Исламская финансовая система
Исла́мская фина́нсовая систе́ма, совокупность методов и механизмов финансирования, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в шариате (мусульманском праве).
В исламской финансовой системе все экономические категории (богатство, деньги, капитал, производство) рассматриваются через призму исламских этических ценностей. Арабский термин «халяль», используемый в мусульманском праве для определения разрешённых или дозволенных с точки зрения Корана продуктов или действий, всецело применим и к исламской финансовой системе. С учетом принципов шариата применительно к финансам можно выделить следующие категории запретов (харам).
Риба́ (араб. رباء – приращение) – запрет ростовщичества. Согласно принципам шариата, запрещается давать или получать проценты (поскольку извлечение прибыли путём обмена денег на деньги считается безнравственным). Требуется, чтобы все финансовые операции были основаны на реальной экономической деятельности, и не разрешается вкладывать средства в такие сферы, как табак, алкоголь, азартные игры и вооружение.
В Коране не содержится точного определения понятия «риба», но даются косвенные указания на такую форму ростовщичества, как удвоение суммы долга в обмен на отсрочку выплаты (2:275, 4:161, 3:130). В сунне же высказывания о рибе отличаются жёсткостью и бескомпромиссностью. Отмечается, что ростовщичество гораздо опаснее, чем супружеская измена. Ключевая проблема при интерпретации коранического запрета в современную эпоху заключается в вопросе, любой ли ссудный процент можно рассматривать как ростовщичество. Шариат не признаёт сделок, где хотя бы одна из сторон получает прибыль без вложения труда и капитала. Один из аргументов против ссудного процента: заимодавец, рискуя в меньшей степени, чем заёмщик, претендует на гарантированную прибыль за счёт последнего.
Гарар (араб. غرر - опасность) – приближая данное понятие к экономическим терминам, это то же, что неопределённость, или риск. Наличие элементов гарара в договоре может сделать его недействительным с точки зрения мусульманского права. Не существует чёткого определения гарара, однако, вместе с тем, в ряде хадисов подробно изложены правила торговли. В частности, запрещена неопределённость между покупателем и продавцом, поскольку она нарушает принцип справедливости. Запрет гарара ставит целью предотвратить несправедливое преобладание одной стороны над другой.
Недопустимыми считаются многие виды контрактов по причине наличия в них элементов гарара – например, покупка еще не родившейся верблюдицы, находящейся во чреве матери. Запрещены договоры, исход которых определяется случаем. В качестве иллюстрации ситуации с гараром в литературе приводится известная сказка «Вершки и корешки».
В соответствии с общепринятой в современном мусульманском праве классификацией выделяют допустимый, или незначительный, гарар, промежуточный и избыточный гарар, который делает любые сделки недействительными. Среди сделок с элементами избыточного гарара: продажа неизвестных товаров (например, содержания закрытой коробки), товаров, которые продавец не может вручить, зависимость срока исполнения договора от наступления неизвестного и/или маловероятного события.
Любой гарар – пример информационной асимметрии. В случае избыточного гарара это означает чрезмерный и неоправданный риск для участников сделки. Пример с ярко выраженным гараром – торговля на бирже: профессиональные трейдеры, очевидно, обладают значительно бо́льшим объёмом информации, чем непрофессионалы, что позволяет им выходить из сделки с наименьшими потерями. Информационная асимметрия между страховщиком и страхователем есть и в страховании (альтернативный договор страхования, допустимый по шариату, – такафул).
Майсир. Элемент гарар в сделках зачастую сопряжён с другим запрещенным, согласно шариату, понятием – майсиром (араб. ميسر – азартная игра). В отличие от гарара, майсир полностью отвергается исламом. Под майсиром понимается доход, явившийся не результатом вложения труда или капитала, а образовавшийся вследствие некоторой случайности. К майсиру может относиться не только доход от азартных игр (рулетка, покер, др.), выигрыш по лотерейному билету, но и получение прибыли по деривативным сделкам (фьючерсы, опционы, другие производные финансовые инструменты, зависящие от наступления или ненаступления определённого условия).
Исламские финансовые продукты и институты
Исламские финансовые продукты ориентированы на инвесторов, которые стремятся соблюдать законы ислама (шариат), регулирующие повседневную жизнь мусульман.
Амана (араб. امن – доверие). Обеспечивает контракт на доверительных условиях: при отсутствии у финансового посредника ответственности в случае потерь, если его обязательства были выполнены надлежащим образом. В традиционной банковской системе понятию «амана» соответствуют текущие счета или счета до востребования.
Беспроцентный заём (кард хасан). Своеобразие договора заключается в том, что заёмщик по своему усмотрению может выплатить кредитору премию за предоставленные средства. Выдача беспроцентных займов исламскими банками носит скорее репутационную, чем коммерческую функцию. Для того чтобы получить беспроцентный заём в исламском банке, заёмщик должен соответствовать ряду критериев: быть постоянным клиентом банка, проживать на территории функционирования банка, обладать хорошей репутацией и пр.
Вадиа (ответственное хранение). При вадиа исламский банк рассматривается как хранитель и доверительный управляющий денежными средствами. Лицо передаёт свои средства на хранение в банк, а банк гарантирует возмещение всей суммы депозита или какой-либо части по требованию вкладчика.
Истисна. Продукт относится к деривативам, которые функционируют в исламской финансовой системе. Применяется, как правило, при финансировании масштабных и продолжительных проектов. Цена контракта устанавливается на день заключения соглашения, а выплаты и другие расчёты происходят по графику, согласованному сторонами. График, как правило, детально разработан: указываются сроки выполнения, сумма, качество работ и т. д. Также предусмотрено неукоснительное выполнение заключённого соглашения. Сроки реализации проекта могут изменяться по согласованию сторон, но сумма остаётся неизменной. Практика заключения данного контракта происходит обычно по следующей схеме:
1) клиент обращается в банк с чётким описанием проекта нового производства, приобретения имущества или строительства; проект подвергается экономической экспертизе с позиции исламских традиций;
2) клиенту сообщается о согласии или отказе в реализации проекта;
3) банк подписывает соглашение с производителем (строительной или иной организацией) о реализации проекта в установленный срок;
4) клиент принимает результаты работы;
5) клиент оплачивает услуги банка в соответствии с контрактом.
Мудараба (доверительное финансирование). Договор партнёрства, на основе которого одна сторона (рабб-уль-маль) предоставляет капитал, а другая сторона (мудариб) предоставляет свои предпринимательские способности (труд) для управления капиталом, в целях получения прибыли, которая пропорционально распределяется между сторонами в соответствии с условиями договора.
Мурабаха (продажа с оговорённой маржой). Наиболее распространенная форма исламского финансирования, используемая преимущественно для краткосрочного финансирования торговых операций, но также применимая к долгосрочному инвестированию. Фактически представляет собой разновидность договора купли-продажи товара между одной стороной (продавцом) и другой стороной (покупателем) по согласованной цене, которая включает надбавку продавца к стоимости товара.
Мушарака. Вид совместного долевого предприятия (товарищество), партнёрства, используемый для совместной инвестиционной деятельности: соглашение между двумя и более сторонами об объединении активов, трудовых ресурсов или обязательств в целях извлечения прибыли.
Исламская ипотека. Во 2-й половине 20 в. в разных странах мусульманского мира стали учреждаться исламские институты: исламские банки, страховые компании, фонды. Первые исламские ипотечные контракты были заключены в середине 1970-х гг., но тогда не получили должного развития. На практике реализация исламской ипотеки приходится на период конца 1990-х и начала 2000-х гг. В 2010-2020-е гг. исламская ипотека имеет несколько разновидностей, в зависимости от лежащей в её основе модели:
1) Иджара. Клиент находит жильё, которое намеревается приобрести, после чего банк выкупает его и сдаёт в аренду клиенту. Банк выступает в качестве арендодателя, а клиент – арендополучателя, платит арендную плату, а по окончании срока аренды может выкупить жильё по остаточной стоимости. Преимущество модели – отсутствие необходимости располагать значительной суммой первоначального взноса для единовременной выплаты.
2) Мурабаха. От клиента требуется обладать определённой суммой для внесения первоначального взноса. Клиент находит продавца недвижимости, после чего обращается к банку или другому финансовому учреждению, которое покупает дом у продавца и перепродаёт его клиенту. Оставшуюся часть стоимости недвижимости клиент выплачивает в рассрочку. В цену, по которой банк перепродаёт дом клиенту, закладывается прибыль банка. Главное преимущество ипотеки на основе данной модели – переход к покупателю права собственности на недвижимость после внесения первоначального взноса.
3) Мушарака. Клиент в соответствии с соглашением между ним и банком выкупает долю банка в товариществе.
Салам. Договор купли-продажи товаров с отсроченной поставкой, по условиям которого покупная цена уплачивается немедленно, а сам товар предоставляется через оговорённый продавцом и покупателем промежуток времени. Предметом договора салам в основном является движимое имущество, которое может быть оценено по качеству, количеству и вложенному в его производство труду. Несмотря на присутствие в договоре салам некоторой неопределённости для покупателя, он считается допустимым, а гарар в данном случае признаётся незначительным.
Сукук. Исламские ценные бумаги, обеспеченные активами. В отличие от традиционных облигаций они не предполагают выплату ссудного процента. Как и другие исламские финансовые инструменты, они являются формой инвестиций, где ответственность разделяют эмитент и кредитор.
Такафул (исламское страхование). Альтернативная форма страхования, с помощью которой мусульмане могут защититься от риска убытков по причине несчастного случая. Страхование запрещено исламом, т. к. страховщик может получать выгоду при заключении контракта без последующего возникновения ущерба страхователя, но последний обязан уплатить взнос (или взносы). Контракт такафул исключает запрещённые исламом элементы (риба, гарар, майсир), т. к. основан на принципах взаимной ответственности. Денежные взносы направляются в специальный фонд, из средств которого возмещаются убытки при наступлении страхового случая.
В настоящее время некоторые традиционные банки включают в свою практику внедрение линейки исламских продуктов, которые реализуются в отдельных окошках фронт-офиса.
История понятия
Термин «исламская финансовая система» утвердился в научной литературе с середины 1970-х гг. Первым современным коммерческим банком, который начал работать по принципам ислама, считается банк Nasser Social Bank, основанный в Египте в 1971 г.; в 1975 г. в Саудовской Аравии создан Исламский банк развития, в этом же году учреждён первый исламский банк в Дубае в 1975 г. Знаковым событием для исламской экономической модели считается Первая международная конференция по исламской экономике, состоявшаяся в Мекке в феврале 1976 г.
Исследования исламской финансовой системы
Анализ работ, посвященных исламской финансовой системе, позволяет выделить три группы мусульманских исследователей в зависимости от их взглядов на проблему. Первая группа (консерваторы) считает, что в Коране и сунне исчерпывающим образом представлены основные экономические положения, а значит, нет необходимости разрабатывать отдельную дисциплину «исламских финансов», нецелесообразно также создавать специальные финансовые институты (исламские банки), альтернативные традиционным.
Вторая группа – это богословы-правоведы, которые относят исламскую экономику к одной из исламских наук. Предполагается, что исламская финансовая система не носит универсальный характер и развивается в интересах мусульманской общины, а не всего человечества в целом.
Представители третьей группы понимают исламские финансы как одно из направлений мировой экономической мысли. В большинстве стран исламские финансовые институты являются частью существующей традиционной финансовой системы.
Критика понятия
Распространённым заблуждением является отождествление исламской финансовой системы с финансовыми системами стран – членов Организации Исламская конференция (ОИК). Несмотря на существование в рамках ОИК таких весомых экономических организаций, как Исламский банк развития, исламские финансовые институты (банки, фонды, страховые компании) занимают в экономиках мусульманских стран анклавное положение. К примеру, в Саудовской Аравии, считающейся одним из государств, где широко применяются нормы мусульманского права, финансовое и гражданское законодательства структурируются по западным стандартам.