Групповое мышление (в менеджменте)
Группово́е мышле́ние (англ. groupthink), психологический феномен, возникающий вследствие воздействия группы на входящих в неё членов. Характеризуется отказом индивида от собственной индивидуальности в пользу одобряемого группой конформизма. С течением времени группа мыслит всё менее критично, а следование групповому мнению становится более ценным, чем здравый смысл, вследствие чего группа начинает допускать существенные ошибки в своей деятельности.
В менеджменте феномен группового мышления рассматривается с позиций наличия в группе, помимо лидера, двух категорий участников. «Взаимозаменяющие» члены группы имеют сильную позицию, не поддаются конформизму, и сами при возможности могли бы стать лидерами группы. Они с лёгкостью критикуют предложения как других участников группы, так и лидера, трезво смотрят на проблему и предложения по её решению. «Взаимодополняющие» сотрудники практически всегда поддерживают лидера, т. к. их статус, положение в группе напрямую зависит от руководителя. Таким образом, чем больше «взаимозаменяющих» участвует в принятии решения, тем более логичным оно будет и тем меньше будет проявляться эффект группового мышления (Барбакадзе. 2017).
В организациях для преодоления эффекта группового мышления часто применяются следующие методы (Корнилова. 2010):
Установленный порядок ведения дискуссии в принятии группового решения. Например, лидер группы должен по возможности высказывать свою позицию последним, чтобы не вызывать желание остальных участников просто согласиться с ним без обсуждения альтернативных вариантов. Также может привлекаться сторонний консультант – нейтральное лицо, которое будет беспристрастно фасилитировать дискуссию, не навязывая собственную позицию.
Техника «адвокат дьявола». Выбирается один из участников группы, который будет искать противоречия и слабости в предложенных вариантах решения задачи. Цель такого подхода состоит в поиске причин, по которым предложенная альтернатива могла бы быть неэффективной при реализации.
Метод структурированных аналогий Дельфи. Этот способ основан на принятии решения анонимным образом с помощью обработки экспертных мнений командой аналитиков. Эксперты за несколько этапов сами формулируют вопросы, которые помогут принять решение, и сами же анонимно и скрыто от других отвечают на них. Затем аналитики ищут схожие тезисы и предложения и объединяют их, а различные и даже прямо противоположные выносятся на общую экспертную дискуссию, т. к. именно они отражают особенности ситуации, потенциально критичные для принятия эффективного решения. В качестве недостатка такого метода приводится недостаточный обмен информацией между экспертами, что мешает экспертной группе выстроить полноценную картину ситуации.
На базе Нижегородского филиала Высшей школы экономики было проведено исследование факторов, способных повлиять на вероятность негативного вмешательства группового мышления при принятии решения (Плотников. 2019). В частности, этот процесс был рассмотрен в двух разных компаниях на двух кросс-функциональных рабочих группах, которые искали решение задачи без правильного ответа, и ни один из участников по определению не мог обладать такой квалификацией или авторитетом, чтобы доминировать над остальными членами группы. Работа велась по методу мозгового штурма и дальнейшего обсуждения предложений. Исследователи выяснили, что тайное голосование позволяет нивелировать эффект группового мышления. Кроме того, проверялись две гипотезы о факторах, влияющих на групповое мышление: возможность участников заранее подготовиться к дискуссии без постороннего вмешательства уменьшает эффект группового мышления, а наличие консультанта, который является экспертом в обсуждаемом вопросе, наоборот, увеличивает вероятность действия этого эффекта. В результате подтвердилась только первая гипотеза. Наличие же эксперта, которое, по замыслу исследователей, должно было снизить конфликтность между участниками группы и увеличить скорость принятия решения без потери качества, не сыграло такой роли, поскольку мнение эксперта воспринималось как очередное и равное другим, а не доминирующее и приоритетное по сравнению с остальными.
Исследователи отмечают, что оказывать влияние на групповое мышление может состав участников группы по их положению в иерархии компании (сотрудники более низкого положения в иерархии часто не решаются высказать несогласие с позицией управляющих более высоких уровней), однако это не было отражено в работе.
Американский психолог, создатель теории группомыслия, И. Дженис (1918–1990) в своём понимании группового мышления и конформизма как его основы, преимущественно опирается на влияние сильного лидера и подавление мнений и свобод остальных участников группы (Janis. 1982. С. 2–13). Однако существует ряд ситуаций, при которых можно наблюдать обратный эффект – возможная деиндивидуализация лидера и приспособление его к мнению группы. Давление группы на лидера выражается в наличии среди членов группы экспертов старшего поколения, тогда он вынужден отступить от собственной позиции в пользу тех или иных соображений. Кроме того, такой эффект может оказывать эмоциональное воздействие на лидера, выражающееся в убеждении, лести, обретении расположения лидера и его эксплуатации. При таком давлении на лидера группы эффект группового мышления может оказать негативное влияние не только на принятие решения, но и на его воплощение, т. к. и лидер, и курс действий, предписанный им к выполнению, также будут подвержены влиянию и изменениям со стороны самих исполнителей.