Государственный минимальный социальный стандарт
Госуда́рственный минима́льный социа́льный станда́рт, обобщённое название совокупности гарантий, обеспечивающих реализацию права гражданина на достойный жизненный уровень, посредством установления минимальных (пороговых) значений причитающихся гражданам социальных благ, включая минимальный уровень оплаты труда (МРОТ); минимальный размер социальных выплат; нормативы в сфере жилья и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ); образовательные стандарты и требования, в рамках которых образование является бесплатным; набор медицинских услуг (лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и т. д.), оказываемых гражданам за счёт средств бюджета и средств государственного медицинского страхования (ОМС).
Понятие государственного минимального социального стандарта
Государственный минимальный социальный стандарт (ГМСС) является важным элементом в механизме социальной политики современных государств, использование которого связано с определением минимально необходимого уровня удовлетворения потребностей граждан. ГМСС является своеобразной качественно-количественной проекцией степени «социальности» государства, отражает то реальное наполнение, которое получают социальные права граждан на конкретном историческом этапе развития государства, законодательно подтвердившего приверженность целям и принципам социального государства.
В юридической литературе сложилось несколько подходов к определению составных элементов системы социальных стандартов. В частности, помимо количественных и качественных показателей социальных благ (включая предметы материального мира, денежные средства и услуги), в состав минимальных социальных стандартов включаются сами права граждан (Тучкова. 2019); круг лиц, которым должны быть предоставлены те или иные меры социальной поддержки; перечень этих мер; условия получения мер социальной поддержки (Акатнова. 2020).
ГМСС является динамичной величиной, поскольку признание тех или иных пороговых значений в качестве приемлемых напрямую зависит как от того, что признаётся обществом в качестве приемлемых параметров качества жизни, так и от того, насколько государство в состоянии обеспечить (гарантировать) достижение каждым гражданином данного параметра. Так, декретом СНК РСФСР от 29 октября (11 ноября) 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне» было установлено, что «рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятий... не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая сюда и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения».
ГМСС касается благ как объекта социальных прав человека и гражданина, закреплённых во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., иных международных актах, Конституции Российской Федерации, призван конкретизировать те их параметры, которые необходимы и достаточны для того, чтобы в процессе использования гражданами соответствующих прав не были искажены их суть и природа.
Важная черта социального стандарта (в отличие от иных стандартов) состоит в том, что речь идёт о качественных и количественных параметрах благ, которые должны быть доступными для граждан по экономическому, географическому, организационному критериям. Поэтому в число ГМСС входит множество нормативов, касающихся обеспеченности населения организациями социальной сферы: время проезда (доставки) пациента до медицинской организации (согласно приказу Минздрава России от 27 февраля 2016 № 132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» в целях оказания медицинской помощи в экстренной форме медицинские организации должны размещаться так, чтобы транспортная доступность не превышала 60 мин, а при оказании скорой медицинской помощи – с учётом 20-минутной транспортной доступности); нормы наполняемости классов и групп в образовательных организациях (согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи"» площадь учебных кабинетов должна быть не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий и не менее 3,5 м2 на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий); требования к обеспечению населения отдельными социально-культурными услугами [согласно Методическим рекомендациям по разработке стандарта качества услуг государственных (муниципальных) учреждений культуры в отношении библиотеки установлены следующие требования: 1) начало работы – не ранее 8:00 часов, начало обслуживания читателей – не ранее 9:00 часов; 2) не менее 8 часов в день; 3) не менее 5 дней в неделю; 4) не менее 15 % времени работы учреждения не должно совпадать с часами рабочего дня основной части населения; 5) не менее 20 % времени работы учреждения не должно совпадать с часами занятости основной группы потребителей – детей и юношества; 6) один день в месяц отводится на проведение санитарного дня] и др.
Закреплённые в нормативных правовых актах минимальные социальные стандарты приобретают статус ГМСС. Часть ГМСС предусмотрена на конституционном уровне. Так, согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в РФ устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, в ч. 5 ст. 75 уточняется, что он не может быть менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ.
Государственные минимальные социальные стандарты в России
Согласно вертикальной структуре органов государственной власти в РФ существуют федеральные и региональные стандарты, по характеру условно подразделяемые на общие и ведомственные (по отдельным направлениям). Так, общими можно считать: постановление администрации Ненецкого автономного округа от 8 июня 2016 г. № 177-п «Об утверждении минимальных социальных стандартов в Ненецком автономном округе»; Закон Эвенкийского автономного округа от 13 декабря 2006 г. № 693 «О государственных минимальных социальных стандартах, социальных и минимальных финансовых нормативах в Эвенкийском автономном округе» и др. Примерами стандартов, разрабатываемых по направлениям отдельными органами исполнительной власти, можно считать: постановление Правительства Архангельской области от 3 апреля 2014 г. № 120-пп «Об установлении минимальных социальных стандартов в сельской местности Архангельской области»; постановление администрации Новосибирской области от 8 ноября 2005 г. № 94 «Об областных минимальных социальных стандартах Новосибирской области в сфере общего образования», постановление Правительства Чукотского автономного округа от 25 июня 2010 г. № 197 «Об утверждении региональных минимальных социальных стандартов обеспечения населения Чукотского автономного округа общедоступными образовательными программами, образовательными программами в области культуры и искусства, и образовательными программами в области молодёжной политики» и др. До 2014 г. ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было предусмотрено правомочие органов местного самоуправления по установлению муниципальных минимальных социальных стандартов.
Нормативного правового акта, системно регулирующего вопрос установления и использования ГМСС в РФ, до сих пор не существует, несмотря на то что Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» предусматривал «формирование системы государственных минимальных социальных стандартов», которое «должно осуществляться на единой правовой базе и общих методических принципах», подготовку научно обоснованной концепции формирования системы ГМСС, утверждение её в установленном порядке и разработку проекта федерального закона о ГМСС.
Вместе с тем соответствующие попытки предпринимались. В 1997 г. был разработан законопроект и внесён Правительством РФ (впоследствии отклонён) в Государственную Думу. Сфера применения законопроекта была весьма широкой: образование, здравоохранение, получение квалифицированной юридической помощи, культура, социальное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство. В данном проекте ГМСС определялся как единые на всей территории РФ требования к объёму и качеству предоставления определённого вида бесплатных социальных услуг гражданам РФ на минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных в Конституции РФ отдельных социальных гарантий и прав граждан, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Государственные минимальные социальные стандарты в Содружестве Независимых Государств
В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), в свою очередь, имеются примеры успешного закрепления института минимальных социальных стандартов как в документах общего характера, так и в форме самостоятельного нормативного правового акта. Так, согласно Модельному закону 1998 г. «Об общих принципах организации местных финансов» ГМСС – это установленный законодательством минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека. Одним из первых законов о ГМСС был Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах», который определяет минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг (их предоставление гарантируется государством за счёт финансирования из республиканского и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов), социальных пособий и выплат.
Закон Кыргызской Республики от 26 мая 2009 г. № 170 «О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах» под гарантированным ГМСС имеет в виду минимальный уровень гарантий предоставления общедоступных, бесплатных и льготируемых социальных услуг и выплат.
Закон Республики Казахстан от 19 мая 2015 г. № 314-V ЗРК «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях», рассматривая минимальный социальный стандарт как минимальный объём услуг, денежных выплат и иных законодательно установленных требований, обеспечивающий реализацию социальных гарантий и социальных прав, вносит нормативно-правовую определённость и единообразие в понимание социальных гарантий (обязательства государства, направленные на реализацию социальных прав), норм (количественные и качественные требования к обеспечению минимальных социальных стандартов) и нормативов (установленные параметры величин, используемые для определения объёмов финансирования минимальных социальных стандартов). Согласно ст. 9 Социального кодекса Республики Казахстан от 20 апреля 2023 г. № 224-VII ЗРК минимальные социальные стандарты действуют в сферах труда, социального обеспечения, образования, семьи и детей, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, оказания гарантированной государством юридической помощи.
Действующее законодательство Российской Федерации в части государственных минимальных социальных стандартов
В действующем законодательстве РФ наличие минимальных социальных стандартов, установленных (гарантированных) государством, предусмотрено в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» («минимальные социальные стандарты уровня жизни населения, гарантируемые государством»); федеральные или региональные ГМСС регламентированы нормами федеральных законов от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (п. 3 ст. 1) установлены «минимальные социальные стандарты» наряду со «стандартами социальных услуг в сфере социального обслуживания, стандартами медицинской помощи» и др.
В своих решениях Конституционный Суд РФ указывал на значимость минимального стандарта при определении мер социальной поддержки в виде объёма предоставлявшихся льгот (Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 № 397-О), а при рассмотрении ГМСС включал в его состав гарантирование среднего (полного) общего образования (постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"»). В число минимальных социальных стандартов, действующих в сфере образования, включается также обеспечение права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности и трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Аверина. 2018).
Важнейший и широко применяемый в различных сферах прожиточный минимум как социальный стандарт (норматив) (Антонова. 2020) представляет собой стоимостное выражение потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. МРОТ как социальный стандарт имеет строго определённую цель, которая в соответствии с международными актами заключается в том, чтобы предоставить необходимую социальную защиту не ниже уровня, обеспечивающего самого работника и его семью средствами существования, а также защиту от неоправданно низкой заработной платы, при этом к факторам, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, относятся потребности трудящихся и их семей, экономические соображения, в том числе требования экономического развития (Тучкова. 2020).
В сфере жилищной политики ГМСС являются (постановление Правительства РФ от 29 августа 2005 № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»):
федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 % экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг;
федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 %;
федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 м2 общей площади жилья на 1 гражданина.