Новое объединение художников Мюнхена
Но́вое объедине́ние худо́жников Мю́нхена (НОХМ; нем. Neue Künstlervereinigung München, NKVM), интернациональное объединение работавших в Мюнхене художников-экспрессионистов, созданное с целью проведения совместных выставок.
Идея создания группы возникла перед Рождеством 1908 г. в среде постоянных посетителей «Розового салона» М. В. Верёвкиной в Мюнхене (район Швабинг). Учредительный акт был подписан 22 января 1909 г. Первыми членами объединения стали А. Эрбслё, О. Виттенштайн, А. Канольдт и гражданский муж Верёвкиной А. Г. Явленский; прообразом – традиционная гильдия Святого Луки. Ко времени официального учреждения к группе присоединились художники В. Г. Бехтеев, В. В. Кандинский, Г. Мюнтер, М. Канольдт-Церенер, Й. Гросман-Канольдт, А. Кубин, Ш. Пальмье, Х. Шиммель, историк искусства Г. Шнабель, писатели Л. Франк, Г. Фрейтаг, композитор Ф. А. Гартман; чуть позже в том же 1909 г. – художники П. Баум, Э. Босси, К. Хофер, М. Г. Коган и танцовщик А. С. Сахаров, в 1910 г. – П. Жирьё, А. Ле Фоконье. Из состава группы в течение 1909 г. вышли Баум, Франк, Канольдт-Церенер, Пальмье и Шиммель. Первым председателем объединения был выбран Кандинский, вторым – Явленский, заместителем и кассиром – Гросман-Канольдт, секретарём – Виттенштайн. 10 мая 1909 г. НОХМ было официально внесено в список организаций города; Кандинским созданы логотип и членский билет НОХМ (оба – 1909, ксилография).
Кадровые перестановки произошли в конце 1910 – начале 1911 гг., когда возникло творческое противостояние между консервативным крылом группы и обратившимся к абстракционизму Кандинским. Ещё в 1910 г. на посту первого председателя его сменил Эрбслё, в январе 1911 г. к группе присоединился Ф. Марк и был выбран третьим председателем, Виттенштайн – вторым председателем, Канольдт – первым секретарём, Шнабель – вторым, Гросман-Канольдт – кассиром.
Первая выставка объединения проходила 1–15 декабря 1909 г. в галерее Г. Таннхаузера в Мюнхене. На ней было показано 128 картин 16 участников группы и приглашённых мастеров (Баум, Бехтеев, Босси, Э. Дреслер, Р. Эккерт, Эрбслё, Жирьё, Хофер, Явленский, Кандинский, Канольдт, Коган, Кубин, Мюнтер, К. Поле, Верёвкина). В рамках турне 1909–1910 гг. выставку показали в ряде городов Германии: Эльберфельде, Бармене (ныне районы Вупперталя), Гамбурге, Дюссельдорфе, Висбадене, Шверине и Франкфурте-на-Майне. Критика в современной прессе была преимущественно негативной и язвительной, художников называли или душевнобольными, или самозванцами.
С начала 1910 г. участники группы начали тщательную подготовку ко 2-й выставке. Чтобы не повторять прошлогодний скандал, было решено расширить количество участников и стилистических направлений, для чего Эрбслё в сопровождении Жирьё отправился во Францию для приглашения к участию в предстоящей выставке представителей фовизма и кубизма.
Вторая выставка прошла с 1 по 14 сентября 1910 г. там же, в галерее Таннхаузера; на ней было представлено 115 работ 31 художника (Бехтеев, Босси, Ж. Брак, Д. Д. Бурлюк, В. Д. Бурлюк, В. И. Денисов, А. Дерен, К. ван Донген, П. Дуррио, Эрбслё, А. Ле Фоконье, Жирьё, Г. Галлер, Б. Хётгер, Явленский, Э. фон Калер, Кандинский, Канольдт, Коган, Кубин, А. П. Могилевский, Мюнтер, А. Нидер, П. Пикассо, Ж. Руо, Э. Шарф, С. Н. Судьбинин, М. де Вламинк, Верёвкина и др.). По неясным причинам на выставке отсутствовали запланированные к показу работы А. Матисса. Несмотря на обещание, свои работы не прислал А. Руссо, сославшись на то, что они проданы. Турне 1910–1911 гг. включало Карлсруэ, Хаген, Берлин, Лейпциг, Дрезден и Веймар. Новая, по мнению критики «абсурдная», выставка также не была встречена одобрением.
Незадолго до открытия 3-й выставки в группе произошёл раскол, вызванный демонстративным уходом Кандинского. Ещё в начале своего председательства в группе Кандинский предложил «правило 4 метров» – любой желающий мог экспонировать на выставке 2 картины без решения жюри в случае, если площадь поверхности обеих работ не превышала 4 м². Считавший себя недооценённым другими членами группы Кандинский представил картину «Страшный суд / Композиция V» размером 190 х 275 см (1911, частная коллекция), т. е. площадью более 5 м², намеренно спровоцировав отказ жюри и свой последующий выход из группы. Предчувствуя разрыв, Кандинский вместе с Мюнтер и Марком заранее организовали другую группу – «Синий всадник», чья 1-я выставка в компании ещё с 11 художниками под названием «Первая выставка редакции "Синего всадника"» была открыта параллельно с 3-й выставкой НОХМ 18.12.1911 г. в той же галерее Таннхаузера и обозначила расхождение путей радикально настроенного авангарда с более консервативными устремлениями ядра НОХМ. На 3-й выставке НОХМ было представлено всего 58 работ Бехтеева, Э. Баррера-Босси, Эрбслё, Жирьё, Явленского, Канольдта, Когана и Верёвкиной. Из Мюнхена выставка отправилась в Цюрих, Бремен(?), Кёльн, Эльберфельд, Мангейм, Гейдельберг, Франкфурт-на-Майне, Йену и Бреслау (ныне Вроцлав, Польша).
Творческие разногласия внутри группы стали окончательно очевидны с публикацией присоединившегося к ней в 1911 г. молодого искусствоведа О. Фишера, выпустившего летом 1912 г. накануне планируемой 4-й выставки НОХМ книгу «Новая картина» («Das neue Bild»), где автор не только дал биографии и характеристику творчества действующих членов (Бехтеева, Баррера-Босси, Эрбслё, Жирьё, Явленского, Канольдта, Когана, Могилевского, Верёвкиной), проиллюстрировав текст их картинами, но и довольно резко обозначил консервативность их авангардных устремлений после ухода Кандинского. Публикация вызвала резкое возмущение со стороны Верёвкиной, а также поддержавших её Явленского и Могилевского, сразу после чего они покинули созданное ими когда-то объединение. Так и не открыв 4-ю выставку, НОХМ существовало после этого фактически только на бумаге, пока Эрбслё в 1920 г. не подал прошение о его ликвидации.
Из переписки с занявшим к тому времени пост директора Кунстхалле в Базеле Фишером становится очевидным, что в 1932 г. Эрбслё совместно с Канольдтом начали подготовку к юбилейной выставке объединения, приуроченной к его 25-летию и планировавшейся на май – июнь 1934 г. Известно, что Босси, Жирьё, Явленский, Кандинский, Кубин и Мюнтер с радостью ответили на приглашение; планировалось участие Бехтеева, Ле Фоконье, Когана, Могилевского и Верёвкиной, а также ожидался ответ от Марии Марк, супруги погибшего Ф. Марка, чьи работы ни разу не были представлены ни на одной из трёх выставок НОХМ. Несмотря на возникшие некогда разногласия и инсценированный Кандинским «крах» объединения, все участники с энтузиазмом отнеслись к новому проекту. Особенно перспективным Кандинскому виделось решение разбить выставку на 2 части и показать современному зрителю не только реконструкцию исторических экспозиций, куда планировали включить работы 1909–1914 гг., но и произведения участников объединения последующих периодов. Однако этим планам было не суждено осуществиться в связи с приходом к власти нацистов и объявлением творчества участников НОХМ «дегенеративным».