Барт Фредрик
Барт Фре́дрик (Fredrik Barth) (22.12.1928, Лейпциг – 24.01.2016, Осло), норвежский социальный антрополог. Учился в Чикагском университете, в Лондонской школе экономики под руководством Э. Лича и в Кембриджском университете, где защитил докторскую диссертацию (1957). Работал в университетах Осло (1953–1961 и 1973–1985) и Бергена (1961–1974; один из создателей кафедры антропологии), Этнографическом музее Осло (с 1985). Преподавал в различных университетах США. В 1950–1990-х гг. проводил полевые исследования в Ираке, Пакистане, Судане, Иране, Омане, Норвегии, на о-вах Новая Гвинея, Бали, в Бутане. Член Норвежской академии наук, почётный член Американской академии искусств и наук (1997). Научное мировоззрение Барта сформировалось под влиянием американской социологии, феноменологии и бихевиоризма. Считал обязательным для антрополога ведение длительной полевой работы (эта традиция восходит к британским школам функционализма и структурализма и к американской исторической школе). Для научных взглядов Барта характерно неприятие французского структурализма и марксизма.
В центре концептуальных построений Барта стоит индивидуум. Разрабатывая теорию этноса, Барт утверждал, что этнические группы формируются на основе осознания индивидуумами не общности их культуры, а, напротив, культурных различий между членами данной группы и всеми остальными людьми, каждодневно проявляющихся в их поведении в разнообразных ситуациях. Человек волен в выборе той или иной культурной модели поведения, а следовательно, своей этнической идентификации, которую может менять, тогда как этническая группа в целом неизменно стремится к самоорганизации, направленной на сохранение своих границ. Барт отвергал примордиалистский подход к этносу, утверждающий наличие объективных критериев границ этнических групп и предопределённость принадлежности каждого индивидуума к тому или иному этносу. Разработал модель анализа «сложных каждодневных ситуаций», основанную на их рассмотрении на микро-, медиа- и макроуровнях. При изучении этих уровней во взаимосвязи и выявляется, каким образом коллективная самоидентификация членов данной этнической группы базируется на способах её взаимодействия с другими группами. Роль индивидуума, его сознательного, творческого начала подчёркивается Бартом и при анализе процессов сложения и функционирования культур сложных цивилизаций. На примере Бали Барт стремится показать, что культура – не система ясно очерченных социальных институтов (взгляд, ставший практически общепринятым в антропологии под воздействием структурализма), а вариативная субстанция, подверженная постоянным изменениям вследствие конструктивного или дезорганизующего социального поведения индивидуумов, опирающихся в нём на коллективную память как «культурный ресурс». Вариативность культуры также определяется неоднородностью и изменчивостью характера взаимодействия её носителей с естественной средой. Такой подход требует динамического анализа культуры, продемонстрированного Бартом, в частности, на примере трансформации племенных структур кочевников Западной Азии.