Групповые нормы
Групповы́е но́рмы, широкий спектр общепринятых формально и неформально закреплённых стандартов поведения в социальных группах, организациях, институтах.
Групповые нормы могут регулироваться формально определёнными источниками права (нормативный правовой акт, прецедент, доктрина, трудовой договор и т. д.) или иметь негласный характер, связанный с устоявшимися в коллективе традициями, корпоративной культурой организации, историей и спецификой деятельности компании, а также применяемыми в ней методами управления и стилем лидерства её руководителя. Функционирование норм непосредственно связано с социальным или групповым контролем над поведением индивида. Любая группа, существующая достаточно продолжительное время, вырабатывает для себя определённую систему специфических норм. В групповых нормах находит отражение то, что, по мнению членов группы, должно быть сделано или не сделано в конкретных ситуациях. Нормы выражают собой сложившуюся в группе систему требований, в которой фиксируются основные моменты, регулирующие деятельность и общение, взаимные права и обязанности, образцы поведения и границы их возможных нарушений.
Основные черты групповых норм
Выделяют следующие отличительные черты групповых норм:
групповые нормы являются продуктом социального взаимодействия людей и возникают в процессе деятельности группы;
группа не устанавливает нормы поведения для каждой возможной ситуации: они формируются только относительно действий и ситуаций, имеющих определённую значимость для группы;
нормы могут быть применены к ситуации в целом, не относясь к отдельным членам группы и возложенной на них роли, а могут регламентировать стандарты поведения отдельных индивидов, выполняющих те или иные социальные роли;
нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые одобряются почти всеми членами группы, другие поддерживаются незначительным меньшинством или не одобряются совсем;
нормы отличаются по диапазону применяемых санкций (от неодобрения поступка человека до его исключения из группы).
Американский экономист, теоретик менеджмента М. Мескон (1931–2017) различает положительные и отрицательные нормы. Положительные – нормы группового поведения, которые стимулируют и одобряют такие действия сотрудников, которые приводят к достижению групповых целей. Это может быть вовлечённость, традиция помогать друг другу в коллективе при решении общей задачи, рекомендовать к приёму на работу проверенных коллег, выполнять задачи вовремя и в полном объёме с переработками по необходимости и т. д. Отрицательные нормы, по Мескону, прямо противоположны: они позитивно оценивают действия по саботажу эффективной работы, опоздания, халатное отношение к работе и др. (Мескон. 2020).
В каждом конкретном случае менеджер может провести ревизию и анализ групповых норм, которые существуют в управляемом им коллективе, оценить их влияние на поведение сотрудников и выявить те из них, которые необходимо скорректировать.
Классы групповых норм
Ряд исследователей выделяют общие классы групповых норм, существующих в большинстве рабочих групп. Это нормы выполнения работы, внешнего вида, социальной организации и распределения ресурсов.
Нормы выполнения работы
Членам рабочих групп часто даются категорические указания о том, как усердно им работать, добиваться выполнения задания, каким должен быть уровень производительности, допустимое количество опозданий и т. д. Эти нормы значительно воздействуют на работу каждого сотрудника: они способны радикальным образом менять планы работы и отношение к выполнению задания.
Нормы внешнего вида и поведения
Нормы внешнего вида и поведения подразумевают соответствие требованиям в одежде, негласные «предписания», как демонстрировать преданность организации, когда выглядеть занятым и когда можно расслабиться и продемонстрировать это. В некоторых организациях имеются формальные требования к одежде. Но даже если они отсутствуют, нормы часто сами предписывают вид одежды, надлежащий для работы.
Демонстрация преданности важна во многих рабочих группах и организациях. Так, во многих организациях, особенно среди специалистов и администрации, не одобряется открытый поиск другой работы или существуют определённые ритуалы выражения преданности организации, например открытое выражение удовлетворения по поводу возросших показателей ежемесячных продаж.
Нормы социальной организации
Нормы социальной организации берут начало от неформальных рабочих групп и в основном регулируют социальное взаимодействие внутри группы. Нормы влияют на то, с кем члены группы обедают, дружат на работе и вне её, вступают в общественное взаимодействие.
Нормы распределения ресурсов
Эти нормы могут возникать в самой группе или организации и касаться таких аспектов, как зарплата, надбавки за повышенную трудность работы, предоставление отпусков, распределение новых инструментов и оборудования, предоставление более удобных мест для работы и т. д. Часто «по традиции» (т. е. в соответствии с групповыми нормами) преимущества получают, например, работники с большим стажем работы или женщины, имеющие маленьких детей, или наиболее квалифицированные специалисты и др.
Происхождение норм
Американский исследователь организационного поведения С. Роббинз отмечает, что значительная часть норм обязана своим происхождением следующим событиям или моделям поведения (Роббинз. 2006):
Категорические утверждения, выраженные членом группы, который является формальным или неформальным лидером, часто руководителем или наиболее авторитетным участником команды: например, запрет на курение компаниями больше двух человек или требования быть на рабочем месте за 10 мин до начала рабочего дня.
Кризисные события в истории группы. Некоторые случаи формируют определённые правила и нормы: например, полётные инструкции ряда авиакомпаний содержат в себе требование, что в кабине самолёта не может оставаться один человек. Это норма была утверждена после инцидента, когда оставшийся в одиночестве пилот заблокировал дверь кабины и самолёт столкнулся с землёй.
Первенство. Первая модель поведения, сложившаяся в группе, как правило, формирует групповые нормы в будущем: дружные группы студентов часто занимают места в аудитории друг возле друга в первый день занятия и недовольны, когда новичок занимает их место в ходе последующих занятий.
Модели поведения, заимствованные из ситуаций в прошлом: члены группы привносят свои представления из других групп, в которых они когда-то находились. Это объясняет, почему рабочие группы предпочитают набирать новых сотрудников из числа работавших в подобных условиях и имеющих схожий опыт. Данное обстоятельство увеличивает вероятность того, что привносимые новичками представления совпадают с представлениями, уже усвоенными группой.
Норма становится таковой, если она имеет значимость для большинства членов группы. По мнению Роббинза, норма важна, если она соответствует следующим критериям:
способствует дальнейшему существованию группы (увеличивает её шансы на успех);
повышает предсказуемость и понятность поведения членов группы (стимулирует создание безопасных условий существования для участников и даёт возможность снизить стресс и быть готовыми к определённому поведению коллег);
уменьшает количество межличностных проблем у членов группы;
позволяет работникам выражать главные ценности группы, действовать в рамках её идентичности (укрепляет и поддерживает целостность группы).