Манганелли Джорджо
Мангане́лли Джо́рджо (Giorgio Manganelli) (15.11.1922, Милан – 28.5.1990, Рим), итальянский писатель, переводчик и литературный критик.
Отец – состоятельный прокурор Паолино Манганелли. Мать – учительница Амелия Ченси, авторитарная и религиозная женщина, отношения с которой, по признанию писателя, нанесли ему серьёзную психологическую травму и нашли отражение в творчестве. По окончании лицея (1940) поступил на факультет политических наук Павийского университета. Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг., в феврале 1943 г., призван в действующую армию. В 1944 г., после капитуляции Италии и краха фашистского режима, вступил в ряды Движения Сопротивления, сражавшегося на стороне союзников против оккупационных немецких войск и марионеточной «Республики Сало» во главе с Б. Муссолини. Участвовал в подпольной деятельности коммунистической партии [в комуннах Лангирано (с марта) и Роккабьянка (с октября)]; был заместителем секретаря местного отделения компартии, вскоре после этого – начальник местного отделения Комитета национального освобождения и комиссар по вопросам интеллигенции и пропаганды. В 1945 г. попал в немецкий плен и чудом избежал расстрела. В том же году, после окончания войны, возобновил прерванную учёбу и блестяще окончил университет, защитив дипломную работу по итальянским политическим учениям 17 в.
В 1946 г. женился на школьной учительнице Фаусте Кьяруттини; в браке родилась дочь Амелия (Льетта), которая в настоящее время занимается изданием и популяризацией наследия отца. В 1949 г. познакомился с юной поэтессой Альдой Мерини, страдавшей психическим расстройством, между ними возникла недолгая и мучительная для обоих связь. После смерти отца в 1953 г. Манганелли разорвал отношения с семьёй и вместе с А. Мерини уехал в Рим. В том же году получил стипендию, позволившую ему совершить первую зарубежную поездку – в Великобританию. С 1959 г. в связи с ухудшением психологического состояния проходил курс лечения у психоаналитика-юнгианца Э. Бернхарда (1896–1965), в числе пациентов которого было немало видных деятелей культуры и искусства (писатель А. Дебенедетти, Ф. Феллини). Общение с Бернхардом, закончившееся лишь со смертью врача, подтолкнуло Манганелли к писательской деятельности и в значительной степени определило тематику и образность его текстов.
Первые литературные опыты Манганелли относятся к старшим классам лицея – в 1940 г. в лицейской газете был опубликован один из его ранних рассказов – «Грустный сон в белом доме» («Il sogno triste della casa bianca»). После окончания университета занимался преподаванием и переводами с английского языка; перевёл роман Г. Джеймса «Уверенность» («Confidence», 1879; перевод 1946), произведения Т. С. Элиота, О. Генри, Э. Эмблера, Р. Фирбенка, Дж. Г. Байрона, У. Б. Йейтса, а также рассказы Э. А. По (переводческая премия Монселиче, 1984).
С середины 1940-х гг. Дж. Манганелли писал критические статьи для пармской Gazzetta di Parma. До конца жизни писателя одним из основных источников дохода для него оставалась работа в центральных итальянских газетах Il Messaggero, Corriere della Sera, La Stampa и журналах Tempo presente, Il Punto, Paragone, L'Espresso. Статьи и заметки частично собраны в сборнике «Календарь сироты-самнита» («Lunario dell'orfano sannita», 1973) и «Импровизации для пишущей машинки» («Improvvisi per macchina da scrivere», 1989).
В середине 1950 – начале 1960-х гг. участвовал в создании радиопередач об английской и американской литературе. Активный участник «Группы 63». В романах, написанных в русле неоавангарда, «Хиларотрагедия» («Hilarotragoedia», 1964) и «Новый комментарий» («Nuovo commento», 1969) впервые проявились черты, характерные для творчества Манганелли: обилие архетипических образов и метафор, отсылающих к работам К. Г. Юнга и его последователей, и обращение к опыту писателя К. Э. Гадды, признанного мастера пастиша. Оба романа написаны нарочито усложнённым языком с запутанным, тяжеловесным синтаксисом и обилием редких и устаревших слов, технических терминов, неологизмов, цитат и аллюзий, которые резко контрастируют с диалектизмами, просторечиями и парадоксальными (в духе барочных кончетто), зачастую подчёркнуто сниженными и физиологичными образами и сравнениями. В романах в изобилии присутствуют архетипические образы, отсылающие к образу матери и свидетельствующие о непреодолённой психологической травме, связанной с её фигурой.
Важная особенность неоавангардной прозы Манганелли – игра с жанровыми моделями: «Гиларотрагедия» построена как барочный трактат о смерти и нисхождении в загробный мир, включающий в себя сложную систему рассуждений, доказательств и примечаний, «Новый комментарий» представляет собой запутанный комментарий к отсутствующему тексту, содержание которого остаётся неизвестным читателю. Манганелли отказывался от стереотипного романного повествования, считая, что роман как жанр идеологизированный, дидактичный, претендующий на правдоподобное отображение действительности, искажает природу художественного творчества. Так, эссе Манганелли, ставшее одним из манифестов неоавангарда и давшее название программному сборнику его критических и теоретических статей, носит название «Литература как обман» («Letteratura come menzogna», 1967): по мысли автора, «подрывная», революционная роль литературы неразрывно связана с её способностью к вымыслу, искусственности, мистификации.
В кругах «Группы 63» Дж. Манганелли быстро приобрёл известность и стал одним из самых авторитетных теоретиков и практиков экспериментальной литературы. В 1964 г. вошёл в редколлегию неоавангардного журнала Grammatica (1964–1976), сотрудничал в качестве консультанта с целым рядом крупных итальянских издательств. В 1972 г. оставил должность преподавателя в Римском университете «Ла Сапиенца», чтобы полностью посвятить себя писательскому труду.
В 1970–1980-х гг. Дж. Манганелли много путешествовал по миру и публиковал в периодических изданиях серии путевых заметок, которые составили сборники «Китай и другие восточные страны» («Cina e altri Orienti», 1974), «Эксперимент с Индией» («Esperimento con l'India», 1992), «Пифагорова басня. Итальянские местечки» («La favola pitagorica. Luoghi italiani», 2005), «Остров-планета и другие северные страны» («L'isola pianeta e altri settentrioni», 2006), «Путешествие в Африку» («Viaggio in Africa», 2018).
В художественных произведениях, созданных после формального завершения эпохи неоавангарда, Дж. Манганелли по-прежнему обращался к техникам жанрового и языкового смешения. В значительной степени тенденции ранних неоавангардных текстов продолжили сборники рассказов-эссе «Будущим богам» («Agli dei ulteriori», 1972) и «Все заблуждения» («Tutti gli errori», 1986), а также романы, написанные на стыке художественного повествования и философского трактата: посвящённые теме смерти «Бессвязность» («Sconclusione», 1976) и «Из ада» («Dall'inferno», 1985), рассуждение о природе любви «Любовь» («Amore», 1981), исследования о проблемах литературы и языка [«Речь о тени и о гербе» («Discorso dell'ombra o dello stemma o del lettore e dello scrittore considerati come dementi», 1982), «Шумы или голоса» («Rumori o voci», 1987) и «Похвала тирану, написанная с единственной целью заработать» («Encomio del tiranno scritto all'unico scopo di fare dei soldi», 1990)], «Окончательное болото» (« La palude definitiva», 1991) – странствие героя по фантастическому пространству собственного внутреннего мира и «Вертеп» («Il presepio», 1992) – философское исследование праздника Рождества.
Особого внимания с точки зрения формальных экспериментов заслуживает книга «Центурия: сто маленьких длинных романов» («Centuria: cento piccoli romanzi fiume», 1979; премия Виареджо), которая состоит из сотни коротких зарисовок, заключающих в себе предельно сжатые сюжеты потенциальных романов.
Дж. Манганелли также экспериментировал с драматической формой (сборник абсурдистских пьес и вымышленных интервью с литературными и историческими персонажами под названием «А и Б», «A e B», 1975), в постмодернистском духе переписывал «Приключения Пиноккио» К. Коллоди и «Отелло» У. Шекспира («Пиноккио: параллельная книга», «Pinocchio: un libro parallelo», 1977; «Кассио правит на Кипре», «Cassio governa a Cipro», 1977), выпускал многочисленные сборники статей, рецензий и заметок.