Джулиани Альфредо
Джулиа́ни Альфре́до (Alfredo Giuliani) (23.11.1924, Момбароччо, провинция Пезар, ныне Пезаро-э-Урбино, область Марке – 20.8.2007, Рим), итальянский поэт и литературный критик. Один из основателей неоавангардной «Группы 63».
В шестилетнем возрасте вместе с родителями переехал в Рим. С юности интересовался поэзией и философией. В 1949 г. окончил философский факультет Римского университета «Ла Сапиенца», изучал труды С. Кьеркегора, Ф. Ницше, К. Ясперса, К. Гуссерля, З. Фрейда, К. Г. Юнга и итальянского философа-психоаналитика Ч. Мусатти; дипломную работу посвятил концепциям итальянского философа К. Микельштедтера.
Важную роль в биографии А. Джулиани сыграло знакомство с философом и литературным критиком Лучано Анчески. При его поддержке он выпустил первый поэтический сборник «Хромое сердце» («Il cuore zoppo», 1955), который помимо его собственных произведений включал переводы стихов Д. Томаса, заслужившие высокую оценку П. П. Пазолини. С 1956 г. Джулиани вошёл в состав редакции литературного журнала Il Verri в качестве руководителя отдела поэзии. Некоторые из рецензий и теоретических статей, опубликованных в журнале, позднее включил в сборник «Образы и манеры» («Immagini e manière», 1965). На рубеже 1950–1960-х гг. выступил редактором и составителем поэтической антологии «Новейшие: стихи для 60-х гг.» («I Novissimi: poesie per gli anni '60», 1961), в которую вошли тексты ряда молодых поэтов круга Il Verri, через два года принявших участие в создании неоавангардной «Группы 63». Написал предисловия к первому и дальнейшим изданиям, а также комментарии к собственным и чужим стихам, включённым в антологию.
В период основания «Группы 63» активно участвовал в неоавангардных дискуссиях. В 1964 г. совместно с Н. Балестрини выпустил сборник «Группа 63. Новая литература» («Gruppo 63. La nuova letteratura», 1964), в который вошёл ряд программных выступлений, прозвучавших на первом съезде группы в Палермо. В том же 1964 г. совместно с Дж. Манганелли и живописцами-абстракционистами Г. Новелли и А. Перилли основал литературно-художественный журнал Grammatica, просуществовавший до 1976 г. В 1967–1969 гг., в обстановке углубляющегося кризиса неоавангарда, при участии Джулиани выходил журнал Quindici, в отличие от предыдущих неоавангардных журналов рассчитанный не на узкую интеллектуальную аудиторию, а на массового читателя. Журнал пользовался популярностью, но вскоре закрылся из-за идеологических разногласий внутри редакции, связанных с отношением к рабочим и студенческим волнениям 1968–1969 гг.
После завершения эпохи неоавангарда Джулиани продолжил публиковать критические статьи и рецензии о классических и современных писателях и мыслителях, от А. Мандзони до Дж. Манганелли, от А. Жарри до Д. Томаса, в том числе в центральной прессе – газетах Il Messaggero и Repubblica. Многие из этих статей позднее составили сборники «Марсельские наркотики» («Le droghe di Marsiglia», 1977) и «Осень 20 века: хроники литературы» («Autunno del Novecento: cronache di letteratura», 1984).
Теоретические принципы неоавангардной поэзии (языковые эксперименты, социокритический пафос, принципиальная множественность интерпретаций), в разработке которых Джулиани принимал активное участие, нашли воплощение в его творчестве: сборники «Бедная Джульетта и другие стихи» («Povera Juliet e altre poesie», 1965) и «Тавтофон» («Il tautofono», 1969), антология «Кто бы мог сказать» («Chi l'avrebbe detto», 1973), составленная из произведений 1952–1966 гг.
Творчество Джулиани неоавангардного периода отмечено влиянием психоанализа, сюрреализма и литературы абсурда, поэт активно использовал игру с жанрами, создавая нарочито нелепые, лишённые смысла короткие сценки-диалоги в стихах (в «Тавтофоне») или бессвязные обрывки текста, призванные запустить процесс свободных ассоциаций, экспериментировал с техниками визуальной поэзии. На стыке поэтического фрагмента и романа находится и «Молодой Макс» («Il giovane Max», 1972) – коллажный сборник сцен и зарисовок 1969–1972 гг., объединённых предельно схематичным романтическим сюжетом с участием юноши Макса – альтер эго автора. Джулиани не отказывается от экспериментальных техник и в поэтическом сборнике «Душа, петля, нездоровая» («Anima asola malsana», 1981). Итогом этого периода творчества стала антология поэзии «Стихи и не-стихи» («Versi e nonversi», 1986), включающая в себя произведения 1950–1984 гг.
Позднейшее творчество отличается более традиционной формой: поэтические сборники «Опьянение успокоением» («Ebbrezza di placamenti», 1993 и «Poetrix Bazaar», 2003), антология «Спокойное неистовство: избранные произведения» («Furia serena: opere scelte», 2004), а также сборник мыслей и зарисовок «Из дневника Макса» («Dal diario di Max», 2006) – своеобразное продолжение «Молодого Макса».
Перевёл на итальянский произведения Т. С. Элиота, Дж. Джойса, Б. Джонсона, А. Жарри. В 1968 г. вместе с французской поэтессой, филологом и переводчицей Жаклин Рисе руководил изданием на итальянском языке французских поэтов из круга журнала Tel Quel [«Поэты Tel Quel» («Poeti di "Tel Quel"»)].
С 1969 г. вёл радиопередачи, посвящённые классической итальянской литературе. В 1975 г. выпустил два тома антологии итальянской поэзии, ориентированных на широкую публику. В начале 1970-х – середине 1990-х гг. преподавал историю итальянской литературы в университетах Болоньи и Кьети.
После смерти писателя его личная библиотека, насчитывающая около 12 тыс. томов, была приобретена Центром рукописей университета Павии.