Андерсон Бенедикт
А́ндерсон Бе́недикт, Бенедикт Ричард О'Горман Андерсон (Benedict Richard O'Gorman Anderson) (26.8.1936, Куньмин, Китай – 12.12. 2015, Бату, Индонезия), британский и американский исследователь национализма, историк, культуролог, политолог и социолог, автор исследований по истории и политике Индонезии. Наиболее известный труд – книга «Воображаемые сообщества: размышления о происхождении и распространении национализма» («Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism», 1983). Известен исследованиями в области политической теории, национализма и Юго-Восточной Азии.
Биография
Родился в ирландской семье британских колониальных чиновников в Китае. В 1936–1941 гг. жил в Китае, в 1941–1945 гг. – в США, в 1945 г. семья переехала в Ирландию, а оттуда в Великобританию. Учился в Итонском колледже и Королевском колледже Кембриджа, который закончил в 1957 г. Во время обучения сблизился с левыми, что нашло отражение в его более поздних исследованиях о национализме. Отношения с левыми интеллектуалами, сотрудничество с ними позволяют отнести Андерсона к «культурным левым». Докторант Корнеллского университета (США). В 1967 г. получил степень доктора философии в сфере государственных исследований (Ph. D. in Government Studies).
В период авторитарного режима Сухарто в 1972 г. был выслан из Индонезии и ограничен в праве на въезд на территорию страны как критик режима и автор, открыто сочувствовавший индонезийским левым. Ограничения сняты в 1998 г. президентом Индонезии Б. Ю. Хабиби. В 1998 г. по инициативе индонезийской газеты Tempo вернулся в Индонезию, где выступил с лекциями, отмеченными критикой индонезийской политической оппозиции за её нерешительные действия в период авторитарного режима.
На протяжении многих лет – профессор Корнеллского университета, с 2002 г. на пенсии, почётный профессор (Professor Emeritus) международных исследований. В 2002–2015 гг. проживал в Индонезии.
Член Американской академии искусств и наук (1994). Свободно говорил на четырёх восточных (индонезийский, яванский, тайский и тагальский) и нескольких европейских языках.
Исследования
Работы по Индонезии: «Некоторые аспекты индонезийской политики в период японской оккупации, 1944–1945» («Some Aspects of Indonesian Politics under the Japanese Occupation, 1944–1945», 1961), «Мифология и толерантность яванцев» («Mythology and the Tolerance of the Javanese», 1965), «Ява в период революции, оккупации и сопротивления» («Java in a Time of Revolution; Occupation and Resistance», 1972).
Работы по национализму: «Воображаемые сообщества: размышления о происхождении и распространении национализма» (1983), «Западный и восточный национализм: существует ли существенная разница между ними» («Western Nationalism and Eastern Nationalism: is there a difference that matters?», 2001), «Под тремя стягами: анархизм и антиколониальное воображение» («Under Three Flags: Anarchism and the Anti-Colonial Imagination», 2005). Воспоминания: «Жизнь на пределами: мемуары» («A Life Beyond Boundaries: A Memoir», 2016).
В сфере изучения Индонезии автор занимался анализом актуальной для 1960-х гг. ситуации в стране и проблемами политических процессов; известен своим критическим отношением к перевороту 30 сентября 1965 г., который привёл к установлению авторитарного режима Сухарто; в силу левых симпатий сочувствуя коммунистам, переводил их работы на английский язык и публиковал в США (в частности, перевёл на английский речь генерального секретаря Коммунистической партии Индонезии Судисмана, произнесённую им на судебном процессе в Джакарте в 1971).
Андерсон – один из инициаторов институционализации «индонезийских исследований» в США, содействовал учреждению журнала Indonesia и программы изучения Юго-Восточной Азии (Southeast Asia Program) в Корнеллском университете. Основные заслуги Бенедикта Андерсона в изучении Индонезии состоят в анализе истории и идеологии, особенностей развития и функционирования как националистического, так и коммунистического движения. Андерсон изучал индонезийский национализм в рамках его интерпретаций с точки зрения развития культуры, уделяя особое внимание социальным факторам в его генезисе и функционировании. Автор многочисленных статей по исторической, политической и культурной проблематике в журнале Indonesia.
Наиболее известен как исследователь национализма. Стимулами для изучения национализма стали политические процессы, свидетелем которых он был в период своего проживания в Индонезии, и военные конфликты между коммунистическими режимами (камбоджийско-вьетнамская война и китайско-вьетнамская война), что убедило его в невозможности полного решения национальных проблем ни в западном демократическом, ни в восточном левоавторитарном обществе.
Концепция Андерсона возникла под воздействием не только политических и идеологических, но и интеллектуальных стимулов. Влияние на него относительно генезиса национализма в свете культурных факторов оказали исследования Элизабет Эйзенстайн, предложенные в книгах «Печатный станок как фактор перемен: коммуникации и культурные преобразования в ранней современной Европе» («The Printing Press as an Agent of Change: Communications and Cultural Transformations in Early Modern Europe», 1979) и «Печатная культура и мысль эпохи Просвещения» («Print Culture and Enlightenment Thought», 1986).
Основной вклад Андерсона в изучение национализма представлен книгой «Воображаемые сообщества: размышления о происхождении и распространении национализма», впервые опубликованной в 1983 г. Его работа положила начало имагинативному повороту в междисциплинарных исследованиях национализма, вдохновив появление ряда исследований с названиями, выдержанными в аналогичной стилистике. Благодаря Андерсону термин «imagination» (т. е. «воображаемое») и производные от него вошли в лексикон исследователей национализма.
В рамках изучения национализма Андерсон придерживался модернистских взглядов, воспринимая нацию как явление новой или даже новейшей истории, как «воображаемое сообщество», т. е. производное явление от национализма, основными идеологами и теоретиками которого являются интеллектуалы. Анализируя феномен национализма, полагал, что национализм принадлежит к числу универсальных (характерных как для Запада, так и для Востока) современных политических явлений с короткой генеалогией (от 100 до 200 лет). Генезис национализма он соотносил с действием ряда факторов, включая Французскую революцию, Просвещение, развитие книгопечатания, капитализм, научные революции.
Андерсон связывал появление и раннюю историю национализма с развитием книгопечатания, «печатного капитализма», что способствовало унификации языков, ускоряло передачу информации и вело к эрозии региональных различий и особенностей, формируя как единые национальные языки, так и группы, говорившие на них. «Печатный капитализм», согласно автору, предусматривал развитие такой культурной модели, которая давала унифицированные представления о мире и государстве через стандартизированные программы образования для средней школы, что вело к социализации в рамках той или иной нации, определяемой как «воображаемое сообщество».
Андерсон настаивал, что социальными и культурными прародинами национализма в Европе стали многонациональные империи, где политические элиты стремились развивать «официальный национализм», а неравноправные группы – альтернативные национализмы, основанные на собственном позиционировании себя как наций. Относительно темпов развития национализма как фактора модернизации автор полагал, что, несмотря на возникновение идеи национализма в Европе, он быстрее развивается в Западном полушарии (США, Бразилия) и бывших колониях, где процессы политического освобождения совпали с национальным строительством. Андерсон связывал успех европейского национализма с политической реакцией элит и интеллектуальных сообществ на рост национализма в бывших британских, испанских и португальских колониях в Северной и Южной Америке. Андерсон придерживался точки зрения, согласно которой национализм относится к числу универсальных политических идеологий, и полагал, что различия в формах и тактиках националистического воображениями между западными и незападными национализмами второстепенны.
Идеи Андерсона оказали широкое влияние на международную современную историографию. В западной историографии воздействие сформулированной им имагинативной парадигмы просматривается в исследованиях М. Добсона «Создавая национального поэта. Шекспир, адаптация и авторство, 1660–1769» (1994), К. Кумара «Формируя английскую национальную идентичность» (2003), К. Шранк «"Написание" нации в Англии периода Реформации» (2004), А. Николсона «Божьи секретари: создавая Библию короля Джеймса» (2005). В российской историографии андерсоновские культурные и интеллектуальные влияния заметны в исследованиях «Безымянные сообщества» Е. В. Петровской, «"Воображаемая книга": очерки по истории фольклора о книгах и чтении в России» Е. А. Мельниковой и других авторов.
Работы Андерсона переведены на европейские (немецкий, испанский, итальянский, португальский, украинский, болгарский и др.) и восточные (индонезийский) языки.
На русском языке издан ряд статей в научной периодике. Классический труд «Воображаемые сообщества...» издавался дважды, в 2001 и 2016 гг. (пер. В. Г. Николаева; издатели – «Канон-Пресс-Ц» и «Кучково поле»).
Брат Бенедикта Андерсона – Перри Андерсон (род. 1938), известный исследователь истории и культуры.