Государственная информационная система
Госуда́рственная информацио́нная систе́ма, информационная система федерального или регионального уровня, созданная на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов государственных органов. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 № 149-ФЗ); создаются, модернизируются и эксплуатируются с учётом требований, предусмотренных законодательством.
В СССР развитие автоматизированных информационных систем государственного уровня связывается прежде всего с именами В. М. Глушкова и А. И. Китова.
«Первое упоминание термина "государственная информационная система" в официальных документах относится к 1994 году. В Указе Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации", объявившем о создании Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации (Роскоминформа), одна из задач Роскоминформа сформулирована следующим образом: "Проведение государственной экспертизы государственных информационных, автоматизированных, информационно-вычислительных систем и сетей, систем баз и банков данных (кроме специальных и защищённых), а также обеспечение государственного контроля за их созданием и использованием"» (Оценка открытости государственных систем в России. С. 11).
Официально термин «государственная информационная система» пришёл на смену термину «государственные информационные ресурсы» в 2006 г.
Целевое назначение
Государственные информационные системы являются ключевыми источниками государственных данных в России и их открытость – это продолжение открытости государства. Единого перечня целей создания государственной информационной системы не сформировалось, но закон определяет вполне очевидные цели как в сфере реализации полномочий, так и при обмене информацией:
формирование единого информационного пространства на территории государства;
обеспечение сопоставимости различных показателей во всех сферах жизнедеятельности человека;
повышение уровня эффективности государственного управления;
снижение уровня затрат на принятие и осуществление управленческих решений.
В системе государственного управления роль государственных информационных систем состоит:
в координированном решении конкретных задач организационной структуры, поддержке принятия управленческих решений;
усилении и повышении прозрачности контроля над социальными, этическими и другими сферами жизни государства;
создании эффективной, достоверной и применимой информации.
Этапы развития
История становления государственных информационных систем охватывает период с середины 20 до начала 21 вв. Становление проходило постепенно, но при этом можно выделить основные этапы этого процесса (Смирнова. 2022):
период 1950–1960-х гг. На этом этапе основной концепции использования выступал бумажный поток расчётных документов: информационные системы обеспечивали обработку расчётных документов с помощью электромеханических бухгалтерских машин – это способствовало повышению скорости обработки документации, упрощению процедуры обработки счетов и расчётов;
период 1960–1970-х гг. Этот этап был ориентирован на обеспечение помощи в подготовке отчётов: информационные системы применялись для обработки производственной информации, обеспечения ускорения процессов подготовки отчётной документации;
период 1970–1980-х гг. На этом этапе развитию информационных систем способствовало становление управленческого контроля реализации: информационные системы использовались для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в основном в высших звеньях управления; применение информационных систем обеспечивало выработку наиболее рациональных управленческих решений;
этап 1980–2000-х гг. На этом этапе информация стала использоваться в качестве стратегического ресурса, способного обеспечить конкурентные преимущества на всех уровнях управления, начиная от хозяйствующих субъектов и заканчивая государством. Этап характеризуется формированием стратегических информационных систем, автоматизированных офисов. На этом этапе информационные системы обеспечивали получение конкурентных преимуществ, выживание и процветание фирм, регионов, государств.
Территориальный масштаб
Рассматривают федеральный, региональный и объектовый масштабы государственных информационных систем (Оценка открытости государственных систем в России. 2020).
Федеральные государственные системы создаются на основании федерального закона или же акта федерального государственного органа, функционируют на территории РФ (в пределах федерального округа) и имеют сегменты в субъектах РФ, муниципальных образованиях и/или организациях.
Региональные государственные системы создаются на основании законов субъектов (или же акта регионального государственного органа), или в нескольких муниципальных образованиях и/или подведомственных и иных организациях.
Объектовые государственные информационные системы имеют чаще всего объектовую направленность, если она функционирует на объектах одного федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта РФ, муниципального образования и/или организации и не имеет сегментов в территориальных органах, представительствах, филиалах, подведомственных и иных организациях.
Систематизация по видовому признаку
Примеры систематизаций по видовому признаку (перечень не является полным) (Смирнова. 2022):
межведомственные системы информационного взаимодействия;
транзакционные системы, поддерживающие основные функции государственной информационной системы;
информационно-аналитические системы (сбор, обработка, анализ и хранение данных), электронные архивы;
системы взаимодействия с юридическими и физическими лицами, ответственными за электронную связь всех ветвей власти;
системы госбезопасности;
системы электронных офисов и кабинетов для повседневного использования в работе сотрудниками информационной структуры.
Источники информации
Источниками информации для государственных информационных систем являются статистическая и иная документированная информация, предоставляемая гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Информационное наполнение не может состоять из результатов внутренней деятельности одного конкретного государственного органа.
Нормативная база
Государственные информационные системы разрабатываются, модернизируются и эксплуатируются согласно постановлению Правительства РФ от 06 июля 2015 г. № 676 (постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации»). Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предъявляет к государственным информационным системам особые требования, среди прочего – организация и защита информации, персональных данных. Безопасность персональных данных обеспечивает оператор информационной системы: гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в базах данных (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 № 149-ФЗ). За нарушение правил к оператору государственной информационной системы применяются серьёзные санкции вплоть до уголовной ответственности (Комаров).
Информационная безопасность
Согласно положениям Федерального закона № 149-ФЗ, государственные информационные системы создаются для реализации полномочий государственных органов, для обмена информацией между органами государственной власти и в иных целях, если это предусмотрено законом. Такой подход требует особых мер по обеспечению безопасности и защиты информации. С 2013 г. методы защиты информации регламентирует приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России от 11 февраля 2013 г. № 17 [Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 № 17 (ред. от 28 мая 2019) «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах»]. Предусмотрено 3 класса защищённости, которые зависят от уровня значимости информации и масштаба информационной системы. Приказ требует выполнения нескольких условий: формирования требований по защите информации для конкретной государственной информационной системы; разработки и внедрения системы защиты информации; аттестации информационной системы и ввода её в действие.
Регламентируются следующие меры защиты информации:
идентификация и аутентификация субъектов доступа и объектов доступа;
управление доступом субъектов доступа к объектам доступа;
ограничение программной среды;
защита машинных носителей информации;
регистрация событий безопасности;
антивирусная защита;
обнаружение (предотвращение) вторжений;
контроль (анализ) защищённости информации;
обеспечение целостности информационной системы и информации;
обеспечение доступности информации;
защита среды виртуализации;
защита технических средств;
защита информационной системы, её средств и систем связи и передачи данных.
Меры защиты информации, выбираемые для реализации, должны обеспечивать блокирование одной или нескольких угроз безопасности информации, включённых в модель угроз безопасности информации политиками обеспечения информационной безопасности обладателя информации (заказчика), оператора и уполномоченного лица, разработанными по ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования» (ISO/IEC 27001Information security management systems. Requirements).
Последовательность и организация работ по защите информации рассмотрена в работе [Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 № 17 (ред. от 28 мая 2019) «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах»]. При этом важно учитывать требования Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).
Наиболее значимые государственные информационные системы в России
Единая система классификации и кодирования информации (ЕСКК ТЭСИ) – совокупность общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации; средств ведения классификаторов; нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.
Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) сформировалась в 1965–1980 гг., в период перехода от «индустриальной» к «информационной» экономике. Основополагающим документом, определившим направление развития информационной деятельности в стране, стало постановление Совета Министров СССР от 29 ноября 1966 г. «Об общегосударственной системе научно-технической информации» (Организация библиографической работы в СССР), которое фактически констатировало необходимость формирования единой системы информации в стране. Руководство ГСНТИ было возложено на Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, который определял основные направления развития ГСНТИ и осуществлял общее методическое руководство деятельностью органов научно-технической информации (НТИ). Построение ГСНТИ было основано на принципе организации информационной деятельности по отраслевому признаку в сочетании с централизованной обработкой всей мировой литературы. В результате к середине 1970-х гг. была создана ГСНТИ. В связи с распадом СССР на независимые государства произошли изменения и в информационной инфраструктуре: из состава ГСНТИ вышли республиканские центры НТИ, сузилась деятельность отраслевых центров НТИ, отделов и бюро на предприятиях, однако базовая часть ГСНТИ сохранилась, чему способствовало постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. № 950 «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации». Период 2000–2020 гг. можно охарактеризовать, как вяло продолжающуюся «эрозию» национальной информационной инфраструктуры, включая ГСНТИ и библиотечную сеть; в этот период предпринимались попытки интеграции в мировое информационное пространство в основном за счёт привлечения зарубежных информационных (электронных) ресурсов в Россию (Цветкова. 2021. С. 22–37, 153–184). Информационная отрасль не является абсолютно самостоятельной, ориентированной на решение только одной информационной задачи, она пронизывает всю инфраструктуру государства, затрагивая основы их информационной поддержки. Каждый элемент этой инфраструктуры имеет особенности, связанные с информационной деятельностью, но общность этого вида деятельности очевидна. Это позволяет говорить о системном подходе к информационной деятельности на уровне государственных задач: «Мы можем с уверенностью утверждать, что создание Государственной системы научно-технической информации явилось наиболее представительной в мировой практике попыткой организовать в масштабах страны рациональное разделение труда по сбору, обработке и распространению документальных источников знаний…» (Кедровский. 2009. С. 460).
Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) собирает данные о государственных и муниципальных контрактах.
Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН) содержит информацию об объектах культуры на территории России.
Федеральная информационная адресная система (ФИАС) включает адреса и коды всех российских районов, населённых пунктов, улиц и т. д. Доступность и качество предоставляемых государством данных определяет уровень его функциональной открытости, т. е. возможность использования социально и экономически значимой информации бизнесом, наукой, СМИ, региональными и муниципальными органами власти для принятия решений.
На 2020 г. в России функционировало 876 государственных информационных систем федерального уровня (Разработка государственных информационных систем). Согласно рейтингу Счётной палаты, лучшими государственными информационными системами обладают Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Федеральное казначейство, Министерство культуры.
В 2009 г. появился первый информационный ресурс, обеспечивающий практическую открытость информации в сфере государственных информационных технологий – реестр федеральных государственных информационных систем (ФГИС), известный более как реестр ФГИС Роскомнадзора. Создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем» (далее – постановление № 723) и стал первой работоспособной попыткой автоматизации учёта систем, создаваемых и эксплуатируемых в государственных органах. Реестр ФГИС просуществовал с 2010 по 2015 гг. В ноябре 2015 г. действие постановления № 723 было прекращено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. № 1235 «О федеральной государственной информационной системе координации информатизации», объявившем о создании ФГИС координации информатизации (ФГИС КИ). Предполагалось, что функция учёта федеральных государственных информационных систем отойдёт к данной ФГИС. Реестр ФГИС Роскомнадзора был закрыт, затем полностью выведен из эксплуатации. Однако полноценной замены Реестру ФГИС в части публикации открытой информации о системах федерального уровня пока (по состоянию на 2023) не получилось – публикуемая в формате открытых данных информация из ФГИС КИ не соответствует критериям полноты и качества.
В 2019 г. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России (Минкомсвязи РФ) разработало Концепцию создания государственной единой облачной платформы (Концепция создания государственной единой облачной платформы : Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2019 № 1911-р). Её реализация предусмотрена в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 № 1632-р: Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»). Согласно этому документу, все федеральные и региональные государственные информационные системы будут объединены на государственной единой облачной платформе (ГЕОП). В ГЕОП войдут аккредитованные сервисы и поставщики информационной инфраструктуры.