The Doors
The Doors («Дорз», англ. – двери, врата), американская рок-группа, крупное явление в западной контркультуре 2-й половины 1960-х гг.
Сформировалась в 1965 г. в Лос-Анджелесе, существовала до 1973 г. Название взято из заголовка эссе О. Хаксли «The doors of perception» («Врата восприятия», 1954), которое в 1960-е гг. стало культовым для радикально настроенной молодёжи и дало импульс к массовому «расширению сознания» с помощью психоделиков, психоанализа, различных философских течений (в том числе восточных), собственного духовного поиска, часто основанного на положениях и понятиях дзен-буддизма и индуизма. Музыканты группы обдумывали название «Doors of the mind» («Врата разума»), чтобы подчеркнуть более тесную связь с психоделическим роком, но решили оставить вариант названия лишь из одного слова – одновременно и универсального, и многозначного. В группу входили Джим Моррисон (1943–1971; лидер группы, автор текстов, вокал), Рей Манзарек (1939–2013, клавишные), Робби Кригер (род. 1946, гитара), Джон Денсмор (род. 1944, ударные).
При жизни Моррисона группа записала самые известные и художественно наиболее значимые альбомы. В качестве авторов большей части музыки в этих альбомах выступили Кригер и Моррисон. Тексты песен, с налётом пессимизма описывающие события повседневной жизни и местами напоминающие неконтролируемый поток сознания, толковались критикой превратно. Как результат, Моррисона обвиняли в призывах к разрушению и насилию, в отсутствии здравого смысла и какой-либо эстетической концепции.
Моррисон стремился использовать образную палитру своих стихов в корреляции с визуальным рядом, поскольку изначально собирался стать кинорежиссёром и актёром. Для концертных выступлений группы характерны повышенное внимание к звукоизобразительности и импровизации, элементы театрализации, воплощение психоделических образов непосредственно на сцене.
Бас-гитара в живом концертном звучании и некоторых студийных вариантах композиций отсутствовала. Басовый голос первые годы существования группы поручался электрооргану (использовался инструмент марки Vox continental, тембровые особенности которого были неотъемлемым элементом саунда группы), позднее клавинету, реже электропиано. Декламационная, подчёркнуто «немелодичная», суггестивная манера пения чередовалась с продолжительными, маркированно невиртуозными гитарными и клавишными соло на фоне навязчивых остинато. Основа музыкального языка The Doors – блюз-рок, но в особом «психоделическом» преломлении. Повышенное внимание к ритму и динамике в ущерб привычной мелодичности связано с тем, что психоделическая музыка соседствует у The Doors с драйвом, корнями уходящим в классический рок-н-ролл. Группа оказала влияние не только на прогрессив-рок (как многие другие музыканты, игравшие психоделический рок), но и на панк-рок.
Среди наиболее популярных композиций: «Light my fire», «Love me two times», «Break on through (to the other side)», «People are strange» (все – 1967), «Roadhouse blues» (1970), «Riders on the storm» (1971). В числе лучших альбомов: «The Doors», «Strange days» (оба – 1967), «Waiting for the sun» (1968), «L. A. Woman» (1971). Песня «Unknown Soldier» (1968) из-за своей антивоенной направленности редко звучала по радио США, на концертах её инсценировка заканчивалась символической «казнью» Моррисона.
Смерть Моррисона в 27 лет (по официальной версии причиной стал инфаркт) вписалась в концепцию «живи быстро, умирай молодым» (англ. «live fast, die young»), которая применима ко многим рано ушедшим на пике популярности рок-музыкантам, особенно в период 1960–1970-х гг. (например, Джими Хендрикс и Дженис Джоплин). После его смерти музыканты The Doors продолжали выступать и записываться, но коммерческого успеха не имели. Последний (9-й в дискографии The Doors) студийный альбом, содержащий главным образом новые либо ранее не издававшиеся композиции, – «American Prayer» (1978). Помимо того он примечателен чтением стихов (с музыкальным рядом и без него). 1990-е гг. ознаменовались новой волной популярности группы, с тех пор издано много бутлегов, записей трансляционных выступлений, сборников и т. п.
Моррисону посвящены документальный видеофильм «Feast of Friends» (1969), художественный фильм «The Doors» (1991, режиссёр О. Стоун), документальный фильм «When you are strange» (2009, режиссёр Т. Дичилло) и др.
Ныне лидер группы признаётся в США выдающимся поэтом, в меньшей степени – музыкантом. Загадочная смерть Моррисона мистифицировала его образ в глазах поклонников. Могила Моррисона на кладбище Пер-Лашез в Париже – место паломничества фанатов The Doors со всего мира.
С 2002 до 2013 г. Манзарек и Кригер исполняли музыку группы, привлекая разных сессионных музыкантов. В 2011–2012 гг. они (в составе группы под названием «Manzarek and Krieger from Doors») четырежды выступали в России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург).
Премия «Грэмми» (2009). Почётная премия «Грэмми» в номинации «за достижения всей жизни» (2007). В 1993 г. группа The Doors включена в Зал славы рок-н-ролла.