Экономическая и социальная комиссия ООН для Западной Азии
Экономи́ческая и социа́льная коми́ссия ООН для За́падной А́зии (ЭСКЗА; англ. United Nations Economic Commission for Western Asia, ESCWA; араб. اللجنة الاقتصادية والاجتماعية لغربي آسيا), региональная комиссия Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС).
История
Экономическая комиссия для Западной Азии создана на основании резолюции 1818 (LV) ЭКОСОС от 9 августа 1973 г. как преемник Экономического и социального бюро ООН в Бейруте. В соответствии с резолюцией ЭКОСОС 1985/69 от 26 июля 1985 г. переименована в Экономическую и социальную комиссию для Западной Азии с целью более полно отразить социальный аспект деятельности комиссии. В состав ЭСКЗА входит 21 арабское государство.
Цели и задачи
Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии основана с целью стимулирования экономической активности в странах-членах, укрепления сотрудничества между ними и содействия их развитию.
Современные стратегические приоритеты ЭСКЗА определяются положениями, сформулированными в принятой ООН Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
ЭСКЗА выступает в роли единственного учреждения ООН, уполномоченного действовать на региональном и субрегиональном уровнях для мобилизации ресурсов и направления их на решение приоритетных задач Западной Азии.
Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии предоставляет арабским странам политические рекомендации, в которых подчёркиваются преимущества интеграции и создание региональных общественных благ, включая знания, данные, транспортную инфраструктуру, борьбу с загрязнением окружающей среды. Общий язык, культура и ожидания народов арабского региона создают прочную основу для решения трансграничных проблем путём коллективных действий на национальном, региональном и глобальном уровнях. ЭСКЗА оказывает поддержку государствам-членам в оптимизации их общих сильных сторон в целях создания лучших возможностей для нынешних поколений и расширения перспектив на будущее.
Комиссия выступает межправительственной площадкой для продвижения региональной интеграции, выработки региональных норм и стандартов, обмена опытом и развития сотрудничества. ЭСКЗА играет важнейшую роль в продвижении целостного подхода к развитию региона и обеспечению сбалансированности экономических, социальных и экологических аспектов устойчивого развития в государствах-членах.
ЭСКЗА использует свой организационный потенциал для поддержания диалога и обмена знаниями на национальном, региональном и глобальном уровнях, а также для содействия межрегиональному сотрудничеству и динамичным партнёрским связям «Юг – Юг».
Организационная структура
Высшим органом комиссии является сессия представителей стран-членов, которая проводится в чётные годы. С 2006 г. сессии проходят в 2 сегментах – на уровне высших должностных лиц стран-членов (как правило, глав государств) и на министерском уровне. ЭСКЗА подотчётны Исполнительный комитет и 9 специализированных вспомогательных комитетов, которые помогают формулировать, корректировать и уточнять задачи ЭСКЗА и выступают в качестве связующего звена между государствами-членами и основными экспертами секретариата.
В ЭСКЗА создана группа по стратегии, планированию, подотчётности, результатам, знаниям, которая консультирует исполнительного секретаря по вопросам разработки стратегий и планов.
Штаб-квартира ЭСКЗА находится в центральном районе Бейрута (Ливан).
Региональная платформа сотрудничества
ЭСКЗА создала Региональную платформу сотрудничества (РПС), которая является основным региональным координационным механизмом ООН. В её состав входят региональные директора всех учреждений ООН, действующих в арабском регионе. РПС поддерживается совместным секретариатом, организованным Программой развития ООН, Управлением по координации развития ООН и ЭСКЗА. РПС проводит регулярные встречи для обсуждения текущего сотрудничества, оценки прогресса и анализа конкретных ситуаций внутри страны. РПС создан онлайн-центр управления знаниями и данными – MANARA (от араб. منارة – маяк, источник света), который предоставляет государствам-членам, партнёрам и общественности единое окно для доступа ко всем знаниям, продуктам, экспертным знаниям, данным и инструментам ООН для региона.
Кластеры
В рамках Экономической и социальной комиссии для Западной Азии созданы 6 тематических кластеров с учётом концепции, стратегии и программы ЭСКЗА, а также проведённых в 2020 г. реформ комиссии.
Внутри кластеров осуществляется оперативное реагирование на возникающие и хронические проблемы, отслеживается развитие событий и их последствия для стран-членов, регулярно пересматриваются приоритеты и корректируются цели проекта для достижения желаемых результатов:
Кластер «Изменение климата и устойчивость природных ресурсов» работает над продвижением действий по комплексному управлению природными ресурсами и борьбе с негативными последствиями изменения климата, уделяя особое внимание водной, энергетической и продовольственной безопасности в арабском регионе.
Кластер «Гендерная справедливость, народонаселение и инклюзивное развитие» оказывает поддержку арабским странам в достижении справедливости для всех.
Кластер «Всеобщее экономическое процветание» работает над достижением базового уровня жизни для всех людей в арабском регионе – посредством устойчивого и комплексного экономического развития.
Кластер «Статистика, информационное общество и технологии» – региональный центр ООН и лидер в области официальной статистики, инноваций и технологий – уделяет особое внимание наращиванию потенциала национальных статистических систем и предоставлению национальным органам услуг в области электросвязи, исследований и разработок.
Кластер «Координация повестки дня на период до 2030 года и целей устойчивого развития» осуществляет разработку процессов для обеспечения согласованного реагирования на потребности арабских стран в рамках повестки и руководство этими процессами.
Кластер «Управление и предотвращение конфликтов» работает над продвижением справедливых, мирных и инклюзивных обществ, особенно для людей, живущих в условиях оккупации, в конфликтных или постконфликтных ситуациях; над совершенствованием управления и укреплением эффективных, действенных и подотчётных государственных учреждений и системы предоставления услуг.
Основные инициативы
Ныне ЭСКЗА реализует примерно 100 инициатив в разных сферах деятельности, которые затрагивают интересы стран региона, среди них:
Арабская инициатива по мобилизации финансирования мер борьбы с изменением климата для водных ресурсов направлена на создание регионального потенциала для мобилизации финансирования действий в области водных ресурсов в условиях меняющихся климатических условий. Региональная инициатива по оценке воздействия изменения климата на водные ресурсы и социально-экономическую уязвимость в Арабском регионе использует знания и партнёрские связи в арабском регионе для продвижения этой инициативы.
Проект ENACT «Ускорение использования технологий и инноваций для повышения эффективности деятельности арабских государственных учреждений» фокусируется на стратегическом и инновационном внедрении новых технологий для ускорения реализации принятых стратегий и планов в государственном секторе. В рамках проекта разрабатываются модель, инструмент и портал для обеспечения доступа арабских государственных учреждений к информации и механизмам управления.
Инициатива «Повышение водной безопасности в арабских государствах» оказывает поддержку государствам-членам в управлении ресурсами подземных вод, включая выпуск руководящих принципов по управлению их добычей; оценивание воздействия изменения климата на ресурсы подземных вод; проведение мероприятий по созданию потенциала и учебно-практических семинаров по использованию подземных вод.
Проект «Комплексные национальные механизмы финансирования» направлен на привлечение финансирования для достижения целей устойчивого развития (ЦУР) в арабском регионе. При этом созданы механизмы моделирования затрат, необходимых для привлечения средств на достижение ЦУР, с учётом специфики стран.
Инициатива «Арабский экспорт» содействует арабской торговой интеграции на внутрирегиональном и внерегиональном уровнях путём оценки двусторонних торговых издержек и экспортного потенциала арабских стран и распространения этих оценок среди политиков, экспортёров и исследователей по всему региону.