Секретариат Европейского суда по правам человека
Секретариа́т Европе́йского суда́ по права́м челове́ка, вспомогательный орган, функционирующий в целях оказания юридической и административной помощи при организации судопроизводства по конкретным жалобам, поступающим в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
До вступления в силу протокола № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Конвенция) (вступил в силу для РФ с 1 ноября 1998) Секретариат состоял только из регистраторов, направлявших зарегистрированную жалобу на рассмотрение Европейской комиссии по правам человека (Комиссия) на предмет приемлемости. Если вопрос приемлемости жалобы не был согласован, то Комиссия составляла доклад с изложением фактов и своего мнения относительно того, свидетельствовали ли приведённые факты о нарушении государством его обязательств по Конвенции. Далее доклад передавался Комиссией в Комитет министров Совета Европы.
Предыдущие редакции Конвенции не содержали положений о Секретариате, т. к. при разработке её положений ещё не были до конца определены функции и полномочия этого подразделения ЕСПЧ. Указанный пробел был устранён с принятием вышеуказанного протокола.
В настоящее время в состав Секретариата входят юристы – компетентные представители государств – участников Конвенции, административные служащие, технические специалисты и переводчики. Юристы Секретариата не представляют интересы ни заявителей, являющихся гражданами той же страны, что и юристы Секретариата, ни государств – членов Совета Европы, ратифицировавших Конвенцию.
К функциям юристов Секретариата относятся: предварительный анализ поступивших жалоб на предмет соответствия приемлемости Конвенции, проверка аргументированности нарушения конкретных прав и наличие доказательств нарушения. Затем жалоба направляется единоличному судье, или в комитет из трёх судей, или в Палату в составе семи судей, или в Большую палату из семнадцати судей ЕСПЧ.
В связи с ратификацией протокола № 14 к Конвенции (вступил в силу для РФ с 8 февраля 2010) установился новый принцип работы ЕСПЧ и Секретариата. Дела подлежат рассмотрению в порядке их значимости в зависимости от категорий (от наиболее важных до неприемлемых). Если юрист Секретариата при анализе жалобы установит, например, её неприемлемость, то он должен незамедлительно подготовить краткую служебную записку для обоснования решения комитета из трёх судей или единоличного судьи, который вынесет итоговое решение по жалобе. Применение этого правила позволило сократить количество находящихся в производстве жалоб и уделить больше внимания рассмотрению наиболее важных из них.
Одновременно юристы Секретариата занимаются подготовкой проектов документов на основании поступивших жалоб и иных материалов дела, собирают необходимые материалы по делу, разрешают организационные и технические вопросы при подготовке дела к слушанию, ведут почтовую и электронную переписку с заинтересованными сторонами.
Секретариат не предоставляет информацию заявителям о законодательстве государства, на действия которого поступила жалоба, и не консультирует относительно применения и трактовки внутригосударственного права в контексте соотношения с положениями Конвенции и протоколов к ней.
Секретариат состоит из секретариатов секций (по числу секций), образованных ЕСПЧ, и отделов, которые оказывают юридическую и административную помощь судьям.
Руководство Секретариатом осуществляется секретарём-канцлером, который подчиняется председателю ЕСПЧ. Секретарь-канцлер избирается на пленарном заседании ЕСПЧ сроком на 5 лет; по истечении срока своих полномочий может быть переизбран.
Кандидаты на должность секретаря-канцлера должны обладать высочайшими моральными качествами, а также правовыми, управленческими, лингвистическими познаниями и опытом, необходимым для исполнения обязанностей, соответствующих этой должности. Секретарь-канцлер может быть отстранён от должности за несоответствие указанным требованиям на пленарном заседании ЕСПЧ при участии большинства судей (2/3 от общего числа) путём проведения процедуры тайного голосования.
На пленарном заседании также избираются один или несколько заместителей секретаря-канцлера, к кандидатуре которых предъявляются те же требования, что и к секретарю-канцлеру.
Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов присутствующих на пленарном заседании судей, то проводятся дополнительные раунды голосования до тех пор, пока один из кандидатов не получит абсолютного большинства голосов.
После каждого раунда голосования все кандидаты, набравшие менее пяти голосов, выбывают из дальнейшего голосования. Если более двух кандидатов получили пять голосов или более, то также выбывает один из них, имеющий наименьшее количество голосов. В случае разделения голосов поровну предпочтение отдаётся в первую очередь кандидату-женщине, если таковая участвовала в выборах, а во вторую очередь – старшему по возрасту кандидату. После избрания и перед вступлением в должность секретарь-канцлер и его заместитель (заместители) приносят присягу.
В обязанности секретаря-канцлера входит общее руководство деятельностью Секретариата, в том числе архивным делопроизводством ЕСПЧ. Секретарь-канцлер выступает представителем ЕСПЧ по вопросам, связанным с делами, которые переданы или должны быть переданы ЕСПЧ на его рассмотрение. К функциям секретаря-канцлера также относится взаимодействие с представителями средств массовой информации.
Работа Секретариата регулируется общими инструкциями, составленными секретарём-канцлером и одобренными председателем ЕСПЧ.
Должностные лица Секретариата назначаются секретарём-канцлером с согласия председателя ЕСПЧ.
В секретариат секции входит секретарь секции и его заместитель, которые организуют и поддерживают повседневную деятельность секции.
В Секретариате ЕСПЧ функционируют подразделения, состоящие из докладчиков, деятельность которых направлена на помощь конкретному судье, единолично рассматривающему индивидуальные жалобы заявителей на предмет их приемлемости. Докладчики назначаются председателем ЕСПЧ по предложению секретаря-канцлера. Функции докладчиков также могут выполнять секретари секций и их заместители.
Помимо указанных должностей в состав Секретариата ЕСПЧ входят юридические консультанты. К обязанностям юридического консультанта Секретариата относится обеспечение качества правоприменения судебной практики ЕСПЧ при подготовке судьями решений по конкретным делам.
15 марта 2022 г. Россия объявила о начале процесса выхода из ЕСПЧ (с последующей денонсацией устава Совета Европы и Конвенции), а 16 марта 2022 г. она была исключена из Совета Европы (Резолюция Комитета министров Совета Европы от 16 марта 2022 CM/Res(2022)2 «О прекращении членства Российской Федерации в Совете Европы»), сохранив за собой статус государства – участника Конвенции до 16 сентября 2022 г. (Резолюция Европейского суда по правам человека от 22 марта 2022 «О последствиях прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы в свете статьи 58 Европейской конвенции по правам человека»). В развитие указанного в июне 2022 г. в России были приняты федеральные законы, позволяющие ей не исполнять решения ЕСПЧ (Федеральный закон от 11 июня 2022 № 180-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»; Федеральный закон от 11 июня 2022 № 183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).