Сакс Харви
Сакс Ха́рви (Harvey Sacks) (19.7.1935 – 14.11.1975, штат Калифорния, США), американский социолог, основатель конверсационного анализа – направления в социологии и социолингвистике, занимающегося изучением структуры социальных взаимодействий посредством детального анализа записей естественных повседневных ситуаций.
Биография
Первоначально Сакс получил юридическое образование: в 1955 г. поступил на юридический факультет Йельского университета, который окончил в 1959 г. со степенью бакалавра юриспруденции. В Йеле он сблизился с социологом Г. Лассуэллом, в результате чего его интересы начали концентрироваться не столько в области юриспруденции, сколько в сфере социологии права. После Йеля Сакс поступил в аспирантуру Массачусетского технологического института по специальности «политология» и одновременно получил работу в качестве научного сотрудника на факультете экономики и социальных наук в Гарвардском университете. В Гарварде Сакс познакомился с Г. Гарфинкелем. В 1959 г. Гарфинкель ненадолго приехал в Гарвард, где на одном из семинаров Т. Парсонса встретил Сакса. В том же 1959 г. Сакс по совету Лассуэла перевёлся в аспирантуру Калифорнийского университета в Беркли. Учась в Беркли, Сакс поддерживал постоянную связь с Гарфинкелем, работы которого он распространял среди студентов и аспирантов. В Беркли Сакс также посещал курсы И. Гофмана, который оказал на него большое влияние и стал научным руководителем его докторской диссертации. В 1963 г. Гарфинкель предложил Саксу переехать в Лос-Анджелес, где на факультете социологии Калифорнийского университета освободилась позиция доцента. В течение 1963/1964 учебного года Сакс и Гарфинкель были сотрудниками лос-анджелесского Центра предотвращения самоубийств, возглавляемого Э. Шнейдеманом. В 1966 г. Сакс защитил докторскую диссертацию, основанную на материалах, собранных в Центре. В 1968 г. он перешёл на работу в открывшийся в Ирвайне кампус Калифорнийского университета. 14 ноября 1975 г. Сакс погиб в автомобильной катастрофе.
Научная деятельность
При жизни Сакс опубликовал лишь несколько работ, главным образом статей. Основной формой представления результатов своей деятельности для него были лекции, которые он начал читать в 1964 г. Стенограммы лекций, составлявшиеся его студентами, он рассылал коллегам для получения обратной связи и обсуждения. Некоторые из этих стенограмм затем легли в основу его статей. Сакс продолжал записывать и расшифровывать свои лекции вплоть до 1972 г. В 1992 г. эти стенограммы были опубликованы в двух томах под названием «Лекции о разговоре» («Lectures on Conversation»).
За свою относительно короткую научную карьеру Сакс положил начало двум направлениям в социологии. Первое получило название «анализ категоризации членства» (membership categorizationanalysis). Практики категоризации членства были первоначальным предметом его интереса, им посвящены его диссертация и первые лекции. Сакс полагал, что при восприятии, описании и производстве социальных событий люди категоризируют себя и других людей по тем или иным группам членства. Эти категории организованы в виде «коллекций» (например, коллекция «семья» включает категории «отец», «мать», «сын», «дочь», «дядя», «тетя» и т. д.), которые применяются в соответствии с определёнными правилами. Главные из этих правил – правило экономии и правило консистентности. Правило экономии гласит, что для категоризации одного человека достаточно одной категории. Правило консистентности гласит, что для категоризации взаимосвязанной группы людей обычно применяются категории из одной коллекции. С каждой категорией также устойчиво связываются определённые атрибуты (характерная внешность, способ действия, мотивация, права и обязанности). В диссертации Сакс применял этот подход для анализа звонков на горячую линию Центра предотвращения самоубийств, показывая, что вывод «мне не к кому обратиться», к которому часто приходят потенциальные самоубийцы, детерминируется конфликтом при категоризации близких родственников: с одной стороны, близкие родственники – это те, к кому необходимо обращаться в случае психологических трудностей, с другой, они же менее всего заинтересованы в признании наличия у обращающегося суицидальных мыслей, поскольку общество может счесть их «виновными» в этих мыслях. Однако с течением времени анализ механизмов категоризации членства становился все более периферийным в исследованиях Сакса, поскольку главным предметом его интересов стал конверсационный анализ.
Основы конверсационного анализа были заложены Саксом вместе с Э. Щеглоффом и Г. Джефферсон в 1960-е гг. Они были соавторами наиболее известной и цитируемой работы по конверсационному анализу – статьи «Простейшая систематика организации очередности в разговоре», вышедшей в журнале Language в 1974 г. Сакс предложил рассматривать разговор как особую социальную практику, несводимую ни к психологическим или социальным характеристикам собеседников, ни к лингвистическим особенностям их речи. Во многом под влиянием работ Гарфинкеля, посвященных формальным свойствам обыденных способов понимания и действия, Сакс начал рассматривать разговор как упорядоченную деятельность, осуществление которой состоит в совместной организации последовательности высказываний. Участники разговора выстраивают эту последовательность таким образом, чтобы соблюдать фундаментальное правило: «В каждый момент времени говорит только один». Для организации разговора люди используют различные приемы, которые подробно анализировались Саксом: способы передачи права голоса, шутки, смежные пары (например, «вопрос – ответ», «приветствие – ответное приветствие»), списки, различные способы начала и завершения разговора, местоимения, поговорки и др. Каждый из этих приемов представляет собой формальное свойство разговора, в том смысле, что он определяет выбор формы, содержания и последовательности высказываний, и каждый из этих приемов является «этнометодом» в смысле Гарфинкеля, т. е. повседневным, само собой разумеющимся, по выражению Гарфинкеля, «видимым, но не замечаемым» (Garfinkel. 1963. P. 216) способом упорядочивания социальной ситуации.
Организация разговора, которая стала главным предметом интереса Сакса, проявляется в мелких деталях взаимодействий. Для фиксации этих деталей аспирантка Сакса Гейл Джефферсон разработала специальную систему транскрибирования речи. Эта система позволяла фиксировать особенности произнесения слов, паузы, интонацию, скорость и громкость речи и другие характеристики, на которые ориентируются собеседники.
В отличие от теории речевых актов или теории порождающей грамматики, доминировавших в социолингвистике в 1960-е гг., Сакс предлагал рассматривать те свойства высказываний, о которых он говорит, не в качестве свойств отдельных фраз, а в качестве свойств разговора как социальной практики, заключающейся в «обмене речью». Любое отдельно взятое высказывание приобретает смысл и значение лишь в той мере, в какой оно связано с предыдущим и последующим высказываниями и с другими контингентными обстоятельствами его произнесения. Эта особенность использования языка, которую Гарфинкель называет «индексичностью», требовала анализа не отдельных фраз, а ситуационного, изменчивого разворачивания естественно протекающего разговора. Первоначально в качестве материала Сакс использовал записи телефонных звонков в Центр предотвращения самоубийств. Позже эти материалы были дополнены записями самых разнообразных «обыденных» разговоров. Сакс полагал, что повседневный разговор – это та исходная схема, «искаженными» вариантами которой являются другие формы разговора (например, разговоры между учителями и учениками, между врачами и пациентами, между судьями и обвиняемыми).
Хотя в фокусе внимания Сакса находились детали разговорной практики, он всегда воспринимал данную проблематику в более широком контексте. Изучение способов осуществления разговора было для него неразрывно связано с двумя другими темами, к которым он постоянно возвращался в своих лекциях и статьях, – культурой и методологией социологии. Обсуждая культуру, он делал основной акцент на понимании способов ее передачи, и поэтому часто предметом его анализа были разговоры взрослых с детьми, служащие цели обучения культуре как набору практик осуществления социальной жизни, в том числе практик ведения разговора. Проблематика же методологии социологии вытекала из его стремления сделать социологию такой же основанной на наблюдении дисциплиной, какой была, например, биология 19 в. При этом он не предлагал социологам заимствовать методы биологов. Он считал, что социология, как и биология 19 в., должна быть, во-первых, описательной наукой (биологи описывают естественные феномены биологической жизни, социологи – жизни социальной), а во-вторых, она должна быть столь же доступной и понятной для неспециалистов. В одной из своих лекций он говорил студентам, что цель конверсационного анализа – описать разговор таким образом, чтобы они могли пересказать это описание своим мамам и те согласились бы, что «так оно и есть».
После смерти Сакса конверсационный анализ, благодаря усилиям его коллег и учеников (Э. Щеглоффа, Г. Джефферсон, Ч. Гудвина, М. Гудвин, А. Померанц, Дж. Лернера), превратился в разветвлённое направление исследований, которое сегодня объединяет по всему миру десятки социологов, психологов, лингвистов, изучающих особенности естественных социальных взаимодействий. Существуют тематические журналы (самый известный – Research in Language and Social Interaction), есть научные общества, объединяющие специалистов по конверсационному анализу (Международное общество конверсационного анализа, Международный институт этнометодологии и конверсационного анализа), проводятся регулярные конференции (с 2002 проводится Международная конференция по конверсационному анализу). В 2007 г. в рамках секции по этнометодологии и конверсационному анализу была учреждена премия Гарфинкеля – Сакса за выдающийся вклад в науку.
Также в последние годы исследователи как в области конверсационного анализа, так и в других областях (например, в исследованиях медиа, исследованиях неравенства, исследованиях преступности) все чаще обращаются к идеям Сакса относительно механизмов категоризации членства. Как показывают эти исследователи, способы категоризации участников социальных ситуаций лежат в основе множества повседневных взаимодействий, в которых реализуются и создаются такие социальные феномены, как власть, расизм, насилие, конфликты и т. д.