Флорида Ричард
Фло́рида Ри́чард (Richard Florida) (род. 1957, Ньюарк, штат Нью-Джерси), современный американский обществовед, специалист по урбанистике. Известен в первую очередь как автор сформулированного в 2000-х гг. концепта «креативного класса», который имеет большое значение для изучения формирования нового социального класса интеллектуалов (профессионалов), завоёвывающего доминирующее положение в обществе модерна.
Биография и основные труды
Родился в Ньюарке, штат Нью-Джерси, окончил Университет Ратгерса в родном городе (1979; со степенью бакалавра политических наук) и Колумбийский университет в Нью-Йорке (со степенями магистра философии в 1984 и доктора философии в 1986). После завершения образования Флорида 20 лет преподавал в университетах – сначала в Университете Карнеги – Меллона в Питтсбурге (1987–2005), потом в Университете Джорджа Мейсона в Виргинии (2005–2007) и в канадском Университете Торонто. В 2000-х гг. вышли его монографии о «креативном классе», которые стали научными бестселлерами и принесли автору известность. Последующие его книги, посвящённые социологическому анализу кризиса крупных городов, тоже вызвали широкий интерес. C 2011 г. старший научный редактор популярного интеллектуального журнала The Atlantic. Активно занимается занимается научной публицистикой, к которой тяготеют и его книги о «креативном классе» и «новом кризисе городов».
Научные работы Флориды выполнены на стыке нескольких социальных наук – прежде всего, социологии, экономики и урбанистики. Первоначально он занимался экономической проблематикой (в частности конкурентными преимуществами японского производственного менеджмента перед американским). Затем его научные интересы сместились в сторону урбанистики – к изучению новой социальной группы, от которой зависят производственные инновации и, в конечном счёте, успешность развития бизнеса и крупных городов. Изучая эту группу, Флорида предложил наименование «креативный класс», быстро ставшее общеупотребительным. Изучение этой группы стало основой выводов, важных для теоретической и прикладной урбанистики [им была посвящена новая книга Флориды «Кто твой город?» (Флорида. 2014)], как делать города привлекательными для «креативного класса» и тем самым способствовать развитию. Реализуя на практике свои урбанистические идеи, Флорида возглавил консультационную фирму Creative Class Group, которая «от Иерусалима до Нью-Йорка… помогала малым и большим городам на пяти континентах разрабатывать стратегии экономического развития» (Who We Are // Creative Class Group).
«Креативный класс»
Под «креативным классом» Флорида и его последователи понимают высокообразованных специалистов, повседневно занимающихся творческим трудом и генерирующих новые «пост-денежные» (ориентированные в первую очередь на саморазвитие и самореализацию) культурные ценности. По оценке Флориды, представители «креативного класса» в 2000-х гг. составляли примерно треть работников США (в крупных городах – ещё больше) и получали половину всей заработной платы. Успешно развиваются именно те города, которые, отличаясь развитием высоких технологий и высоким уровнем толерантности, притягивают талантливых людей для проживания и работы (теория «трёх Т» – талант, технологии и толерантность).
Концепция «креативного класса» Флориды завоевала широкую популярность. В России его главная книга «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» была переведена через три года после выхода оригинала в 2002 г. (Флорида. 2011). Хотя предложенный Флоридой термин стал вирусным, его концепция вызвала полемику (Glaeser E. Review of Richard Florida’s the Rise of the Creative Class // Creative Class Group; In Defense of the «Creative Class» ... 2004; Гнедовский В. Современные проблемы развития постиндустриального общества в городах США и Европы // Русский архипелаг; Александрова. 2008). Критиками отмечалось, что в ней преувеличивается роль «творческой богемы» в ущерб специалистам (профессионалам) других специализаций (инженерам, учителям, юристам и т. д.). Концепт «креативного класса» Флориды базируется на утрированно либерально-западных культурных представлениях, из-за чего, например, распространённость в конкретном городе проявлений нестандартной сексуальности трактуется как важный критерий его привлекательности для творческой личности. Тем не менее в зарубежном обществоведении термин «креативный класс» стал одним из общепринятых в дискурсах о новейших социальных изменениях (Nathan. 2007; Timberg. 2015).
«Кризис городов»
Для правильного понимания взглядов Флориды на «креативный класс» надо учитывать, что он рассматривает эту социальную группу в первую очередь в рамках связанной с деиндустриализацией проблемы кризиса городов, поразившего в последние десятилетия США и другие высокоразвитые страны. Ей посвящена его книга «Новый кризис городов» (Флорида. 2018). В этой работе высокооплачиваемые представители креативного класса противопоставляются менее успешным группам горожан – низкооплачиваемым представителям сферы обслуживания и рабочим, раньше составляющим подавляющее большинство населения городов, но теперь относительно и абсолютно сокращающимся.
Современные крупные города, полагает Флорида, стягивают на себя лучших работников, усиливая рост неравенства между регионами, но и сами эти города расслаиваются на богатые (благополучные) и бедные (неблагополучные) районы, неравенство между которыми тоже растет. Новая «лоскутная география» крупных городов формируется как результат территориальных предпочтений представителей креативного класса, которые выбирают место жительства исходя из близости, прежде всего, к местам работы (включая университеты) и к природе (Флорида. 2014). Чтобы снизить эти контрасты, Флорида предлагает проводить целенаправленную комплексную политику, направленную на «оживление» городов, но уже как центров не столько промышленности, сколько образования, науки, культуры и инновационного бизнеса (Флорида. 2012). Если в работах 2010-х гг. Флорида с большим оптимизмом оценивал будущее «креативного класса», то в книге «Новый кризис города» он указывал на трудности современного развития «креативной экономики» и творческих работников, страдающего от тенденции к сокращению среднего класса (Сургуладзе. 2022).
Для понимания практической актуальности идей Флориды нужно учитывать, что для подавляющего числа стран мира (включая Россию) описанный в работах Флориды тип свободного, ориентированного в первую очередь на творческое самовыражение работника-специалиста скорее исключение, чем правило. В то же время современное социально-экономическое развитие способствует постепенному росту доли работников знаниеёмкого и креативного труда, так что в долгосрочной перспективе актуальность идей Флориды (как и постиндустриального дискурса в целом) будет, вероятнее всего, повышаться. В России уже в 2010-х гг. появился позитивный опыт практического использования идей Флориды для развития городской среды (Стародубровская. 2013).