Линч Майкл
Линч Майкл (Michael Lynch) (род. 17.10.1948, Индианаполис), американский социолог, социолог науки, представитель этнометодологии, почётный профессор Корнеллского университета.
Окончил аспирантуру Калифорнийского университета в Эрвине, где в 1979 г. защитил под руководством Г. Гарфинкеля диссертацию по теме «Искусство и артефакт в лабораторной науке: исследование цеховой работы и цеховых разговоров в исследовательской лаборатории». С 2002 по 2012 гг. был главным редактором журнала «Социальные исследования науки» (Social Studies of Sciences). С 2007 по 2009 гг. был президентом Общества социальных исследований науки. В 2011 г. за книгу «Машина правды», написанную в соавторстве с Саймоном Коулом, Рут Макналли и Кэтлин Джордан, получил премию секции этнометодологии и конверсационного анализа Американской социологической ассоциации за лучшую книгу. В 2016 г. получил премию Дж. Д. Бернала за выдающийся вклад в социальные исследования науки.
Линч – один из пионеров т. н. «исследований лабораторий»: в 1975–1976 гг. он провёл исследование биохимической лаборатории и описал, как учёные производят объяснимые (accountable) феномены с помощью электронной микроскопии. Результаты этого исследования были опубликованы в книге «Искусство и артефакт в лабораторной науке» (Lynch. 1985), где Линч, применяя этнометодологию, показывает в деталях, каким образом учёные, постоянно сталкиваясь с неопределённостью в своих исследованиях, приходят к согласию относительного обнаруживаемых феноменов. Возможность этого согласия, по мнению Линча, связана не с общими знаниями, разделяемыми учёными, и не с процедурами превращения получаемых данных в тексты, а с локальной повседневной работой проведения исследований, которая имеет социальный характер и не описывается в руководствах по научным методам. Например, в ходе проведения лабораторных исследований учёные меняют устное описание изучаемого объекта в зависимости от того, каким образом другие присутствующие выражают согласие или несогласие с этим описанием в ответной реплике.
В дальнейшем Линч обобщил результаты своего первого и последующих исследований по социологии науки в программной книге «Научная практика и обыденное действие: этнометодология и социальные исследования науки» (Lynch. 1993). Эта книга принесла ему в 1995 г. премию имени Р. К. Мертона, присуждаемую секцией «Наука, знание и технологии» Американской социологической ассоциации. В этой работе Линч анализирует отличия этнометодологического подхода к исследованиям науки от других социологических подходов. С его точки зрения, «этнометодологи подчеркивают, что стабильные, ограничивающие, узнаваемые, рациональные и упорядоченные свойства "социальных фактов" являются локальными достижениями, в то время как социологи научного знания утверждают, что "природные факты" являются социальными конструкциями» (Lynch. 1993. P. 265). Отталкиваясь от этого различия, он предлагает программу исследований «эпис-тем» (epistopics). Эпис-тема – это привычное обозначение научных действий вроде наблюдения, измерения, воспроизведения, проверки, объяснения, доказательства. Задача этнометодологии – показать, с какими обыденными научными практиками связаны эти эпис-темы как локальные достижения реальных учёных в реальных обстоятельствах их деятельности. Линч полагает, что исследования эпис-тем могут основываться на синтезе этнометодологии и аналитической философии языковых игр Л. Витгенштейна, называя такой подход «постаналитической этнометодологией» (Lynch. 1993. P. 311–319; 1996. P. 262–287).
Помимо эмпирических исследований практик учёных на «рабочих местах», в лабораториях, Линч анализирует в своих работах способы организации научных текстов (Lynch. Sociology's Asociological «Core». 1997), и прежде всего роль изображений в них (Lynch. 1991; 1998). Им было введено понятие «экстернализированная сетчатка» (Lynch. 1988), указывающее на то, что изображения в научных текстах одновременно высвечивают некоторый научный феномен и анализируют его. С точки зрения Линча, для учёных изображение – это не просто результат их деятельности и способ передачи информации, а то, что погружено в обыденную научную практику. Научные объекты становятся объективными и наблюдаемыми благодаря компетентным практикам создания изображений изучаемого явления.
Другое направление исследования научных практик в работах Линча – изучение укоренённости науки в различных организационных, исторических и общественных контекстах. Примером может служить книга «Машина правды», где Линч с соавторами анализирует использование ДНК-дактилоскопии в судебных процессах, описывая «интеракционные и административные практики, с помощью которых юристы, эксперты и неэксперты укрепляют и разрушают доверие к ней» (Truth machine. 2018. P. 3). Например, для повышения доверия к технологии ДНК-дактилоскопии принципиальное значение имеет вопрос соблюдения протоколов при проведении исследований, однако, как показывает Линч (Lynch. 2002; Lynch. Patents, Promotions, and Protocols. 2000), протоколы не описывают практику следования им в реальной научной деятельности. Скорее, протокол является административным объектом, использование которого должно повышать доверие к результатам научного исследования.
Ещё одна область интересов Линча – история (Lynch. 2009). Он занимается исследованиями как в области истории науки, так и в области истории в целом. Историю науки Линч рассматривает в перспективе реконструкции не замечаемых и не описываемых в текстах научных практик, составляющих обыденную научную экспертизу. Например, обращаясь к теории цвета И. В. Гёте (Bjelić. 1992), Д. Бьелич и Линч выявляют, каким образом И. В. Гёте смог произвести некоторые наблюдаемые феномены, которые побудили его сформулировать теорию цвета, альтернативную теории И. Ньютона. Хотя позже теория Гёте была признана ошибочной с точки зрения физики, она опиралась на определённые воспроизводимые феномены, достигаемые с помощью манипуляций призмами и специально созданными изображениями.
Наиболее известной работой Линча, посвящённой истории в более широком контексте, является книга «Спектакль истории: речь, текст и память во время слушаний по делу "Иран – контрас"» (Lynch. 1996). В этой работе, посвящённой анализу публичных слушаний по делу о незаконной поставке вооружений США в Иран в 1985–1986 гг., показывается, с помощью каких методов создаётся исторические событие. Одним из таких методов является, в частности, апелляция к «памяти». Участники слушаний иногда отвечали на задаваемые вопросы, что они «не помнят» некоторое событие. Проведённый Линчем и Богеном конверсационный анализ использования таких апелляций к «провалам в памяти» показал, что они систематически выполняют прагматические функции, например снижают значимость события, которое кто-то «не помнит».
Наряду с исследованиями науки Линч также внёс значительный вклад в этнометодологические исследования права, в частности судебной практики (Lynch. Preliminary Notes on Judges' Work. 1997; 2004; 2015), а также в анализ методологических оснований этнометодологии и конверсационного анализа (Lynch. 1999; The ethnomethodological foundations. 2000; 2007; 1994).