Ганзен Алексей Вильгельмович
Га́нзен Алексе́й Вильге́льмович (Алексей Васильевич) [19.1(31.1).1876 или 2.2(14.2).1876, Одесса – 19.10.1937, Дубровник, Королевство Югославия, ныне Хорватия; похоронен на православном кладбище г. Дубровник], российский художник-маринист, коллекционер, надворный советник (1913).
Внук Ивана Константиновича Айвазовского. Окончил юридический факультет Императорского Новороссийского университета в Одессе (1900; ныне Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова). Увлёкся рисованием в мастерской И. К. Айвазовского, влияние которого впоследствии ощущалось в его творчестве. Учился в Одесской художественной школе. Экспонент вернисажей Товарищества южнорусских художников (1898–1904). Был в числе вольнослушателей Императорской Академии художеств (ИАХ) в Санкт-Петербурге (1900–1901).
В 1901 г. уехал в Западную Европу. В 1902 г. получил дипломы Прусской академии искусств в Берлине и Дрезденской академии изящных искусств. Учился в Берлине у К. Зальцмана, в Дрездене у П. Мейергейма, в Мюнхене у Э. Брехта, изучал технику масляной живописи и гравюры. Под их влиянием выработал индивидуальный стиль маринистической живописи, где соединились традиции европейской школы (французской и немецкой) и мастерство И. К. Айвазовского. Одна из самых ранних известных работ Ганзена в этот период, «Замок Железной маски при закате. Марсель», в 1903 г. была приобретена Императорской Академией художеств (впоследствии передана Ярославскому художественному музею). В том же году участвовал в Большой берлинской выставке с работой «Почтовый корабль». Совершил путешествие по Италии, Нидерландам, Швеции.
В 1904 г. поселился в Париже, где занимался живописью у Т. Робер-Флёри и Ж. Лефевра. В 1904–1905 гг. написал произведения «Гибель броненосца "Петропаловск"», «Броненосный крейсер "Адмирал Макаров"», «Ночная атака и отражение миноносцев», освещающие русско-японскую войну 1904–1905 гг. В 1907 г. получил «Диплом с отличием» («Mention honorable») за произведение «Чёрное море» в Салоне в Париже. В это же время принимал участие в выставках в Ганновере и Бордо. Был членом Международной Ассоциации акварелистов, Ассоциации гравюры, Общества русских художников в Париже. В 1908 г. с большим успехом прошла первая персональная выставка Ганзена в Париже, правительство Французской республики приобрело его картину «После бури» («Штиль после бури»), которая впоследствии была подарена Испании правительством Франции.
Весной 1909 г. художник совершил путешествие на крейсере «Адмирал Макаров», который сопровождал императорскую яхту «Штандарт» с императором Николаем II на борту. Художник написал более 60 этюдов, один из которых, «Яхта Штандарт на Ревельском рейде», был преподнесён автором императору.
Вернувшись в Россию в 1910 г., жил периодами в имении Роман-Эли в Крыму, в Одессе, реже – в Санкт-Петербурге. В 1910 г. открыл художественный музей в Одессе по аналогии с галереей, созданной И. К. Айвазовским в Феодосии. Ганзену удалось собрать коллекцию из порядка 400 произведений русских и европейских художников, среди них были полотна И. К. Айвазовского, М. А. Врубеля, Н. К. Рериха, И. И. Бродского, офорты Рембрандта. Художник вёл обширную благотворительную деятельность, был почётным членом Одесского (1900) и Петроградского (1911) городских, Шлиссельбургского (1910) уездного попечительств детских приютов.
Участвовал в выставках Общества русских акварелистов (Санкт-Петербург, 1907–1909, 1912, 1915–1917) и «Товарищества художников» (Москва, 1912; Петроград, 1916; был членом товарищества), в выставке «Война» (Петроград, 1915), на которой представил полотно «Бой "Святой Евгении" с "Гебеном"», выполненное по заказу правительства. В 1913 г. экспозиция произведений художника прошла в Харбине.
В 1914–1915 гг. основным заказчиком картин Ганзена стало Морское министерство, в 1915 г. официально назначен художником Главного морского штаба России. В годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. создал цикл батальных произведений, пользовавшихся большим успехом, их репродукции печатали в журналах «Солнце России», «Нива», «Летопись войны», «Огонёк». В 1916 г. в Петрограде опубликован альбом из 25 его акварелей «Российский императорский флот», где с краткими пояснениями представлены типы отечественных судов от ботика Петра I до новейших военных кораблей; доход от издания был направлен в пользу воинов и их семей, пострадавших в Первую мировую войну. В 1917 г. Ганзена вместе с И. Я. Билибиным и З. Е. Серебряковой выдвинули на присуждение звания академика ИАХ, но голосование, запланированное на октябрь, не состоялось из-за начавшей Октябрьской революции 1917 г.
В 1920 г. эмигрировал, поселился в г. Дубровник в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Королевство Югославия), где создавал тонкие лирические пейзажи Адриатического моря.
В основе его произведений лежат многочисленные этюды, выполненные на пленэре, точные зарисовки броненосцев и крейсеров, знание строения воды в движении, унаследованное от И. К. Айвазовского. В каждой работе Ганзен стремился передать трепетный образ природы, наполненный лирикой. Его манере присуща лёгкая кисть, полупрозрачная живопись с применением лессировок. Расставляя колористические акценты, художник воспроизводил разные состояния освещения, с помощью светотени добавляя звучности и контраста образам. В результате художник сформировал характерный стиль, в котором связаны воедино романтический взгляд на природу и техническая точность в изображении военных кораблей и архитектуры морских крепостей.
В годы эмиграции в содружестве с контр-адмиралом А. Д. Бубновым продолжил изучать флот и тщательно передавать облик кораблей. Им проиллюстрирована «История военно-морского искусства» Бубнова (1930–1933). В 1925 г. Ганзен совершил путешествие в Южную Америку. Его персональные выставки прошли в Риме (1928) и Париже (1929). Последняя прижизненная выставка картин (1936) в Белграде была посвящена флоту Далмации. Его работы приобретались для коллекций королей Румынии и Югославии, королевы Италии.
Награждён орденами Святой Анны 3-й степени (1912), Святого Станислава 2-й степени (1915) и др.