Реституция (в международном праве)
Реститу́ция (от лат. restitutio – восстановление), в международном праве восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Реституция может быть одноактным действием (освобождение неправомерно задержанных лиц или возвращение неправомерно арестованного имущества) либо сложным актом. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией (1947) Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединённых Наций». Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного либо неправомерно задержанного имущества в мирное время вне связи с военными действиями, или же отмена какого-либо правового акта, или сочетание этих мер. В некоторых случаях при рассмотрении вопроса о материальной возможности реституции может возникнуть необходимость учёта позиции третьих сторон.
В международной судебно-арбитражной практике нередко употребляется термин «юридическая реституция». Этот вид реституции предполагает изменение юридической ситуации либо в рамках правовой системы ответственного государства, либо в его правовых отношениях с потерпевшим государством. Такие случаи включают в себя отзыв, отмену или изменение конституционного или законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной или судебной меры, неправомерно принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца. В некоторых случаях может применяться как материальная, так и юридическая реституция. Например, Постоянная палата третейского суда в 1993 г. постановила, что Чехословакия обязана вернуть Будапештскому университету требуемое им недвижимое имущество без какой-либо переуступки, принудительного управления или секвестра и в том состоянии, в каком оно было до применения данных мер.
Однако нередко возникают ситуации, когда реституция невозможна или когда её размер настолько невелик для потерпевшего государства или иного субъекта, что становятся приоритетными другие формы возмещения. Например, в 1982 г. в деле «Аминойл» правительство Кувейта и Американская независимая нефтяная компания согласились, что восстановление status quo ante после аннулирования концессии на основании указа Кувейта будет нецелесообразно.
Реституция может не потребоваться, если она влечёт за собой бремя, которое совершенно непропорционально выгоде от получения реституции вместо компенсации. Это положение может иметь место тогда, когда существует серьёзная диспропорция между бременем, которым реституция ляжет на ответственное государство или на другой субъект, и выгодой, которую получит либо потерпевший субъект, либо любой потерпевший в результате нарушения обязательства. Такое положение основывается на принципах справедливости и разумности.