Глэм-рок
Глэм-рок (глиттер-рок; англ. Glam rock, от glamour – гламур, шарм), стиль поп- и рок-музыки. Также в качестве названия стиля встречается почти синонимичное ему определение Glitter rock (от англ. glitter – блестеть, сверкать). Зародился в Великобритании в конце 1960-х гг. в качестве реакции на провал социального и эстетического проекта хиппи и связанных с ним музыкальных форм самовыражения, в первую очередь психоделического и арт-рока, композиционные структуры которых отличались заметной усложнённостью (Auslander. 2006. P. 6–7). Предтечами стиля считаются такие группы и исполнители, как Alice Cooper, Sha Na Na, The Kinks, The Who, Артур Браун и др., творчество которых тяготеет к эстетике китча и кэмпа. К наиболее заметным и ярким представителям стиля относятся Дэвид Боуи, Марк Болан и его группа T. Rex, Mott The Hoople, Mud, Slade, Sweet, Гари Глиттер и Сьюзи Кватро; некоторые комментаторы относят к глэм-року также раннее творчество Roxy Music и Queen. Стиль был популярным почти исключительно в Великобритании, а к американским его представителям обычно причисляют только группу New York Dolls, бывшего участника The Velvet Underground Лу Рида и Игги Попа. Сьюзи Кватро, будучи американкой, получила признание в Англии.
Глэм-рок – один из немногих стилей, в котором сценическая и театрализованная составляющие программно доминируют над музыкальной. С музыкальной точки зрения глэм-рок по большей части представляет собой хард-рок с достаточно простыми, предсказуемыми, мелодичными и запоминающимися песенными элементами и в определённом смысле выступает примером возврата к ранним формам рок-н-ролла. С визуальной, перформативной и репрезентативной сторон характеризуется чрезвычайно пышными шоу, а также вычурными сценическими жестами, экстравагантными костюмами и намеренной гендерной трансгрессивностью поведения его представителей.
Первым альбомом, с которого начинается популярность глэм-рока, считается «Electric Warrior» Марка Болана и его группы T. Rex, вышедший в 1971 г. В 1-й половине 1970-х гг. массовая популярность Болана среди его поклонников даже привела к распространению феномена боланомании, по масштабам сопоставимого с битломанией. Именно Болан задал характерную для стиля тенденцию к преувеличению роли шоу в ущерб музыке – в 1973 г. он заявлял: «95 % моего успеха обеспечивает то, как я выгляжу… Музыка вторична» (цит. по: Auslander. 2006. P. 94).
В 1972 г. вышел диск «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars», одна из самых известных работ Дэвида Боуи, которая сделала его автора звездой и породила одного из самых ярких персонажей музыкальной поп-культуры – Зигги Стардаста. Среди других заметных записей, определивших облик глэм-рока, можно назвать «Roxy Music» (1972) и «For Your Pleasure» (1973) группы Roxy Music, «Suzi Quatro» (1973) Сьюзи Кватро, «Slayed?» (1972) группы Slade, «Glitter» (1972) и «Touch Me» (1973) Гари Глиттера, а также сингл «All the Young Dudes» (1972) группы Mott The Hoople.
Одной из самых ярких черт, отличающих глэм от других стилей, выступает намеренная и подчёркнутая двусмысленность гендерной репрезентации его представителей: Болан на сцене использовал женский макияж, Боуи имитировал оральный секс с грифом гитары Мика Ронсона, Брайан Ино, клавишник группы Roxy Music, выступал в боа и перьях, гитарист группы Slade Дейв Хилл – в женском платье и сапогах на платформе. Тем не менее, несмотря на стратегию трансгрессии гетеронормативности, избранную представителями стиля, в целом эмансипаторный потенциал глэм-сцены был невелик и на ней господствовали практически исключительно мужчины. Среди женщин, так или иначе имеющих к отношение к глэм-року, можно назвать только Сьюзи Кватро.
Во 2-й половине 1970-х гг. популярность глэм-рока снижается и практически сходит на нет, в первую очередь потому, что на лидирующие позиции на британской сцене выходит панк, который многие комментаторы рассматривают как прямую реакцию на театральную избыточность глэма (Frith. 1990. P. 88).
Глэм-рок оказал влияние на несколько последующих популярных музыкальных стилей, в первую очередь – на творчество представителей тяжёлой сцены, таких как Def Leppard, Cheap Trick, Poison, Kiss и Quiet Riot, музыку которых иногда называют глэм-металлом. Последовательное расшатывание представителями этого стиля гендерных норм во многом сформировало андрогинную визуальную эстетику «новой волны» конца 1970-х – начала 1980-х гг. Среди более поздних наследников эстетики глэм-рока называют Мэрилина Мэнсона, Suede, Placebo и Леди Гагу.