Караимы
Караи́мы (евр. קָרָאִים – «караим», буквально – читающие, взывающие; самоназвания – бней микра, баалей микра, люди Писания), 1) в иудаизме – представители направления (караизм, караимизм, караимство), альтернативного раввинистической традиции.
Караимское учение сложилось в 8 в. на территории современного Ирака (входившей в Арабский халифат) в результате слияния различных сект. Его основателем традиционно считается Анан бен Давид (8 в.); авторы важнейших сочинений – Биньямин бен Моше Нахавенди (9 в.) и Якуб аль-Киркисани (10 в.). Признавая единственным источником вероучения Писание (Танах), караимы отвергают Устный Закон, частью которого является Талмуд – один из основных источников права и экзегезы в раввинистической традиции. С течением времени караимы выработали собственную экзегетическую традицию. Полемика между караимами и раввинистами сыграла большую роль в оформлении обоих направлений. Консолидация различных караимских течений в однородную доктрину произошла в 10 в. Караимское учение отличается от раввинистического ригоризмом, особенностями календаря, ритуальных практик, богослужения, религиозно-правовых предписаний.
Постепенно караимское движение распространилось в Египте, Палестине, Испании, к 12 в. его центром стала Византия. Одним из значительных караимских авторов Византии был Элияху бен Моше Башьяци (15 в.), составивший свод законов «Адерет Элияху» («Облачение Илии»). После захвата в 1453 г. Константинополя турками часть византийских караимов переселилась в Крым. В Восточной Европе (Крым, Литва, Галиция, Волынь) караимские общины появляются с 13 в. Первое достоверное упоминание о караимах в Крыму в г. Солхат (ныне Старый Крым) относится к 1278 г. С переносом в 14 в. ставки татарских правителей Крыма из Солхата в Кырк-Ер (позднее Чуфут-Кале) этот город постепенно стал центром караимской общины. В 15 в. появились в крымском княжестве Феодоро (столица – Мангуп). Основными караимскими центрами в Великом княжестве Литовском и Польше стали Троки (ныне Тракай), Луцк и Галич. Известному караимскому литовскому учёному Ицхаку бен Аврааму Троки (16 в.) принадлежит полемический антихристианский трактат «Хиззук эмуна» («Укрепление веры»).
Разговорным языком ближневосточных караимов был арабский, византийских – греческий; восточноевропейские караимы говорили на тюркских языках – караимском языке, в Крыму – караимском этнолекте крымско-татарского языка. Язык священных текстов – древнееврейский язык.
Власти государств, в которых проживали евреи-раввинисты и караимы, до конца 18 в. не проводили разграничений между законодательным статусом этих общин. С включением Крыма (1783) и Литвы (1795) в состав Российской империи восточноевропейские караимы начали борьбу за освобождение от ограничений, налагавшихся на евреев-раввинистов. В 1837 г. было создано Таврическое и Одесское караимское духовное управление, в 1863 г. – аналогичное управление в Троках, тогда же караимы добились полного гражданского равноправия с коренным населением. Этому в немалой степени способствовала деятельность караимского просветителя и коллекционера А. С. Фирковича, доказывавшего древность появления караимов в Крыму на основании собранных им рукописных и эпиграфических материалов (отчасти сфальсифицированных). В конце 19 в. на территории Российской империи было около 40 караимских общин и действовало 20 караимских синагог (кенасс). Согласно переписи 1897 г., общая численность караимов в Российской империи составляла около 13 тыс. человек. В конце 19 – начале 20 вв. в Евпатории были созданы Александровское караимское духовное училище и библиотека «Карай-битиклиги», в Москве издавался журнал «Караимская жизнь», в Вильно – журнал «Караимское слово».
В 19–20 вв. караимы Восточной Европы частично отходят от религиозных традиций и формируются в этническую группу. В 20 в. получила распространение теория происхождения восточноевропейских караимов от хазар (тюрков), пропагандировавшаяся караимским общественно-религиозным деятелем С. М. Шапшалом (1873–1961). В годы 2-й мировой войны признание нацистским руководством Германии тюркского происхождения восточноевропейских караимов спасло их от уничтожения.
В послевоенный период большая часть египетских, иракских и турецких караимов переселилась в Израиль. К началу 21 в. караимы в Израиле насчитывали около 20 тыс. человек. Основные центры – Рамла, Ашдод и др. Иерусалимская караимская синагога, основание которой приписывается Анану бен Давиду, – одна из древнейших действующих синагог в мире.
2) Народ в России [500 человек, в основном в Республике Крым (295 человек), также в Москве и Санкт-Петербурге – 2020, перепись], на Украине (около 500 человек), в Польше (до 350 человек), Литве (до 250 человек) и др. Бытовая культура сочетает культуру окружающих народов и элементы еврейской традиции; культура крымских караимов близка к крымско-татарской. С конца 20 в. возникают караимские общественные организации.