Индустриальная социология
Индустриа́льная социоло́гия, отрасль социологической науки, предметом которой являются социальная структура и социальные отношения в организационно-производственных системах индустриального типа. В рамках направления изучаются социальный статус и социальные роли работников в условиях индустриального общества, их трудовое и экономическое поведение, конфликты на производстве, трудовая мотивация, организационная культура и культура труда, социальные предпосылки и последствия технологического прогресса и рационализации производства. Практические рекомендации индустриальной социологии оформляются в алгоритмах социальной инженерии и социальных технологий. Сам термин «индустриальная социология» используется главным образом в западной социологии, тогда как в России это понятие не получило распространения и употребляется лишь при анализе соответствующих зарубежных исследований, а также как частичный аналог социологии труда, социологии организаций, социологии управления, экономической социологии.
Теоретико-методологическая база индустриальной социологии была заложена в трудах К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Зомбарта и Т. Веблена, изучавших социальные особенности труда и производства в условиях индустриализации. Важные теоретические и организационные предпосылки этого направления создали американский инженер и социолог Ф. У. Тейлор (1856–1915), французский инженер и предприниматель А. Файоль (1841–1925), а также американский социальный психолог и философ М. П. Фоллет (1868–1933), которые системно изучали «человеческий фактор» производственных процессов. В СССР аналогичными проблемами занимался А. К. Гастев.
Первым центром этой отрасли социологии считают чикагскую школу, представители которой анализировали социальные последствия индустриализации, разрабатывали методы работы с персоналом и предупреждения конфликтов. Затем центр исследований переместился в Гарвардский университет, профессор которого – Э. Мэйо – считается родоначальником собственно индустриальной социологии. С его именем связана доктрина человеческих отношений, в рамках которой предприятие рассматривается как социальная система, а его работник – как «социально-психологическое существо», чья производительность прямо связана с удовлетворением разных, а не только экономических потребностей и интересов. В 1940–1950-х гг. развитие в гарвардской школе экономики и социологии получили исследования по трудовой мотивации А. Маслоу, Ф. Херцберга и Д. Макгрегора. В Германии становление индустриальной социологии связано прежде всего с именем Р. Дарендорфа («Социология индустрии и производства», 1956; «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе», 1957). Во Франции ведущим социологом в рассматриваемой области считается М. Крозье.
С конца 1950-х гг. предмет индустриальной социологии переосмысливается в свете теорий постиндустриального общества и революции менеджеров (П. Дракер, Э. Гидденс, Н. Дж. Смелзер). Сегодня центр исследований смещается от изучения предприятия к изучению процесса труда, в том числе его гендерных аспектов, соотношения оплачиваемой и неоплачиваемой работы и механизмов этого феномена, слагаемых профессиональной культуры, отношения к труду представителей разных социальных слоёв, взаимосвязи работы и досуга. Новейшее направление исследований в индустриальной социологии связано с социогуманитарными аспектами высоких технологий и виртуальных эффектов.