«Гармоническая музыка»
«Гармони́ческая му́зыка» (нем. Harmoniemusik, франц. Musique d’harmonie; иногда «гармония», нем. Harmonie, также «полевая музыка», нем. Feldmusik), ансамбли духовых инструментов, распространённые во 2-й половине 18 – 1-й четверти 19 вв. в Европе; музыка для таких ансамблей.
«Гармоническая музыка» включала в себя, как правило, от 5 до 10 инструментов (деревянных и медных духовых). Подобный смешанный состав, характерный для «гармонической музыки», начал формироваться ещё 1720-е гг. в сфере военной музыки: Ханс Фридрих фон Флемминг (1670–1733), автор книг по охоте и военному искусству, одобрил вытеснение шалмеев гобоями и свидетельствовал, что добавление 2 валторн к 2 гобоям и фаготам в королевской польской и курфюрстской саксонской армиях приводило к «приятной гармонии» (Fleming H. F. von. Der vollkommene teutsche Soldat. Leipzig, 1726. S. 182). В 1770-е гг. ансамбли стали дополняться кларнетами, что привело к формированию наиболее распространённого в немецкоговорящих землях состава – октета: 2 гобоя, 2 кларнета, 2 валторны, 2 фагота. Во Франции и Англии более популярным оставался секстет (пары фаготов и валторн с 2 гобоями или кларнетами). Также в «гармоническую музыку» могли входить контрабас (для усиления нижнего голоса; мог заменяться контрафаготом), литавры, серпент, пары флейт, английских рожков (в капелле Йозефа Адама, князя Шварценберга, существовавшей в 1775–1796, они заменяли кларнеты; архив рукописных сочинений для «гармонической музыки» хранится в Чески-Крумлове), бассетгорнов, труб, тромбонов и др.
Составы «гармонической музыки» отличались большим разнообразием и зависели от предпочтений композитора или аранжировщика и возможностей владельца ансамбля (например, в 10 сочинениях В. А. Моцарта – в дивертисментах KV 159b, 159d, 213, 240, 240a, 253, 270, серенадах KV 370a, 375, 384a – встречается 5 разновидностей состава). От «янычарской» (или «турецкой») музыки «гармоническую музыку» отличало отсутствие расширенной группы ударных инструментов (в ней не было большого и малого барабанов, треугольника, тарелок).
В конце 18 в. ансамбли духовых инструментов пользовались особой популярностью при дворах и в домах знати и существовали практически повсеместно на территориях современных Австрии, Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии. В 1782 г. в Вене при дворе Иосифа II из музыкантов оркестра придворной оперы была сформирована «Императорская камерная гармония» (Kaiserliche Kammerharmonie; существовала до 1837; среди участников: кларнетисты Иоганн Непомук и Антон Штадлеры, гобоисты Й. Трибензе и И. Вендт). Один из лучших ансамблей духовых инструментов функционировал при дворе Иоганна Йозефа Филиппа, графа Пахта (существовал с 1760-х гг. до 1810; его личный ансамбль действовал до 1815); сохранилась его рукописная коллекция сочинений для «гармонической музыки» (одна из самых обширных), включающая сочинения Я. Дусика, К. Диттерсдорфа, И. Дружецкого и др. Ансамбли «гармонической музыки» были организованы при дворах князей Эстерхази (1750-е гг. – 1813), Лихтенштейн (с 1789), Лобковиц, Грассалкович, графа Кристиана Филипа Клам-Галласа (в Праге хранится архив, в котором находится «гармоническая музыка» Й. Гайдна ранних лет творчества) и др. С начала 1780-х гг. придворная «гармоническая музыка» функционировала в Донауэшингене (сохранилось огромное собрание произведений).
В России во 2-й половине 18 в. были распространены «капеллы духовой музыки», состоящие, как правило, из 2 кларнетов, 2 флейт, 2 фаготов и 2 валторн (специфическая особенность российских ансамблей, – как правило, в них отсутствовали гобои); помимо зарубежной музыки, они исполняли обработки русских народных песен. М. И. Глинка вспоминал: «Во время ужина обыкновенно играли русские песни, переложенные на 2 флейты, 2 кларнета, 2 валторны и 2 фагота, – эти грустно-нежные, но вполне доступные для меня звуки мне чрезвычайно нравились» (Глинка М. И. Записки. Москва, 1988. С. 10).
В 19 в. «гармоническая музыка» при дворах постепенно потеряла актуальность (один из ансамблей функционировал в 1820-е гг. при дворе в Регенсбурге), всё большую популярность завоёвывали военные оркестры; небольшие по составу ансамбли трансформировались в более масштабные духовые оркестры.
«Гармоническая музыка» имела преимущественно прикладной характер, сопровождала празднества, а также трапезы (нем. Tafelmusik; эту традицию изобразил В. А. Моцарт в финале оперы «Дон Жуан», где ансамбль духовых инструментов исполняет аранжировки номеров из опер «Редкая вещь» В. Мартин-и-Солера, «Когда двое ссорятся, третий в выигрыше» Дж. Сарти и «Свадьба Фигаро» Моцарта). Иногда ансамбли участвовали в концертах (например, венская «Императорская камерная гармония»; с 1760-х гг. в Париже ансамбли выступали в духовных концертах); неоднократно «гармоническая музыка» звучала в концертах Венского музыкального общества. Обширная традиция «гармонической музыки» существовала в монастырях Моравии: ансамбли сопровождали обеды, похороны, празднества и др.; один из самых значимых ансамблей функционировал при августинском Старобрненском монастыре.
Наиболее распространёнными жанрами «гармонической музыки» были партии (нем. Partien), партиты, кассации, серенады, дивертисменты. Среди её авторов: Й. Гайдн (его поздняя Месса си-бемоль мажор получила название «Harmoniemesse» из-за нетипичного состава духовых инструментов – с полной группой деревянных духовых, валторнами и трубами), А. Сальери, В. А. Моцарт (наиболее популярна серенада KV 361/370a, известная под названием «Gran Partita»), Г. К. Вагензейль, И. Дружецкий, Й. Фиала, Ф. Мендельсон (Увертюра для 10 инструментов, op. 24, 1824; 2-я редакция для 23 инструментов, 1838). Сохранились сочинения для духовых ансамблей, сочинённые иностранцами, работавшими при российском дворе, – Дж. Паизиелло, Й. Штарцером. Помимо оригинальной «гармонической музыки» были особенно распространены аранжировки. В Париже в 1770-е гг. сложилась традиция публиковать серии аранжировок для «гармонической музыки» (франц. pièces d’harmonie) и сюиты (один из авторов – В. Рёзер). Изредка переложения осуществляли авторы произведений; Моцарт писал своему отцу 20 июля 1782 г. по случаю 2-го представления оперы «Похищение из сераля»: «Через 8 дней, к следующему воскресенью, моя опера должна быть аранжирована для духовых. Иначе меня кто-нибудь опередит, и получит вместо меня всю прибыль от этого» (Моцарт В. А. Полное собрание писем. Москва, 2006. С. 332). Создавались аранжировки опер Д.-Ф.-Э. Обера, В. Беллини, Ф.-А. Буальдьё, Л. Керубини, Д. Чимарозы, Дж. Паизиелло, К. М. фон Вебера и др.; в 1815 г. В. Седлак аранжировал для «гармонической музыки» «Фиделио» Л. ван Бетховена. Иногда переработки фрагментов опер для духовых ансамблей исполнялись до премьеры на послеобеденных концертах (нем. Nach-Tisch-Konzerte), чтобы заинтересовать слушателей (например, опера «Жан Парижский» Буальдьё). Наряду с операми осуществлялись переработки балетов, симфоний, духовной и камерной музыки.
«Гармонической музыкой» или «гармоническими оркестрами» поныне называют духовые оркестры в Швейцарии, Бельгии, Нидерландах и Люксембурге, состоящие из медных духовых, ударных, флейт, кларнетов и саксофонов.