Бер Борис Борисович
Бер Бори́с Бори́сович [27.7(8.8).1893, Санкт-Петербург – 8.6.1943, Москва], российский композитор.
Жизненный путь
Сын помещика имения Починок Ельнинского уезда Смоленской губернии, действительного статского советника, главного контролёра Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков Бориса Дмитриевича Бера (1862–1917) и Александры Николаевны Бер (урождённой фон Вессель; 1866–1942); племянник Н. Д. Бера.
В 1904–1912 гг. обучался в гимназии при Петербургском историко-филологическом институте, с 1912 – на юридическом, в 1913–1916 г. – на историко-филологическом факультете Петроградского университета. В 1919 г. подал прошение о зачислении в Петроградскую консерваторию, курс не окончил.
В 1919–1920 гг. заведовал подотделом искусств и музеев Ельнинского уездного отдела народного образования (УОНО, Смоленская область), здесь вёл культурно-просветительскую работу совместно с двоюродным братом – Д. Н. Бером (заведующий театральной секцией ОНО), своим дядей – Н. Д. Бером (организатор народной консерватории и музыкальной школы в Ельне), выпускницей Строгановского училища В. Н. Глинкой (руководитель секции изобразительных искусств, внучатая племянница М. И. Глинки), М. И. Погодиным (хранитель художественного отдела Ельнинского музея местного края) и др. При подотделе был создан хор, 2 оркестра; еженедельно проводились концерты для красноармейцев и населения, устраивались художественные выставки.
В июне 1920 г. мобилизован, до 1922 г. служил в Красной Армии (заведующий клубом, дирижёр Первого райкомштаба Республики). В 1923–1925 гг. работал руководителем клуба Первой высшей школы военных лётчиков Красной Армии (впоследствии Третья военная школа лётчиков, Москва). Одновременно с 1923 г. – концертмейстер оперного класса Московской консерватории.
Заведовал музыкальной частью театральной студии «Мастфор» (мастерская Н. М. Фореггера; здесь с его музыкой поставлены спектакли «Танцы машин», «Механические танцы»; 1922), балетной студии «Московский камерный балет» (1924). В 1924 г. инструктор по музыкальному образованию Опытной станции художественного воспитания Наркомпроса РСФСР.
До конца дней Б. Б. Бер жил в Москве, дружил с М. А. Булгаковым. В годы Великой Отечественной войны не был призван в армию по состоянию здоровья, во время обороны Москвы привлекался к строительным работам. Умер от остановки сердца.
Семья
Жена – Надежда Ярославовна Бер (урождённая Голейзовская; 1889–1953; сестра балетмейстера Большого театра К. Я. Голейзовского), артистка кордебалета Большого театра, впоследствии врач-педиатр. Дочь – Александра Борисовна Бер (1923–1999), искусствовед, киновед, преподаватель живописи и рисунка.
Творческое наследие
Сочинял преимущественно театральную музыку. Сотрудничал главным образом с К. Я. Голейзовским, написал музыку к нескольким его балетам, среди них – хореографическая картина «Совершившим подвиг» (1-я показательная балетная студия ТЕО Наркомпроса, Москва, 1920), одноактные балеты «Трагедия масок» и «Гробница Коломбины» («Tombeau du Colombine»; оба – 1922, «Московский камерный балет»). В числе других работ: пантомима «Похождения трёх» (1925, хореограф В. Н. Кузнецов, режиссёр Р. Н. Симонов, Государственный практический институт хореографии на базе ГИТИСа), балет «Деревенские пляски» («Советская деревня», 1931, Московский художественный балет под руководством В. В. Кригер), балетные сюиты «Мадьярские пляски» (1932, Московский мюзик-холл) и «Пляски придунайских народностей» (1932, постановщики Голейзовский и В. И. Цаплин; Ленинградский мюзик-холл, Музыкальная эстрада Московского ЦПКиО), концертный номер «Полька» (1934, Ленинградское хореографическое училище), балет «Чарда» (с венг. – «Корчма») с музыкой, основанной на фольклоре придунайских народов (1933, инструментовка В. Н. Кнушевицкого, Большой театр, дирижёр Ю. Ф. Файер); пантомима в 3 действиях «Север, юг, восток и запад» (1934, Московская студия «Драмбалет»).
Не все совместные работы Бера и Голейзовского были реализованы полностью; из музыки к балету «Кармен» (1925) 4 танца («Фанданго», «Сегидилья», «Астуриас», «Гитанас») были исполнены в программе «Вечер новых постановок балетмейстера К. Голейзовского» (1927); в 1931 г. балет поставлен целиком труппой Московский художественный балет под руководством В. В. Кригер. В 1932 г. для новой постановки балета «Кармен» на сцене Большого театра композитор аранжировал музыку Ж. Бизе, однако проект не состоялся. Опера «Степан Разин» осталась в черновиках (в архиве семьи). Одноактный балет Бера «Смерч» (1925, инструментовка Д. Р. Рогаль-Левицкого), приуроченный к 10-летию Октябрьской революции (1927), был запрещён к показу после генеральной репетиции, поставлен в 1928 г. в Харьковском театре оперы и балета.