка военного переворота провалилась во многом благодаря решительным действиям короля Хуана Карлоса I. Лидеры путчистов были приговорены к длительным срокам заключения.
В период правительства Л. Кальво-Сотело (февраль 1981 – декабрь 1982) был принят закон о разводах (1981), одобрено новое административно-территориальное деление страны на 17 автономных сообществ (1981), призванное предоставить всем регионам Испании равный уровень автономии. 30 мая 1982 г. Испания официально вступила в НАТО.
Политика правительств социалистов (1982–1996)
В октябре 1982 г. победу на всеобщих выборах в кортесы одержала ИСРП (получила 48,11 % голосов), после этого партия ещё трижды (в 1986, 1989, 1993) побеждала на выборах, а её лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство на протяжении почти 14 лет. Второй политической силой страны стала партия Народный альянс (26,36 %, с 1989 преобразована в Народную партию, НП), объединившая политические организации консервативного толка. Сокрушительное поражение потерпел СДЦ, вскоре сошедший с политической сцены. Выборы 1982 г. на долгие десятилетия закрепили в Испании двухпартийную систему (ИСРП против НП). Получив абсолютное большинство в конгрессе депутатов, отказавшись от марксизма и провозгласив курс на углубление политической трансформации, Гонсалес приступил к реформам, которые позволили Испании превратиться в высокоразвитую страну.
Внутриполитические преобразования
Основной задачей преобразований правительства социалистов стала всесторонняя модернизация Испании. В экономической сфере была провозглашена амбициозная задача по созданию 800 тыс. новых рабочих мест (не была выполнена). С этой целью оказывалась поддержка малым и средним предприятиям, была проведена реконверсия промышленности, что привело к закрытию многих технически отсталых и неконкурентоспособных предприятий, преимущественно в добывающей и металлургической промышленности, а также к приватизации части государственных предприятий. Выдавались государственные кредиты предприятиям, использующим современные технологии. Был взят курс на построение в Испании социального государства (увеличение расходов на медицину и образование, борьба с безработицей, различные пособия нуждающимся, развитие пенсионной системы). Широко внедрялась система временных трудовых договоров. Во многом благодаря помощи со стороны ЕЭС были осуществлены масштабные инфраструктурные проекты, включая строительство скоростных автомагистралей и железных дорог (в 1992 была введена в действие первая высокоскоростная железная дорога между Мадридом и Севильей). В 1985–1992 гг. был преодолён экономический кризис, в этот период рост испанской экономики был выше, чем в среднем по странам ЕЭС.
В конце 1980-х гг. обострились отношения между ИСРП и ВСТ, который обвинил правительство в нарушении предвыборных обещаний и проведении политики жёсткой экономии, включая либерализацию рынка труда. 14 декабря 1988 г. в Испании прошла всеобщая забастовка под лозунгом «За социальный поворот» («Por el giro social»). В забастовке приняли участие около 8 млн человек. Правительство было вынуждено пойти на уступки: были проиндексированы пенсии, повышены пособия по безработице; введены социальные пенсии по старости для лиц без трудового стажа, по инвалидности, потере кормильца. Кабинет министров провозгласил своей основной задачей борьбу с попытками государственного переворота и терроризмом. В целях решения первой задачи была начата военная реформа: уменьшено количество военных округов с 9 до 6, проведено общее сокращение численности вооружённых сил, избыточного командного состава и сроков обязательной военной службы (с 15 до 12 месяцев в 1984, затем с 12 до 9 месяцев в 1991), создана система альтернативной военной службы, предприняты шаги, направленные на создание профессиональной армии, строго подчинённой гражданской власти. Проблема баскского терроризма на долгие годы превратилась в важнейшую внутриполитическую проблему Испании. Для борьбы с терроризмом была создана Национальная полиция. В первые годы пребывания у власти социалистическое правительство пыталось пойти по пути социальной адаптации террористов, порвавших с ЭТА; предпринимались попытки прямого диалога с руководством ЭТА, которые не привели к желаемым результатам. В январе 1988 г. был заключён антитеррористический пакт Ахуриа Энеа между всеми демократическими силами Страны Басков. Вскоре стало известно, что правительство негласно поддерживало внедрённые в органы безопасности вооружённые антитеррористические группы, которые вели «грязную войну» с ЭТА, используя средства Министерства внутренних дел, что привело к отставке министра внутренних дел Х. Баррионуэво, а затем его заключению в тюрьму (дело GAL – Grupo Antiterrorista de Liberación). К 1987 г. деятельность этих групп привела к гибели 23 человек, преимущественно на сопредельной французской территории.
Правительство социалистов проводило реформу, направленную на достижение большей независимости судебной власти. В образовательной сфере было внедрено обязательное обучение до 16 лет, предоставлена широкая автономия университетам, создавались новые высшие учебные заведения, были учреждены новые стипендии. В 1990 г. количество студентов в университетах Испании впервые превысило миллион человек. Были одобрены различные законы, расширяющие права и свободы граждан, среди них самым дискуссионным явился закон об абортах (1985; разрешался в случае изнасилования, нежизнеспособности плода или серьёзной угрозы здоровью матери). Этот закон вызвал протесты со стороны католической церкви. Правительство проводило реформы государственных расходов, направленные на перенос центра тяжести этих расходов в автономные сообщества, наполняя таким образом созданную автономную систему реальным содержанием. Несмотря на это, правительства Каталонии и Страны Басков продолжали требовать от Мадрида дальнейших уступок, одновременно возражая против уравнивания их с остальными регионами Испании.
В 1992 г. начался новый экономический кризис, уровень безработицы достигал 24 % активного населения. В мае 1992 и январе 1994 гг. в Испании по призыву ВСТ и РК состоялись две всеобщие забастовки. Ряд коррупционных скандалов, в которых были замешаны видные деятели ИСРП, привели к падению популярности социалистов. Отказ от их дальнейшей поддержки в конгрессе со стороны каталонских националистов привёл к тому, что правительство ИСРП лишилось большинства в парламенте. В сложившихся условиях Ф. Гонсалес назначил досрочные выборы.
Внешняя политика правительств Ф. Гонсалеса
Изначально ИСРП была противницей вступления Испании в НАТО. Однако под давлением со стороны США и ряда европейских стран, а также осознавая, что без вступления в НАТО Испания не сможет вступить в ЕЭС, руководство ИСРП постепенно изменило свою позицию. 12 марта 1986 г. был проведён референдум о сохранении членства Испании в НАТО при условии отказа от вхождения в военную организацию альянса, сокращения американского военного присутствия в Испании и отказа от размещения на территории страны ядерного оружия. Правительство призвало голосовать за сохранение членства, а сам Ф. Гонсалес заявил, что при проигрыше он уйдёт в отставку. 52,5 % высказались за участие в альянсе, 39,85 % – против. Противники сохранения членства одержали победу в Каталонии, Cтране Басков, Наварре и на Канарских островах. В 1991 г. вооружённые силы Испании участвовали в войне в Персидском заливе (1990–1991). В соответствии с условиями референдума по НАТО в 1991 г. было принято решение о закрытии двух американских военных баз – в городах Сарагоса и Торрехон-де-Ардос. Испанские военные в рамках операции НАТО приняли участие в войне в Югославии, два испанских самолёта F-18 бомбили сербские позиции в Боснии. В 1995 г. министр иностранных дел Испании Х. Солана был избран генеральным секретарём НАТО.
1 января 1986 г. страна вступила в ЕЭС (с 1993 – Европейский союз; ЕС), что стимулировало рост ВВП и социального благосостояния испанцев. 17 января 1986 г. были установлены дипломатические отношения с Израилем. С 1991 г. стали регулярно проводиться ибероамериканские встречи на высшем уровне. В 1991 г. в Мадриде была проведена мирная конференция по Ближнему Востоку. Испания присоединилась к Шенгенским соглашениям (1991) и подписала Маастрихтский договор (1992). 1992 г. получил название «года Испании в мире» благодаря успешному проведению летних Олимпийских игр в Барселоне (участвовало 169 стран) и Всемирной выставки в Севилье (посетили около 18 млн человек).
В 1990-х гг. российско-испанские отношения вышли на новый уровень развития. В 1994 г. был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве двух стран. РФ и Испания конструктивно взаимодействовали в вопросах укрепления стабильности и безопасности в Европе, урегулирования региональных конфликтов (на Ближнем Востоке, в Западной Сахаре и др.), борьбы с международным терроризмом, национализмом, сепаратизмом, наркобизнесом и организованной преступностью. В 1994 г. было заключено двустороннее Соглашение о сотрудничестве в области культуры и образования. В 1995 г. создана межправительственная смешанная российско-испанская комиссия по экономическому сотрудничеству.
Политика правительств Народной партии (1996–2004)
В марте 1996 г. на выборах в кортесы победу одержала НП. Она получила 156 мандатов (из 350), что не позволило ей сформировать однопартийное правительство. В состав правящей коалиции вошли каталонская партия «Конвергенция и Союз», Баскская националистическая партия (БНП) и Канарская коалиция. Результатом этого союза стало расширение самоуправления Каталонии и Страны Басков, выдвинувших требование предоставить им статус наций.
Правительство Х. М. Аснара проводило политику либерализации экономики и сокращения государственных расходов. Оно добилось снижения темпов инфляции (в 1990 – 6,7 %, в 1997 – 1,97 %) и уменьшения дефицита бюджета (в 1995 – 7,3 %, в 1997 – 2,6 %). Уровень безработицы сократился с 23 % (1996) до 15 % (2000) экономически активного населения. К 2000 г. Испания вышла на 8-е место в мире по размеру ВВП, на 9-е место по индексу человеческого развития, на 6-е место по объёму иностранных капиталовложений. Аснар продолжил политику активной приватизации – в собственности государства остались лишь железные дороги, почта, некоторые каналы телевидения и радио. Экономический рост позволил Испании достичь критериев, установленных Маастрихтским договором, и присоединиться к группе стран, которые первыми ввели евро (1 января 1999). Началась военная реформа, целью которой являлся перевод вооружённых сил на контрактную основу (с 31 декабря 2001).
Правительство с помощью посредников вело переговоры о прекращении террористической деятельности ЭТА, которые окончились безрезультатно. Убийства, взрывы, похищения людей продолжались, вызывая массовые протесты по всей стране. В июле 1997 г. после похищения и убийства членами ЭТА советника НП М. А. Бланко состоялись многочисленные демонстрации против терроризма, только в Мадриде в них приняли участие 1,5 млн человек. В 2000 г. правительство заключило Антитеррористический пакт с оппозиционной ИСРП.
Во внешней политике укрепились связи Испании с США. 16 декабря 1997 г. Испания объявила о вхождении в военную организацию блока НАТО. Мадрид принял ограниченное участие в бомбардировках Югославии 1999 г. под эгидой НАТО, а также в операции по поддержанию мира в Афганистане под эгидой ООН (2001–2021). В 1999 г. испанец Х. Солана стал Верховным представителем по общей внешней политике и политике безопасности ЕС и генеральным секретарём Западноевропейского союза (до 2009).
На выборах 2000 г. НП вновь одержала победу (получила 183 мандата – абсолютное большинство). Несмотря на экономические успехи правительства НП (темпы роста экономики на уровне 3 % в год, сокращение уровня безработицы до 13,6 % в 2002 и до 9,18 % в 2004, создание 2,4 млн новых рабочих мест с 2000 по 2004), в стране росло недовольство внешней политикой правительства Х. М. Аснара. Протест испанцев вызывало участие Испании на стороне США и Великобритании во вторжении в Ирак весной 2003 г. На многочисленные манифестации против участия в войне в Ираке вышли около 3 млн человек (15 февраля 2003). В июле 2002 г. разразился кризис в отношениях с Марокко. Группа вооружённых марокканцев высадилась на необитаемом о. Перехиль, который Испания считает своей территорией (расположен к западу от Сеуты), и водрузила там марокканский флаг. Испанские войска провели военную операцию по восстановлению статуса-кво. В ноябре 2002 г. у берегов Галисии потерпел крушение перевозивший мазут танкер «Престиж», что привело к крупнейшей экологической катастрофе на западном побережье Испании.
Террористический акт в Мадриде 11 марта 2004 г. (ответственными за его проведение правительство Испании считает «Аль-Каиду»; деятельность этой организации запрещена на территории РФ), унёсший жизни 192 человек (более 2 тыс. человек получили ранения), ослабил позиции НП, которая поспешила обвинить в случившемся ЭТА. Во всех городах Испании прошли многомиллионные демонстрации под лозунгами в поддержку жертв, защиту Конституции и с осуждением терроризма. В этих манифестациях впервые приняли участие члены королевской семьи, а также действующий и бывшие председатели правительства.
Пребывание ИСРП у власти (2004–2011)
До терактов, согласно опросам, на выборах в третий раз должна была победить НП. Однако 14 марта 2004 г. победу одержала ИСРП. Одним из первых шагов правительства социалистов под председательством Х. Л. Родригеса Сапатеро стал вывод испанского контингента из Ирака, что осложнило отношения с США.
Внутренняя политика правительства
В сфере экономической политики правительство Х. Л. Родригеса Сапатеро во многом продолжило курс кабинета Х. М. Аснара. Небывалый экономический рост был связан в том числе и с массовой иммиграцией в Испанию из стран Латинской Америки, Магриба и Восточной Европы (с 2004 по 2011 в страну прибыли около 4 млн человек – 10 % населения), предоставлявшей дешёвую рабочую силу, использовавшуюся на не престижных рабочих местах (строительство, уборка мусора, домашняя прислуга и т. д.). Движущей силой экономического роста стало строительство, особенно на восточном побережье страны, под которое выдавались дешёвые кредиты, предоставлялись налоговые льготы на приобретение недвижимости. Была объявлена амнистия нелегальным иммигрантам (2005), разрешены однополые браки и усыновление детей гомосексуальными семьями (2005), упрощена процедура развода, принят закон о равенстве мужчин и женщин, призванный устранить остатки дискриминации в общественной и трудовой сферах (2007). Эти реформы вызвали протесты со стороны Римско-католической церкви. При поддержке оппозиционной НП прошли многочисленные протестные акции в защиту традиционной семьи и против «радикального атеизма».
Правительство Х. Л. Родригеса Сапатеро приняло Закон об исторической памяти (2007), была учреждена специальная комиссия для расследования преступлений времён гражданской войны, демонтированы последние памятники Ф. Франко в Испании. 30 сентября 2005 г. парламент Каталонии утвердил проект нового автономного статута, согласно тексту которого Каталония объявлялась нацией, предлагалась новая система финансирования, аналогичная той, которая действует в Стране Басков и Наварре и в соответствии с которой практически все собираемые налоги остаются в регионе; расширялись полномочия автономной власти, предлагалось установление «двусторонней связи» между Испанией и Каталонией на основе признания суверенитета каталонского народа. Этот проект, выходивший за рамки Конституции Испании, был одобрен 18 июня 2006 г. на референдуме, проведённом в Каталонии. НП обжаловала документ в Конституционном суде. В этот же период в Стране Басков был выдвинут План Ибарретче (по имени главы региона), который предполагал превращение Страны Басков в «государство, свободно присоединившееся к Испании». Социалисты продолжили процесс автономизации отдельных регионов Испании, в ноябре 2006 г. кортесы приняли Статут Андалусии (за его утверждение проголосовали и депутаты от НП во главе с её новым лидером М. Рахоем). Правительство продолжило борьбу с террористической деятельностью ЭТА, одновременно начав с ней первые официальные мирные переговоры.
На выборах в марте 2008 г. победу вновь одержала ИСРП, Х. Л. Родригес Сапатеро сохранил пост председателя правительства. В новом кабинете впервые в истории Испании женщин-министров было больше, чем мужчин. Также впервые женщина возглавила Министерство обороны (более того, находясь на этом посту, К. Чакон родила ребёнка).
Второе правительство Х. Л. Родригеса Сапатеро приступило к работе в условиях начинавшегося мирового экономического кризиса, связанного в Испании прежде всего с «экономическим пузырём» на рынке недвижимости, цены на которую упали, строительство сократилось, что, в свою очередь, вызвало снижение темпов роста всей экономики и увеличение безработицы. В июне 2007 г. уровень безработицы составил всего 8 %, уже в мае 2009 г. он вырос до 17,4 %, государственный долг увеличился с 38,4 % ВВП в июне 2007 г. до 62 % ВВП в январе 2011 г. Был утверждён план по стабилизации экономики, сокращены государственные расходы (на 15 млрд евро в 2010), повышены тарифы на электроэнергию, сокращены на 5 % зарплаты чиновникам, отменён ряд пособий, заморожены пенсии, введено постепенное повышение пенсионного возраста до 67 лет к 2027 г. Правительство социалистов было вынуждено прибегнуть к политике жёсткой экономии. Положение в Испании было лучше, чем в Греции или Португалии, однако принимаемых мер оказалось недостаточно, сохранялась рецессия, безработица продолжала расти. Правительство подвергалось критике как со стороны предпринимательских организаций, так и со стороны профсоюзов. Одновременно возрос нажим на Испанию со стороны европейских структур и прежде всего Европейского центрального банка, требовавших новых структурных реформ.
В мае 2011 г. на автономных и муниципальных выборах ИСРП потерпела сокрушительное поражение. Накануне выборов прошли первые выступления в крупных городах Испании. Молодёжь разбивала палатки на крупных площадях и оставалась там неделями под лозунгами «Они нас не представляют» (имелись в виду политические партии). Так родилось Движение 15 мая, выступавшее с всесторонней критикой представительной демократии, за ликвидацию привилегий властей и др.
Прямым следствием экономического кризиса стало резкое обострение ситуации в Каталонии. Позиции сторонников независимости усилились, особенно после оглашения в июне 2010 г. решения Конституционного суда по Статуту Каталонии 2006 г. Это решение предполагало существенное сокращение полномочий региона в вопросах национальной идентичности, языка, органов правопорядка и финансирования. 10 июля 2010 г. в Барселоне состоялась многотысячная демонстрация под лозунгом «Мы нация, мы решаем». 11 сентября 2012 г. массовые выступления прошли под лозунгом «Каталония, новое государство Европы», тогда же была официально оформлена идея о проведении референдума о будущем региона.
Одновременно правительству удалось смягчить ситуацию в Стране Басков, где к власти в 2009 г. пришла ИСРП. Впервые за постфранкистский период БНП утратила своё лидирующее положение в регионе. Победа в регионе социалистов, запрет деятельности левацких группировок (Эрри Батасуна и пр.), успешная борьба сил правопорядка с ЭТА, арест многих руководящих деятелей этой организации привели к тому, что в 2011 г. ЭТА официально объявила об окончательном прекращении вооружённой борьбы, жертвами которой на протяжении всей её деятельности стали около 800 человек.
Внешняя политика правительства
В вопросах внешней политики новое правительство, отказавшись от проатлантического курса Х. М. Аснара, ориентировалось на сближение с Германией и Францией – странами, не поддержавшими вторжение в Ирак. Х. Л. Родригес Сапатеро проводил курс на дальнейшую интеграцию Испании в структуры ЕС, укрепление связей со странами Латинской Америки (в том числе с Кубой), выдвинул концепцию «Альянса цивилизаций», призванную, с одной стороны, бороться с исламским экстремизмом, а с другой – сглаживать конфликты между Западом и исламским миром. 20 февраля 2005 г. на референдуме испанцы одобрили проект общеевропейской конституции (в поддержку высказались 81,8 % голосовавших). В 2011 г. Испания приняла участие в операции против Ливии.
Успешно развивались российско-испанские отношения. В 2005 г. товарооборот между двумя странами составил около 3,7 млрд долл. В ходе визитов президента РФ В. В. Путина в Испанию 13–14 июня 2000 г. и 8–9 февраля 2006 г. подробно обсуждались перспективы развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, реализации ряда совместных проектов в электроэнергетике, нефтегазовой и других отраслях. В 2007 г. Испания высказалась за введение безвизового режима с Россией. В 2007 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании, который положил начало работе двустороннего форума «Диалог гражданских обществ». Положительную динамику имело сотрудничество на межрегиональном уровне (в том числе между Москвой и Мадридом, Санкт-Петербургом и Барселоной).
Народная партия у власти (2011–2018)
На состоявшихся 20 ноября 2011 г. досрочных парламентских выборах ИСРП потерпела поражение (110 мандатов ИСРП против 186 у НП). Решающую роль в поражении социалистов сыграли экономические проблемы в Испании. Новым председателем правительства стал М. Рахой.
Политика жёсткой экономии и обострение внутриполитической ситуации
Правительство НП повысило налоги, сократило государственные расходы, провело реформу трудового законодательства с целью упростить процесс увольнения сотрудников. Кабинет М. Рахоя придерживался принципов жёсткой экономии, в том числе в сферах здравоохранения и образования, что вызвало многочисленные протесты и забастовки (29 марта 2012 прошла всеобщая забастовка). Тем не менее рецессия продолжалась, вызывая дальнейший рост уровня безработицы (22,85 % в декабре 2011 до 27,16 % в марте 2013, среди молодёжи – более 50 %). Для оздоровления банковской системы правительство заявило о намерении просить 100 млрд евро помощи у ЕС. В целях достижения соглашения с ЕС правительство провело сокращение государственных расходов в беспрецедентном размере (65 млрд евро за 2 года), повысило налог на добавленную стоимость, отменило рождественские выплаты чиновникам, сократило пособия по безработице на 10 % по истечении полугода. Экономика начала выходить из рецессии в 2014 г.
Деятельность правительства НП сопровождалась коррупционными скандалами (дело «Гюртель» о незаконном финансировании мадридского и валенсийского отделений НП и др.). В этот же период резко упала популярность испанской монархии, в том числе в связи с коррупционным скандалом, затронувшим принцессу Кристину, младшую дочь Хуана Карлоса I, и её мужа И. Урдангарина, общественным недовольством поездкой короля в Ботсвану в 2012 г. для охоты на слонов в разгар кризиса, ухудшением состояния его здоровья. 18 июня 2014 г. король отрёкся от престола в пользу сына, взошедшего на престол 19 июня 2014 г. под именем Филиппа VI.
Продолжающийся кризис привёл к усилению уличных протестов, социальной мобилизации, падению доверия к политическим институтам. Во многих городах прошли демонстрации с призывами созвать референдум о форме правления (отмене монархии). Следствием стали создание новой левой партии «Подемос» и выход на национальный уровень центристской партии «Сьюдаданос» (основана в 2006 в Каталонии, с 2014 участвует в европейских и национальных выборах).
Во внешней политике правительство НП придерживалось европейской направленности, развивало отношения с ЕС и США. В 2014 г. Испания не признала вхождение Крыма в состав России и присоединилась к антироссийским санкциям, что привело к ухудшению российско-испанских отношений.
20 декабря 2015 г. состоялись всеобщие выборы, которые ознаменовали окончание периода существования двухпартийной системы и переход к многопартийной системе. Номинально победу одержала НП, получившая всего 123 мандата из 350 (28,71 % голосов), 2-е место заняла ИСРП (20 %), 3-е – «Сьюдаданос» (13,94 %), 4-е – «Подемос» (12,69 %). После нескольких месяцев неудачных переговоров о формировании правительства король распустил парламент и назначил досрочные выборы, которые состоялись 26 июня 2016 г. Победу вновь одержала НП (33,01 %), на 2-м месте оказалась ИСРП (22,63 %), на 3-м – коалиция партий «Подемос» и Объединённые левые – «Унидас Подемос» (13,42 %), на 4-м – «Сьюдаданос» (13,06 %). Электоральные неудачи ИСРП обусловили внутрипартийный кризис, который стал причиной отставки П. Санчеса с поста лидера партии (1 октября 2016). Временное руководство ИСРП предпочло воздержаться на выборах председателя правительства, чтобы позволить М. Рахою сформировать правительство, избежав третьих подряд всеобщих выборов. В результате 29 октября 2016 г. Рахой был переизбран председателем правительства на фоне общественных протестов, в том числе вызванных позицией ряда членов руководства ИСРП (15 депутатов-социалистов проголосовали против Рахоя вопреки партийной дисциплине).
Каталонский вопрос
В 2010-х гг. обострилась политическая ситуация в Каталонии. По результатам выборов 25 ноября 2012 г. сторонники независимости завоевали большинство в региональном парламенте. 23 января 2013 г. каталонский парламент одобрил Декларацию о суверенитете и праве решать народа Каталонии и потребовал от центральных властей права проведения референдума о самоопределении. Конституционный суд объявил такой референдум незаконным. По результатам выборов в региональный парламент 27 сентября 2015 г. партии – сторонницы независимости, «Демократическая конвергенция Каталонии» (позднее «Джунтс пель СИ – Вместе за Да») и «Левые республиканцы Каталонии», сформировали правительство, которое объявило о начале процесса «разъединения» или отделения независимой Каталонии от остальной Испании.
Попытка проведения референдума в одностороннем порядке была предпринята 1 октября 2017 г. Избирателям предлагалось ответить на вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Каталония была независимым государством в форме республики?». В голосовании приняли участие 43,03 % избирателей Каталонии, из них 92,01 % ответили утвердительно, 7,99 % высказались против. Накануне референдума в Каталонию были введены дополнительные силы полиции и подразделения национальной гвардии. Жёсткие действия военных и полиции в ходе голосования привели к многочисленным пострадавшим среди гражданского населения. 27 октября 2017 г. парламент Каталонии провозгласил независимость региона. Ни одна страна мира не признала выход Каталонии из состава Испании. Центральные власти королевства в соответствии со статьёй 155 Конституции приостановили действие автономного статута и ввели в регионе прямое правление Мадрида, полномочия президента женералитета К. Пучдемона и членов его правительства были приостановлены, парламент распущен, в регионе назначены новые выборы. Многие члены автономного правительства были арестованы, часть депутатов во главе с Пучдемоном бежали из страны. 21 декабря 2017 г. в Каталонии состоялись новые выборы, в которых участвовали рекордные 79,09 % избирателей. Выборы вновь принесли трём партиям – сторонницам независимости большинство мест в парламенте.
Жёсткие действия правительства М. Рахоя в Каталонии, хотя и с оговорками поддержанные ЕС, не способствовали росту его популярности внутри страны, а очередной коррупционный скандал в НП привёл к вынесению правительству Рахоя вотума недоверия.
Правительство во главе с ИСРП (с 2018)
1 июня 2018 г. 180 депутатов высказались за вотум недоверия правительству, 169 – против, 1 – воздержался. 2 июня 2018 г. П. Санчес официально вступил в должность главы правительства Испании, 7 июня 2018 г. было сформировано правительство меньшинства, в которое вошли члены ИСРП, Социалистической партии Каталонии и ряд независимых кандидатов. Первый кабинет Санчеса уделял большое внимание исполнению закона об исторической памяти. Общественный резонанс получила эксгумация останков Ф. Франко из «Долины павших» и их перезахоронение на кладбище под Мадридом. Эта мера встретила ожесточённое сопротивление членов семьи Франко и правых сил.
Правительство ИСРП проводит благожелательную в отношении приёма мигрантов политику, в том числе из-за потребности Испании в рабочей силе и отрицательного прироста рождаемости среди испанцев. В июне 2018 г. Испания приняла на своей территории судно «Акуариус», на борту которого находились 629 мигрантов. Такая политика правительства привела к тому, что в 2020 г. Испания заняла 1-е место среди членов ЕС по количеству нелегалов, проникших на её территорию (свыше 42 тыс. человек), более половины из которых прибыли в страну через Канарские о-ва. Постоянно фиксируется рост числа попыток нелегальных мигрантов прорваться на территорию Испании через Сеуту и Мелилью. В мае 2021 г. в Сеуте границу анклава попытались пересечь одновременно около 8 тыс. человек, среди которых было много несовершеннолетних граждан африканских и ближневосточных стран. Эти события полностью парализовали жизнь в анклаве. В результате в Сеуту прибыл П. Санчес, заявивший, что будет защищать территориальную целостность Испании всеми доступными средствами. Для разрешения ситуации на территорию Сеуты впервые были введены войска, посол Марокко в Мадриде отозван для консультаций.
В постфранкистский период крайне правые политические силы не пользовались в Испании какой-либо популярностью, поскольку в общественном сознании ультраконсервативные силы прочно ассоциировались с диктатурой. Однако в 2010-е гг. политическая обстановка изменилась, в том числе и вследствие нерешённости проблемы нелегальной миграции. В Андалусии, где мигранты стали конкурировать с местными жителями за рабочие места, возникла ультраправая партия «Вокс», которая в 2018 г. прошла в местный парламент.
В социальной сфере правительство ИСРП повысило размер минимальной оплаты труда до 900 евро в месяц (2019). Невозможность добиться одобрения конгрессом бюджета вынудили П. Санчеса назначить на 28 апреля 2019 г. всеобщие выборы, по результатам которых ИСРП получила относительное большинство (28,67 % – 123 депутата), НП завоевала 16,69 % голосов (66 депутатов), «Сьюдаданос» – 15,86 % (57 депутатов), «Унидас Подемос» – 11,06 % (33 депутата), «Вокс» – 10,26 % (24 депутата). Выборы закрепили существование в Испании многопартийной системы. Переговоры о создании коалиционного правительства завершились безрезультатно, и 24 сентября 2019 г. король вновь распустил кортесы. Новые выборы состоялись 10 ноября 2019 г., ИСРП получила 120 депутатских мандатов, НП – 89, «Вокс» – 52, «Унидас Подемос» – 26. По результатам выборов была достигнута договорённость о создании первого в постфранкистский период коалиционного правительства ИСРП – «Унидас Подемос». На голосованиях в конгрессе депутатов коалиционное правительство зависело от позиции региональных партий, наибольшей силой обладала партия «Левые республиканцы Каталонии» (13 мандатов).
В октябре 2019 г. Верховный суд Испании вынес приговор по делу о подстрекательстве к мятежу и растрате государственных средств каталонскими националистами, организовавшими незаконный референдум о независимости. Они получили различные сроки тюремного заключения (до 13 лет). Приговор вызвал общественное негодование в Каталонии, где прошли массовые демонстрации; впервые в истории в Барселоне имели место погромы, демонстранты предприняли попытку заблокировать франко-испанскую границу. Рассчитывая достичь прогресса в урегулировании каталонской проблемы, правительство П. Санчеса в июне 2021 г. приняло решение о помиловании каталонских политиков, сохранив для них запрет занимать любые государственные должности.
Второе правительство П. Санчеса приступило к своим обязанностям практически одновременно с началом пандемии новой коронавирусной инфекции, унёсшей жизни более 121,8 тыс. человек в Испании. Правительство несколько раз в 2020–2021 гг. объявляло режим повышенной готовности, вводя различные ограничительные меры. Пандемия привела к самому серьёзному спаду в экономике со времён гражданской войны (за 2020 ВВП снизился на 11 %). Значительно пострадала сфера услуг, связанная прежде всего с туризмом. Сильнейший удар был нанесён по строительной отрасли, особенно на восточном побережье страны, в этой отрасли были заняты много иностранных рабочих (особенно марокканцев и румын), число которых уменьшилось после закрытия границ между государствами. Пандемия привела к росту безработицы, падению внутреннего спроса, снижению объёмов экспорта и инвестиций.
Правительство реагировало с опозданием, упреждающие меры приняты не были, и первая волна пандемии носила катастрофический характер (около 1 тыс. смертей в день). Наиболее тяжёлое положение сложилось в Мадриде и Барселоне, непростые отношения между регионами никак не способствовали согласованным действиям. В стране усилились критические настроения в отношении ЕС и его руководства в связи с плохой доступностью вакцин в начале прививочной кампании и сложностями в её распространении и распределении между странами. Испания стала одним из лидеров среди европейских стран по количеству привитых граждан; по данным на сентябрь 2021 г., полный курс вакцинации прошли 70 % населения страны.
В марте 2020 г. правительство объявило о принятии плана помощи домохозяйствам и бизнесу. В результате сложных переговоров на саммите ЕС в июле 2020 г. было достигнуто соглашение о выделении Испании помощи ЕС в размере 140 млрд евро. Экономика Испании достаточно быстро восстанавливалась, рецессия 2020 г. сменилась в 2021–2023 гг. ограниченным ростом, на начало 2024 г. по темпам экономического роста Испания опережает крупнейшие европейские страны (около 2,5 %). Пандемия и изоляция существенно изменили образ жизни испанцев, способствовали развитию общения через социальные сети, увеличению онлайн-покупок и работы с удалённым доступом.
После поражения правительства ИСРП на автономных и муниципальных выборах 28 мая 2023 г. на 23 июля были назначены внеочередные парламентские выборы. Их результаты не выявили очевидного победителя. Первой партией страны стала НП (137 депутатов), далее следовали ИСРП (121), «Вокс» (33), левая коалиция «Сумар» (27). Лидер НП А. Нуньес Фейхоо не смог сформировать правительство (ему не хватило четырёх голосов – 172 из необходимых 176 в конгрессе депутатов). При этом и П. Санчес не имел возможности сформировать правительство даже при поддержке левой «Сумар». Последовали сложные и длительные переговоры между ИСРП и каталонскими националистами, включая партию «Джунтс», негласно возглавляемую К. Пучдемоном. По результатам этих переговоров Санчес дал обязательство провести закон, согласно которому будет снята «уголовная, административная и бухгалтерская ответственность» со всех каталонских деятелей, которые были осуждены за участие в сепаратистском движении с 1 января 2012 г. Закон затронет 309 сторонников независимости, включая Пучдемона, бежавшего из Испании после событий 2017 г. Взамен каталонские националистические партии проголосовали за кандидатуру Санчеса, и 16 ноября 2023 г. он в очередной раз возглавил правительство Испании.