Исламская правовая семья
Исла́мская правова́я семья́, система основанных на исламе юридических норм и предписаний в сопоставлении с национальными правовыми системами отдельных стран.
Под правовой семьёй (системой) сравнительное правоведение понимает совокупность сложившихся в группе стран правовых систем, объединённых общими юридическими особенностями структурного и иного свойства. В качестве самостоятельной данная наука выделяет исламскую правовую семью (систему). В данной трактовке указанное понятие предполагает, что она охватывает национальные правовые системы, которые ассоциируются с исламским правом. Однако ни одна из существующих правовых систем мусульманских стран не исчерпывается исламским правом, а представляет собой сочетание исламской и европейской правовых культур. Поэтому на практике исламская правовая семья (система) не в полной мере отвечает критериям, выработанным сравнительным правоведением.
К исламской правовой семье (системе) следует относить исламское право, взаимодействующее с юридическими институтами европейского профиля в рамках правовых систем группы мусульманских стран. В этом случае под указанной семьёй (системой) понимается не совокупность имеющих сходные черты национальных правовых систем, а комплекс специфических юридических признаков, отличающих исламское право от иных правовых семей (систем). Набор таких черт присущ не правовой системе страны в целом, а лишь исламскому праву в качестве её элемента.
К основаниям классификации правовых семей (систем) сравнительное правоведение относит особенности их происхождения и исторической эволюции, характер источников действующего права, преобладающую идеологию, наличие специфических правовых институтов и иные структурные особенности, вид правосознания («стиль правового мышления») юристов. К ним можно добавить присущий конкретной правовой семье (системе) характер соотношения юридических и иных социальных норм, а также особенности взаимосвязей государства и личности. По всем этим признакам исламская правовая семья (система) обладает самостоятельностью и оригинальностью.
Исламское право вместе с иудейским и индусским правом принято относить к религиозным правовым системам. Такая характеристика учитывает прежде всего особенности его происхождения, тесно связанного с религиозным учением ислама. Исламское право начало формироваться в 8–9 вв. с появлением фикха – исламской науки о правилах внешне выраженного поведения людей, которые также назывались фикхом. Эта наука изучала шариат – систему божественных заповедей, предусмотренных Кораном и преданиями об изречениях и о поступках пророка Мухаммеда, – и разрабатывала нормы поведения людей. Часть данных норм приобретала юридический характер в результате их поддержки государством. Такие правила являются исламским правом в точном юридическом смысле.
С момента становления исламского права вплоть до 19 в. его единственным юридическим источником являлась доктрина – произведения мусульманских учёных по вопросам фикха. Сложилось несколько школ (толков) фикха-науки, которые формулировали несовпадающие выводы по сходным вопросам. Доктрина в форме выводов фикха является материальным (историческим) источником исламского законодательства, играет роль субсидиарного источника права при молчании закона, а также сохраняет за собой статус юридического источника. В Саудовской Аравии она и в наши дни является ведущим юридическим источником исламского права.
Исламское право всегда сохраняло связь со своими религиозными корнями. Многие его особенности объясняются его действием в обществе, для которого преобладающей является религиозная форма сознания. Нормы исламского права, источником которых послужили однозначно установленные и имеющие ясный смысл положения Корана или сунны пророка Мухаммеда, рассматриваются как установленные божественным откровением. Теоретически земная власть не может их изменить или отказаться от их претворения в жизнь. Доминирование исламской идеологии лежит в основе определяющей роли исламского права в регулировании семейных и наследственных отношений среди мусульман в мусульманских странах.
Ориентация на религиозные постулаты типична для многих специфических правовых институтов, характерных для исламской правовой семьи (системы). К ним можно отнести отдельные стороны семейного исламского права – полигамию, институт брачного дара, запрет на брак мусульманки с немусульманином, отдельные формы прекращения брака. Исламское уголовное право исходит из деления всех нарушений правил фикха в зависимости от характера затрагиваемых прав, к которым относятся права Аллаха. Исламское право собственности среди правомочий собственника выделяет только право владения и распоряжения, а право пользования считает самостоятельным правом на полезные свойства имущества. Исламское право в принципе не знает института приобретательской давности. Особым институтом исламского права выступает вакф – статус имущества, изъятого из оборота и предназначенного для использования в пользу родственников учредителя вакфа или в благотворительных целях.
Особенностью правосознания мусульманских юристов является акцент на поиск конкретных решений, на формулирование частных правил, а не общих абстрактных норм. Важной специфической чертой идейной основы исламского права является наличие его нескольких школ, выводы которых по сходным вопросам часто не совпадают между собой. Вместе с тем исламская мысль выработала несколько десятков общих принципов фикха-науки, позволяющих выбрать из широкого арсенала противоречивых детальных норм нужное правило для решения конкретного вопроса.
Регулируемые исламским правом отношения между человеком и властью строятся на закреплении роли государства в качестве гаранта реализации его норм, а также на принципе лояльности даже несправедливой власти. В мусульманских странах юридические нормы находятся в зависимости от некоторых основополагающих религиозных предписаний ислама. Это проявляется в юридической ответственности за оскорбление религиозных символов, богохульство, выход из ислама, ограничении прав и свобод человека (в том числе свободы слова, информации и выражения мнения) положениями шариата.
Под исламской правовой семьёй (системой) можно понимать не только комплекс юридических особенностей исламского права как элемента правовой системы конкретной мусульманской страны. К данной семье (системе) допустимо относить национальные правовые системы, в которых исламское право занимает доминирующие позиции, предопределяя общий характер указанных систем. Это типично для отдельных стран (Саудовской Аравии, Судана, Йемена, Ливии, Пакистана, Ирана, Брунея), где исламское право является стержнем правовой системы, которая одновременно включает некоторые ориентирующиеся на европейские образцы правовые институты. Но они занимают подчинённое положение в правовой системе и не могут противоречить исламскому праву. Группа таких национальных правовых систем может быть названа исламской правовой семьёй (системой).
Во многих мусульманских странах исламское право не относится к преобладающим элементам правовой системы. Не всякая национальная правовая система, включающая исламское право, может быть отнесена к исламской правовой семье (системе). Во многих указанных странах исламское право не просто взаимодействует с правовыми институтами европейского профиля, а находится с ними в определённом балансе, в том числе с такими, которые противоречат предписаниям шариата. Соотношение исламского права и европейских по характеру юридических институтов может быть разным. В некоторых странах исламское право не только регулирует отношения личного статуса мусульман, но и охватывает уголовное право, а в других его роль ограничивается вопросами семейного права для мусульман. Здесь исламское право не предопределяет общей направленности правового развития конкретной страны. Такие правовые системы не могут быть отнесены к исламской правовой семье (системе). Их следует считать смешанными правовыми системами, построенными на сочетании элементов исламского и европейского по своему характеру права.
В современных правовых системах большинства мусульманских стран исламская правовая семья (система) взаимодействует с европейскими правовыми институтами, принадлежащими к континентальной правовой семье или семье общего права. Данное взаимодействие проявляется в форме конкуренции и противостояния, параллельного действия или взаимодополнения. В отдельных указанных странах в регулировании личного статуса наряду с исламским правом действуют нормы иудейского и индусского права, регулирующие соответствующие отношения среди лиц, исповедующих иудаизм и индуизм. В Иране аналогичным статусом пользуются зороастрийцы.
Элементы исламской правовой семьи (системы) включены в национальные правовые системы ряда стран Азии и Африки (например, Израиля, ЮАР, Индии), где на протяжении длительного времени живут значительные в количественном отношении мусульманские меньшинства. Утвердившиеся здесь правовые традиции предусматривают, что отношения личного статуса (брачно-семейные и некоторые иные вопросы) мусульман регулируются нормами исламского права, которое является элементом национальных правовых систем таких стран. Данный элемент может быть отнесён к исламской правовой семье (системе).