Бёрнс Стейси Ли
Бёрнс Сте́йси Ли (Stacy Lee Burns) (род. 11.3.1955, Нью-Йорк, США), американский социолог и юрист, представитель этнометодологии, профессор социологии Университета Лойола Мэримаунт. Получила степень доктора юриспруденции в 1982 г. (Йельский университет) и докторскую степень по социологии в 1999 г. (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе). С 1983 г. занимается юридической практикой. С 2000 г. преподаёт социологию в Университете Лойола Мэримаунт. В 2009–2011 гг. была руководителем отдела преступности и подростковой делинквентности Общества по изучению социальных проблем (Society for the Study of Social Problems, SSSP).
Бёрнс известна своими исследованиями по этнометодологии права. В 2000 г. вышла её главная работа – книга «На пути к мировому соглашению: исследование работы юристов-медиаторов». В этой книге, основанной на диссертационном исследовании Бёрнс, проведённом под руководством Г. Гарфинкеля, рассматривается деятельность профессионалов, занимающихся медиацией досудебных соглашений. Основываясь на стенограммах реальных медиаторских сессий, Бёрнс показывает, какие повседневные методы используют медиаторы, чтобы помочь тяжущимся сторонам прийти к соглашению. При этом медиаторы сталкиваются с 4 типами задач: получение историй дел и первичная оценка желания сторон участвовать в переговорах; сбор информации и определение начальных позиций; демонстрация авторитетности и нейтралитета в ходе совместных встреч с обеими сторонами и индивидуальных встреч с каждой из сторон; использование тактик побуждения к уступкам для приближения к согласию. Каждая из этих задач требует применения определённых методов для достижения цели. Скажем, чтобы побудить участников переговоров пойти на уступки, медиаторы могут прибегать к таким приемам, как указание на возможный провал иска в суде присяжных в силу, например, неблагоприятной биографии истца или предложение участникам представить себе самый плохой исход дела. Бёрнс подробно реконструирует, на какие навыки и компетенции опираются медиаторы, когда они сталкиваются как со стандартными, так и с нестандартными ситуациями. Один из таких навыков состоит в умелом использовании «категорий членства» (т. е. возможности отнесения индивида к той или иной социальной группе) для того, чтобы побудить одну из сторон изменить свои первоначальные ожидания. Например, медиатор может указать, что, хотя обвиняемый является студентом, у него на лице есть татуировка, указывающая на принадлежность к уличной банде, и именно эта категоризация будет иметь решающее значение в суде и приведет к более суровому приговору. При этом, с точки зрения Бёрнс, медиаторы осуществляют свою работу так, чтобы, с одной стороны, устанавливать некоторые признаваемые всеми сторонами правила взаимодействия во время переговоров (что не всегда удается) и, с другой стороны, выстраивать такую стратегию поведения, чтобы тяжущиеся стороны не могли заподозрить медиатора в пристрастности.
В последующих работах Бёрнс рассматривала различные аспекты судебной и юридической практики, в том числе арбитраж исков на небольшие суммы (Burns, 2009), привлечение экспертов-учёных при рассмотрении уголовных дел (Burns. 2008; Peyrot. 2001), принятие решений при рассмотрении дел о наркотиках (Burns. 2003 ; Burns. 2008 ; Burns. 2010), деятельность суда по делам ветеранов боевых действий (Burns, 2018).