Информационная война
Информацио́нная война́ (англ. information warfare), противоборство между двумя государствами или группами государств в информационном пространстве в целях нанесения ущерба государственным информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим объектам; подрыва политической, экономической и социальной систем; массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны. Представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в информационном пространстве в интересах достижения информационного превосходства. В силу того что информационная война является многоплановым и многомерным феноменом, а также в силу различных теоретико-методологических позиций специалистов, рассматривающих его в контексте различных школ и парадигм, целостное определение информационной войны отсутствует: каждый из подходов (психологический, социально-коммуникативный, конфликтологический, интегративный, геополитический, военно-стратегический, системный) даёт возможность сформировать представление о различных её сторонах. Так, в рамках психологической парадигмы информационная война понимается как воздействие информации на индивидуальное, групповое и массовое сознание при помощи методов пропаганды, дезинформации, манипулирования в целях формирования новых взглядов на социально-политическую организацию общества, целенаправленного изменения ценностных ориентаций и базовых установок личности. Социально-коммуникативный подход выделяет доминирование не сознания людей, а информации, приобретающей господствующее влияние в новой реальности. Конфликтологический подход рассматривает информационную войну в ракурсе военного и политического противостояния, ориентирует на адекватную оценку стратегического значения информации в достижении доминирующих позиций как результата борьбы за власть, ресурсы и политический статус. Интегративный подход рассматривает информационную войну как несанкционированную деятельность в противостоящем информационном пространстве. В рамках геополитического подхода информационная война интерпретируется в терминах межгосударственного противоборства, направленного на решение внешнеполитических задач не при помощи физической силы, военной техники и оружия, а с использованием манипулятивных технологий информационно-психологического воздействия, в том числе с использованием публичной дипломатии. В основу военно-стратегического подхода к определению информационной войны положено комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на её военно-политическое руководство, войска и население – воздействие, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны – инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника и способность его населения на организованный отпор. Системный подход даёт релевантный инструментарий для комплексного исследования информационной войны с учётом тесной взаимосвязи её отдельных элементов, их рефлексии на дестабилизирующие факторы и тактик в рамках наступательных стратегий.
К наиболее существенным характеристикам информационной войны относят: а) латентное воздействие информации на индивидуальное, групповое и массовое сознание при помощи методов пропаганды, дезинформации, манипулирования с целью формирования новых взглядов на социально-политическую организацию общества через изменение ценностных ориентаций и базовых установок личности; б) форму разрешения политических, экономических, идеологических, национальных, религиозных, территориальных и других противоречий между государствами, народами, нациями и социальными группами с помощью информационного оружия; в) особый, наиболее острый вид вооружённого конфликта, в котором столкновение сторон происходит в форме информационных операций, а применение информационного оружия носит целенаправленный (информационная инфраструктура, система принятия решений, индивидуальное, групповое и массовое воздействие на сознание противника) и комплексный (открытый и скрытый; массированный и точечный; наступательный и оборонительный) характер.
Информационные войны ведутся как на макро-, так и на микроуровнях социально-общественной организации. В 1-м случае они охватывают все информационные потоки и их содержание, а также борьбу за средства массовой информации, источники информации, в конечном итоге – за овладение всем информационным пространством противника. Во 2-м случае понимание сути информационной войны предусматривает её ведение в таких информационных каналах взаимодействий, как «индивид – индивид», «индивид – средства массовой информации», «средства массовой информации – индивид». Особую роль в этом взаимодействии отводится т. н. чёрному PR – распространению дезинформации в целях создания необходимого для воздействующей стороны результата. Чёрный PR основан на манипуляции общественным сознанием, а также на навязывании населению противоборствующей стороны определённых взглядов и систем оценки событий. Чаще всего его маскируют под правдоискательство, свободу слова либо сенсацию.
Технологии информационных войн базируются на следующих принципах:
принцип соответствия, т. е. фактическое наличие имиджа, удовлетворяющего потребностям той или иной социальной группы;
принцип создания и использования информационных поводов, заключающийся в том, что любая информационная война представляет собой чётко спланированную систему информационных поводов, которые расширяют господство в информационном поле;
принцип подготовки и проведения информационных операций, состоящий в том, что информационные операции специально продумывают, моделируют, проверяют на эффективность и внедряют;
принцип управления потоками событийной информации, основывающийся на необходимости использовать происходящие в обществе события и генерировать их;
принцип систематического изучения и отслеживания общественного мнения, предоставляющий возможность дифференцировать информационное воздействие с учётом специфики ситуации и особенностей её восприятия различными социальными группами;
принцип интенсивности, основанный на системности, постоянстве и актуализации информационных воздействий;
принцип многоканальности информационных воздействий, предполагающий использование не только каналов средств массовой информации, но и межличностных коммуникаций (например, слухов либо социальных сетей);
принцип информационных волн, предполагающий интервальную подачу информации в виде больших её порций, каждую из которых население усваивает в течение некоторого промежутка времени;
классический принцип нецивилизованной борьбы «цель оправдывает средства», отменяющий для информационных действий все моральные и правовые ограничения, если они мешают достижению конечной цели.
Как способ противостояния между двумя государствами или группами государств, в котором объектом воздействия, наряду с вооружёнными силами, являются и гражданское население, органы государственного управления, сфера общественного и индивидуального сознания, наука, культура и др., информационная война, выступая элементом пропагандистского, информационно-психологического противоборства, имеет сравнительно давнюю историю. Так, упоминания об информационных войнах есть у китайского стратега и мыслителя 6-го в. до н. э. Сунь-цзы в «Трактате о военном искусстве»: «Война – это путь обмана. Поэтому если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься...» (См.: Сунь Цзы. Трактат о военном искусстве. Санкт-Петербург, 2013. С. 53). В памятнике права стран Древнего Востока – своде древнеиндийских Законов Ману (2-й в. до н. э. – 1-й в. н. э.) есть сведения о том, что войска противника нужно склонять к мятежу, поощряя тех, кто к этому склонен (Законы Ману. Москва, 2002. С. 21–29). Наполеон Бонапарт в военных кампаниях 1805–1807 гг. активно использовал газеты и корреспондентов Швейцарии и Англии для распространения дезинформации о расположении своих войск. Одной из первых работ по проблемам информационной войны является книга американского политолога и психолога П. Лайнбарджера «Психологическая война: теория и практика обработки массового сознания» (1948), в которой проанализированы и обобщены методы обработки массового сознания противника в исторической ретроспективе, начиная с войн в Древней Греции и междоусобиц в Древнем Китае. В более узком смысле понятие «информационная война» возникло в середине 1970-х гг. Теоретическая разработка её проблематики началась в 1990-е гг. Первым примером использования методов информационной войны считается вооружённый конфликт между многонациональными силами во главе с США с одной стороны, и Ираком – с другой (1990–1991), в котором одну из ключевых ролей сыграло тщательное и заблаговременное информационно-психологическое обеспечение военной операции на стратегическом и оперативно-тактическом уровнях. Были комплексно задействованы официальные информационно-пропагандистские структуры, средства массовой информации, а также силы и средства психологического обеспечения ВС США и Великобритании. Основными объектами информационно-психологического воздействия являлись мировое общественное мнение, собственное население, а также военно-политическое руководство, вооружённые силы и население Ирака. Кроме того, в ходе боевых действий американскими военными широко использовались мобильные средства для создания помех средствам связи иракских войск, а также новые автоматизированные системы управления. Информационная война нередко рассматривается как часть более широкого комплексного явления гибридной войны, поскольку в последней информационные потоки используются более объёмно (разрушение архетипов, изменение ментальности, традиций, социокультурных особенностей противника; влияние на сознание и культурологические ценности населения; трансформирование повседневных практик и отношения к власти и др.). Очевидна взаимосвязь информационной войны с войной сетецентрической, ориентированной на повышение боевых возможностей перспективных вооружений за счёт достижения информационного превосходства и интегрирования участников военных действий в единую сеть посредством создания единого информационно-коммуникационного пространства. Предполагается, что практически в реальном режиме времени полная информация будет собираться и максимально быстро перерабатываться.
Немаловажным аспектом ведения информационной войны является аналитика «больших данных» и целенаправленное воздействие на население, основанное на активности граждан в социальных сетях. Такие технологии играют всё большую роль в протестной мобилизации людей, что подтверждают события в Республике Беларусь (2020), Казахстане (2022). Феномен «больших данных» и потребность в их быстром анализе актуализировал проблему включения в арсенал информационной войны инструментов искусственного интеллекта, которые, как предполагается, значительно повлияют на её форматы.
Новые риски, вызовы и угрозы, связанные с информационными войнами, напрямую затрагивают вопросы обеспечения национальной безопасности, в том числе защищённость информационного пространства, информационной инфраструктуры, информационных систем и ресурсов. В этой связи возрастает значимость улучшения управляемости и координации деятельности субъектов, вовлечённых в развитие информационной сферы, а также обеспечение её безопасности, устойчивого и последовательного функционирования механизмов реагирования на выявленные здесь угрозы. Важно также своевременно информировать граждан и международное сообщество о принятых в государстве мерах в отношении обеспечения информационной безопасности, противодействия деструктивному информационному воздействию.
В целях противодействия информационным войнам необходимо создание системы национальной и международной информационной безопасности, обеспечивающей защиту национальной интеллектуальной собственности и информационно-культурной среды.