Публичная дипломатия
Публи́чная диплома́тия, система государственных и неправительственных институтов, вовлечённых во взаимодействие и диалог с зарубежным гражданским обществом в рамках продвижения национальных интересов государства.
Основные направления публичной дипломатии: 1) информационная политика и работа со СМИ, в том числе цифровая дипломатия; 2) образовательные программы и академические обмены; 3) экспертная дипломатия (деятельность аналитических центров); 4) программы широкого гуманитарного сотрудничества.
Происхождение термина
Историк и исследователь публичной дипломатии Н. Калл в эссе «"Public Diplomacy" Before Gullion: The Evolution of a Phrase» (2006) отмечает, что термин «публичная дипломатия» был употреблён ещё в 1856 г. в газете The Times, в статье, посвящённой американскому государственному деятелю Ф. Пирсу (Routledge handbook of public diplomacy. New York, 2009. P. 19); в 1871 г. в газете The New York Times этот термин использовался при освещении дебатов в конгрессе США. После Первой мировой войны 1914–1918 гг. и провозглашения «Четырнадцати пунктов Вильсона» термин «публичная дипломатия» стал употребляться для обозначения новых дипломатических практик – отказа от тайной дипломатии и закулисных переговоров.
В 1965 г. Э. Галлионом, деканом Школы права и дипломатии имени Флетчера Университета Тафтса, было разработано современное понятие термина, которое заменило в международных коммуникациях понятие «пропаганда», имевшее в США негативный контекст. Под публичной дипломатией Э. Галлион определял «программы, финансируемые правительством, направленные на информирование и воздействие на общественное мнение в других странах» (цит. по: Публичная дипломатия: исчезновение или новые горизонты? // Публичная дипломатия. Москва, 2017. С. 37).
Публичная дипломатия США и России
В период «холодной войны», в борьбе за глобальное лидерство между США и СССР, произошли концептуализация и институциональное оформление публичной дипломатии.
Публичная дипломатия США получила своё выражение в распространении американского образа жизни, основанного на либеральных ценностях (защита прав человека, демократия, верховенство закона, свобода рынка). Публичная дипломатия СССР представляла собой продвижение советского (социалистического) образа жизни (социальная справедливость, коллективизм, товарищество и т. д.).
Институтами публичной дипломатии в обеих странах выступали университеты, СМИ, правительственные организации [в США – Агентство по международному развитию (действует и поныне), Информационное агентство (1953–1999); в СССР – Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (1958–1992)].
После окончания «холодной войны» и падения биполярного мира наблюдался упадок активности в реализации публичной дипломатии.
События 2000-х гг. [террористический акт 11 сентября 2001 г. в США, вооружённый конфликт в Афганистане 2001–2021 гг., вторжение США в Ирак, террористические акты в России, на Дубровке (2002), в Беслане (2004), и др.], глобализация, развитие информационных технологий способствовали возобновлению деятельности институтов публичной дипломатии и продвижению национальных интересов Соединённых Штатов и России в международном информационном поле. В США функции Информационного агентства в 1999 г. перенесены в Государственный департамент, в 1999 г. учреждено Агентство США по глобальным медиа (курирует работу вещательных организаций Voice of America, Radio Free Europe / Radio Liberty и др.).
Отправной точкой развития публичной дипломатии в постсоветской России послужила речь президента В. В. Путина 12 июля 2004 г. на совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации в МИД, в которой он отметил, что представления о России в мире далеки от реальности, в связи с чем «посольства и другие зарубежные представительства должны принять активное участие в формировании непредвзятого благоприятного представления о внутренней и внешней политике Российской Федерации, о её истории, о её культуре, о сегодняшнем развитии».
Помимо Министерства иностранных дел – ключевого института, отвечающего за международный имидж страны, указами Президента РФ созданы неправительственные организации по развитию публичной дипломатии: фонд «Русский мир» (2007), Россотрудничество (2008), Фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова (2010); в 2011 г. – Российский совет по международным делам; международный телеканал Russia Today (2005) с вещанием на английском языке; в 2013 г. – международная медиагруппа МИА «Россия сегодня».
Новые формы публичной дипломатии
В 21 в. благодаря возможностям Интернета и информационных технологий появилась новая форма осуществления публичной дипломатии – цифровая, т. е. использование государством социальных сетей в качестве инструмента общения с зарубежными сообществами [ведение блогов и страничек в социальных сетях Twitter (ныне называется X; Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры заблокировал Twitter в России 4 марта 2022), Instagram, Facebook (принадлежат корпорации Meta, запрещённой на территории Российской Федерации)]. Усиление позиций цифровой дипломатии произошло в период пандемии COVID-19, когда Интернет стал ведущей площадкой для международной коммуникации и поддержания внешнеполитических контактов.
Публичная дипломатия тесно связана с внешнеполитическими концепциями – «мягкой силы» и «умной силы».
Отличительной чертой публичной дипломатии является её стратегическая долгосрочность, что делает её первичным элементом в успешной коммуникации государства с зарубежными сообществами.