Балестрини Нанни
Балестри́ни Нанни́ (Nanni Balestrini) (2.7.1935, Милан – 19.5.2019, Рим), итальянский поэт, прозаик и литературный критик. Печатался в журналах Malebolge (1964–1967), Il Marcatré (1963–1972), Grammatica (1964–1976). В 1979 г. основал журнал Alfabeta (существовал до 1988, затем в 2010–2019), посвящённый новейшим тенденциям в искусстве, литературе и философии. В 1990-е гг. редактировал неоавангардный журнал Il Verri (основан в 1956).
Начал литературную деятельность как поэт, был участником поэтической антологии «Новейшие: стихи для 60-х гг.» («I Novissimi: poesie per gli anni '60», 1961). Антология включала тексты ряда молодых авторов круга Il Verri, которые в 1963 г. приняли участие в создании неоавангардной «Группы 63». Помимо стихотворений Балестрини, в антологию вошло его теоретическое эссе «Язык и оппозиция» («Linguaggio e opposizione»); в нём он развивал идею подрыва основ сложившегося общества через языковой эксперимент и формулировал концепцию поэзии как «оппозиции догмам и конформизму» (I Novissimi: poesie per gli anni '60. Torino, 1965. P. 197).
Будучи одним из самых политически активных участников «Группы 63» отстаивал необходимость социально-политической ангажированности авангарда, в то время как большинство членов группы видели свою задачу в развенчании любых идеологий. Интерес писателя к социально-политической борьбе не ограничивался сферой литературы: в 1960–1970-х гг. Балестрини участвовал в создании леворадикального движения «Рабочая власть» («Potere Operaio»), в 1979 г. был обвинён в связи с радикальными террористическими группировками и временно эмигрировал во Францию; вернулся в Италию в 1984 г., когда обвинения были сняты.
Революционный пафос отчётливо прослеживается как в неоавангардных поэтических сборниках Балестрини [«Как действовать» («Come si agisce», 1963) и «А мы сделаем другую» («Ma noi facciamone un'altra», 1968)], так и в позднейшей поэзии – сборниках «Баллады синьорины Ричмонд» («Le ballate della signorina Richmond», 1977), «Гипокалипсис» («Ipocalisse», 1986), «Возвращение синьорины Ричмонд» («Il ritorno della signorina Richmond», 1987), «Наблюдения за полётом птиц» («Osservazioni sul volo degli uccelli», 1988), включивших в себя стихи 1954–1956 гг., «Публика лабиринта» («Il pubblico del labirinto», 1992), «Электра» («Elettra», 2001), «Бессвязности» («Sconnessioni», 2009), «Блэкаут и другое» («Blackout e altro», 2009), «Хаосмогония» («Caosmogonia», 2010), «Против движения» («Contromano», 2015).
Поэтическое творчество Балестрини отмечено использованием экспериментальных техник: разрушение традиционного синтаксиса и метрики, языковая игра, коллаж из лингвистического материала масс-медиа (рекламных слоганов, газетных заголовков, клише). Другой сферой интересов Балестрини была коллажная визуальная поэзия: на протяжении всей жизни он регулярно принимал участие в выставках и перформансах в Риме, Милане, Турине, Неаполе и других городах (в том числе в Венецианской биеннале 1993).
Прозаические произведения Балестрини также проникнуты бунтарским, анархическим духом. В разгар эпохи неоавангарда написан экспериментальный роман «Тристан» («Tristano», 1966), в котором автор переписал историю Тристана и Изольды, разрушая привычную романную структуру, традиционный сюжет и систему персонажей: текст состоит из разрозненных фрагментов, которые могут прочитываться в разной последовательности по воле читателя. В последующих произведениях, продолжая эксперименты с литературной формой (поток сознания, пастиш, монтаж, фрагментарность, отказ от чёткой повествовательной структуры, отсутствие пунктуации и свобода синтаксиса), Балестрини сосредоточился на темах политической борьбы и обличения проблем современного общества.
Роман «Мы хотим всё» («Vogliamo tutto», 1971) повествует о событиях «горячей осени» 1969 г. Роман «Иллюстрированное насилие» («La violenza illustrata», 1976) раскрывает феномен социально-политического протеста как такового. Движению итальянских рабочих 1970-х гг. посвящены романы «Невидимые» («Gli invisibili», 1987) и «Карбония» («Carbonia. Eravamo tutti comunisti», 2013). Темой романа «Издатель» («L’editore», 1989) стала скандальная смерть книгоиздателя Джанджакомо Фельтринелли. Действие романа «Яростные» («I furiosi», 1994) разворачивается в среде футбольных фанатов. Роман «Однажды утром мы проснулись» («Una mattina ci siam svegliati», 1995) посвящён леворадикальным политическим протестам после парламентских выборов 1994 г., резонансный антимафиозный памфлет «Сандокан» («Sandokan, storia di camorra», 2004, рус. пер. 2016) – борьбе с неаполитанской каморрой. Рассказы Балестрини собраны в книге «Ходят слухи. Три истории» («Girano Voci. Tre Storie», 2012).
Критическая направленность и интерес к социальному активизму проявляются и в теоретических работах Балестрини, посвящённых как литературной практике, так и социально-политическим вопросам. Помимо ряда статей и выступлений о литературных экспериментах и взаимоотношениях литературы и идеологии, ему принадлежит написанная в соавторстве с литератором и активистом Примо Морони книга «Золотая Орда 1968–1977. Большая революционная, творческая, политическая и экзистенциальная волна» («L'orda d'oro 1968–1977. La grande ondata rivoluzionaria e creativa, politica ed esistenziale», 1988), посвящённая истории рабочего и студенческого движения 1960–1970-х гг. и неоднократно переиздававшаяся вплоть до 2000-х гг.