Пазолини Пьер Паоло
Пазоли́ни Пье́р Па́оло (Pier Paolo Pasolini) (5.3.1922, Болонья – 2.11.1975, Остия), итальянский кинорежиссёр, теоретик кино, поэт, писатель.
Из семьи военного. Окончив в 1945 г. Болонский университет, преподавал фриульскую литературу и фриульский язык во Фриули (Северная Италия). С 1950 г. в Риме. В 1954–1962 гг. в соавторстве написал более 15 сценариев к фильмам (в том числе «Бурная ночь» М. Болоньини, по собственному роману, 1959; «Долгая ночь 1943 года» Ф. Ванчини, 1960; принимал участие в сочинении диалогов к фильму «Ночи Кабирии» Ф. Феллини, 1957). В начале 1960-х гг. дебютировал как кинорежиссёр. Творчески переработав наследие неореализма в новаторских фильмах «Нищий» («Аккаттоне», 1961, главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1962) и «Мама Рома» (1962), открыл неисследованный пласт жизни деклассированных представителей общества – маргиналов (впервые в кино герои говорили на подлинном римском диалекте), не воспользовавшихся благами итальянского «экономического чуда», а, скорее, развращённых ими. В короткометражной новелле «Овечий сыр» (альманах «РоГоПаГ» – «Прочистим мозги», 1963) в острой гротескной форме Пазолини отдал первенство физиологическим потребностям человека (например, голоду, утверждая его приоритет над религиозным чувством). Программный фильм «Евангелие от Матфея» (1964, приз Венецианского кинофестиваля, в том же году) положил начало идейно-художественному выступлению бунтарей-интеллектуалов. В притче «Птицы большие и малые» (1965) полемически сопряжены культурные составляющие современности и Средневековья в общем пространстве «левого» радикализма и христианства. Обратившись к античности в «Царе Эдипе» (1967) и «Медее» (1969), Пазолини создал киноверсии классических литературных произведений, переосмысленных опытом 20 в. В экранизации собственного одноимённого романа «Теорема» (1968) предрёк гибель буржуазной культуры, утратившей созидательное начало. В фильме «Свинарник» (1969) в образах философии гротеска исследуются проблемы фашизма и неофашизма. Как художник «левых» взглядов, один из крупнейших режиссёров 1960–1970-х гг., Пазолини противостоял коммерциализации современного искусства (в том числе кино), стремился реабилитировать право и реальность телесности на экране в различных аспектах: в фильмах «трилогии жизни» – «Декамерон» по Дж. Боккаччо (1971, приз Берлинского кинофестиваля, в том же году), «Кентерберийские рассказы» по Дж. Чосеру (1971, главный приз Берлинского кинофестиваля, 1972) и «Цветок 1001 ночи» (1973, приз Каннского кинофестиваля, 1974), главенствует ренессансная концепция человеческого бытия в гармонии с мирозданием. Фильм «Сало́, или 120 дней Содома» (1975, по мотивам романа маркиза Д. А. Ф. де Сада «120 дней Содома, или Школа разврата») – одно из первых произведений итальянского кинематографа, где природа фашизма, власть тирании трактуются не в каноническом историко-политическом аспекте, но исследуются в их потаённых, сексуально замещаемых формах. Соавтор и автор сценариев всех своих фильмов, Пазолини как актёр иногда исполнял в них эпизодические «знаковые» роли. Среди ролей в фильмах других режиссёров: Монко («Горбун», 1960), Дон Хуан («Покойся с миром», 1967, оба – К. Лиццани). Творчеству Пазолини посвящён документальный фильм «Пазолини из плоти и крови» (1967, режиссёр Дж. Б. Соларе). В 2008 г. на Венецианском кинофестивале показана восстановленная полная копия авторского фильма Пазолини под названием «Гнев Пазолини», реконструированная Дж. Бертолуччи.
В ранних стихотворных опытах (1941–1942) Пазолини прибегал к западному диалекту фриульского языка, рассматривая его как способ независимого художественного высказывания и экспериментирования. Первый поэтический сборник «Стихи в Казарсе» («Poesie a Casarsa», 1942) написан на литературном фриульском языке. В сборнике «Лучшее юности» («La meglio gioventù», 1954) вошли авторские переводы ранних стихов на итальянский язык. В поэзии Пазолини традиции Дж. Леопарди сочетаются с влиянием французских и испанских поэтов (П. Верлен, С. Малларме, А. Мачадо-и-Руис, Ф. Гарсия Лорка и др.). Дальнейшее поэтическое творчество Пазолини характеризуется усилением формальной изощрённости и социально-политической заострённости; в метрическом отношении его стихи тяготеют к поэзии Дж. Пасколи и Данте: «Прах Грамши» («Le Ceneri di Gramsci», 1957), «Соловей католической Церкви» («L’Usignolo della Chiesa cattolica», 1958), «Стихи в форме розы» («Poesia in forma di rosa», 1964). Публицистичность, демократический пафос, использование жаргона и диалектной лексики, присущие поэзии Пазолини 1950–1960-х гг., характерны и для его романов «Шпана» («Ragazzi di vita», 1955, русский перевод 2006) и «Жестокая жизнь» («Una vita violenta», 1959) из незавершённой трилогии о жизни римского люмпен-пролетариата. Среди других сочинений: автобиографическая проза [роман «Мечта об одной вещи» («Il sogno di una cosa», создан в 1948–1949, опубликован в 1962) и др.]; исследование итальянской диалектной поэзии 20 в. (1952); публицистика [эссе «Страсть и идеология» («Passione e ideologia», 1960) и др.]; драматургия, в том числе трагедия об Испании эпохи франкизма «Кальдерон» («Calderón», 1966, опубликована в 1973); насыщенный аллегоризмом незавершённый социально-политический роман «Нефть» («Petrolio», создан в 1972–1975, опубликован в 1992).
Убит при невыясненных обстоятельствах.