Эклектика
Экле́ктика (эклектизм; от греч. ἐκλεκτικός – выбирающий), направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве середины 19 – начала 20 вв., основанное на соединении элементов разных художественных стилей в одном произведении. Понятие часто используется как синоним термина «историзм», так как оба направления возникли в 1830-х гг. в связи с распадом эстетической системы классицизма и характеризовались стремлением архитекторов к интерпретации всей палитры образцов зодчества прошлого: как античного или антикизирующего, так и неклассического. Но, в отличие от историзма, основной целью которого было точное воспроизведение наследия предшествующих эпох и стилевое единство в рамках одного проекта, эклектика имела своей целью создание принципиально нового архитектурного языка путём комбинирования приёмов, заимствованных из двух или более стилей прошлых веков. Выбор стилевых компонентов при этом определялся их эстетической привлекательностью и уместностью по отношению к функции постройки. Так, церковь Сент-Огюстен в Париже (1860–1871, архитектор В. Бальтар) сочетает в себе элементы готического, романского, византийского и ренессансного культового зодчества.
Важную роль при создании композиции также играли особенности заказа. Несмотря на существование отдельных стилевых течений со своими особенностями (стиль Второй империи во Франции и др.), в целом эклектика отличалась интернациональностью, т. к. допускала использование любых декоративных мотивов, в том числе несвойственных архитектурной традиции конкретной страны («Чайный дом» С. В. Перлова в Москве в «китайском» стиле, завершён в 1896, архитекторы Р. И. Клейн, К. К. Гиппиус; особняк А. А. Морозова из купеческого рода Морозовых на Воздвиженке в Москве, сочетающий мавританский стиль с декоративными мотивами неомануэлино, 1895–1899, архитектор В. А. Мазырин; базилика Сакре-Кёр в римско-византийском стиле в Париже, 1875–1924, архитектор П. Абади, и др.).
Элементы метода эклектики присутствуют в архитектуре разных эпох начиная с эллинизма, но заимствование чужеродных декоративных мотивов всегда подчинялось правилам господствующего стиля. Так, неоготика, приобретшая популярность в эпоху классицизма, предполагала в тот период использование готических декоративных мотивов при сохранении характерных для классицизма симметрии фасада и принципов планировки здания (Царицыно). Но отказ от антикизирующей традиции и связанной с ней системы правил привёл к большей творческой свободе архитекторов, в том числе в поисках нового, отвечающего требованиям времени стиля. Уже в 1830-х гг. появились направления, целью которых стало соединение разных декоративных мотивов для создания определённого впечатления (русско-византийский стиль, отражающий идею конфессиональной и политической преемственности России по отношению к Византии; стиль круглых арок, призванный продемонстрировать культурную самобытность Германии, и др.).
Важную роль в развитии и распространении эклектики сыграла Национальная и специальная школа изящных искусств в Париже. В отличие от строгих канонов архитектуры классицизма, которым отдавалось предпочтение в парижской Академии изящных искусств, преподаватели Школы предлагали ученикам более широкий спектр образцов. Мотивы французского классицизма сочетались с элементами Ренессанса, готики и итальянского барокко, важным принципом было также использование новых технических приёмов – металлических несущих конструкций, сплошного остекления.
Сформировавшийся в результате стиль, получивший по имени школы название бозар, не только приобрёл широкую популярность в Европе, но и оказал большое влияние на архитектуру США, где распространение эклектики совпало с периодом экономического расцвета (главный фасад Метрополитен-музея в Нью-Йорке, завершён в 1902, архитектор Р. М. Хант). Её вариативность, возможность выбирать декоративные элементы в соответствии с функцией здания, а также использование богатой палитры архитектурных стилей прошлого отвечали запросу широкого слоя американских заказчиков, прежде всего крупной буржуазии, на получение ассоциирующихся с европейской аристократией атрибутов социального статуса (оформление зданий в духе больших стилей, использование отсылок к европейской истории, например готического декора). Эти факторы сделали эклектику наиболее популярным направлением в США в 1860-х – 1890-х гг.
Она, хотя и в меньшей степени, распространилась и в Азии, где обучавшиеся в США архитекторы начали использовать сочетания европейских архитектурных стилей в своём творчестве (здание Центрального отделения Банка Японии в Токио, 1896, архитектор Тацуно Кинго, и др.).
Отличительные черты интерьера эклектики – роскошь и главенство комфорта. Как парадные, так и жилые помещения обставлялись большим количеством мебели, преимущественно из цветного дерева с декором из металла, черепахового панциря, фарфора, также использовались новые и экзотические материалы – папье-маше, ротанг, бамбук. Мягкая мебель декорировалась кистями, бахромой, кружевом. Часто использовались «восточные» предметы интерьера – диваны-оттоманки, пуфы для ног, ковры; окна и дверные проёмы драпировались тяжёлой тканью с орнаментом или тюлем. Стены украшались деревянными панелями, китайскими бумажными обоями или тканью, часто с цветочным рисунком. Дополняли интерьер фарфоровые вазы, люстры с хрустальными подвесками, бронзовые канделябры в виде фантастических животных или растений. Интерьер должен был отражать материальное положение владельца, производить впечатление богато украшенной шкатулки и при этом быть удобным (гостиная особняка Э. Физика в Кейп-Мей, штат Нью-Джерси, 1879, архитектор Ф. Фёрнесс). Иногда каждая комната оформлялась в отдельном стиле (неоготическом, неогреческом, мавританском). В отличие от историзма, в эклектике стиль оформления интерьера не обязательно должен был соответствовать внешнему виду здания (неоготический Дубовый зал необарочного дворца Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге, 1847–1848, архитектор А. И. Штакеншнейдер).
Упадок эклектики связан с распространением в 1890-х гг. стиля модерн, предложившего иные принципы интерпретации и сочетания мотивов архитектурного наследия. Но в некоторых регионах эклектика продолжала существовать до 1930-х гг., например в Северной Америке (Дворец изящных искусств в Мехико, 1904–1913, архитектор А. Боари, 1932–1934, архитектор Ф. Марискаль; Оперный театр в комплексе Военного мемориала и центра исполнительских искусств в Сан-Франциско, 1931–1932, архитекторы А. Браун-младший, Г. А. Лансберг). В конце 20 – начале 21 вв. в жилищной архитектуре, прежде всего в США, получает распространение неоэклектика. Этот стиль характеризуется использованием большого количества декоративных элементов, заимствованных из архитектуры предшествующих периодов (в основном в оформлении оконных проёмов, дверей и эркеров), при этом применяются современные конструкции и принципы планировки (особняк на Робмар-драйв в Беверли-Хилс, 2007, архитектор Х. Омрани, и др.).
Отсутствие чётко сформулированных формальных критериев стиля, часто беспринципное и не всегда успешное соединение разнородных элементов вызывали критическое отношение к эклектике как современников (В. В. Стасов в России, Г. Земпер в Германии, Дж. Рёскин в Англии и др.), так и исследователей 20–21 вв. (И. В. Жолтовский, Д. В. Сарабьянов, М. П. Тубли в России, Н. Певзнер, Дж. М. Ричардс в Великобритании, и др.). В связи с этим термин приобрёл негативную окраску. В начале 21 в. в отечественном искусствознании чаще используется не имеющий отрицательных коннотаций термин «историзм». При этом взгляды учёных на соотношение этих двух терминов разнятся: так, по мнению В. Г. Лисовского, эти два направления принципиально различны; Е. И. Кириченко считает историзм одним из этапов развития эклектики, Е. А. Борисова и Т. А. Петрова в своих трудах использовали эти термины как взаимозаменяемые.
В широком смысле термин «эклектика» обозначает соединение разнородных художественных элементов как творческий приём (например, в постмодернизме).