Джоканг
Джока́нг (тибет. ཇོ་ཁང, кит. 大昭寺, пиньинь dàzhāosì), важнейший буддийский храм Тибета. Основан в 639 г. Одно из древнейших святилищ г. Лхаса наряду с храмом Рамоче, расположен в центре Старого города. Джоканг – святыня для всех тибетцев, независимо от приверженности той или иной школе тибетского буддизма. В храме Джоканг находится статуя Будды Шакьямуни (Джово), привезённая в Тибет в 7 в. китайской женой тибетского царя Сонцзен Гампо – принцессой Вэнь Чэн. В 2000 г. храм добавлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 631 г. тибетский царь Сонцзен Гампо перенёс столицу в Лхасу и построил дворец на вершине холма Марпори (буквально – Красная гора). Затем он женился на непальской и китайской принцессах, которые привезли с собой в качестве приданого статуи Будды. Китайская принцесса Вэнь Чэн привезла статую Будды Шакьямуни (Джово), непальская принцесса Брикхути – статую Будды Акшобхьи Ваджры (Микьёд Дордже). Каждая принцесса построила для своей статуи специальный храм, однако впоследствии статуи поменялись местами в храмах (Джоканг первоначально предназначался для статуи Акшобхьи Ваджры, привезённой непальской женой Брикхути).
Легенда о строительстве храма
Непальская принцесса Брикхути решила построить храм для своей статуи, на что царь дал согласие. По преданию, когда непальская принцесса получила у мужа разрешение построить храм, китайская принцесса Вэнь Чэн, которая разбиралась в китайской астрологии и геомантии, указала служанке, где следует возвести храм. Однако служанка неверно поняла инструкции китайской принцессы и неправильно передала их, поэтому по ночам демоны разрушали постройки. Тогда царь обратился с молитвой к бодхисаттве Авалокитешваре, который ответил следующее: «Тибетская земля подобна лежащей на спине дьяволице, и для того, чтобы её подавить, необходимо на месте её главных органов построить буддийские храмы». Царь начал одновременно возводить 12 храмов, которые приходились на плечи, бёдра, локти, колени, ладони и ступни дьяволицы (4 храма для «подавления крайностей» – Тадюл, 4 храма для «нейтрализации негативных сил» – Яндюл, 4 храма геомантии для защиты Тибета – Рунон). Ещё 2 храма были построены жёнами царя: непальская царица построила храм Джоканг, который приходился прямо на сердце дьяволицы, китайская принцесса – храм Рамоче (его место не уточняется).
История храма
Привезённая китайской принцессой статуя Будды изначально была установлена в храме Рамоче. Согласно тибетской летописи «Светлое зерцало царских родословных», китайский император, узнав о смерти царя Сонцзен Гампо, послал в Тибет 500-тысячную армию, намереваясь покорить Тибет и увезти статую Будды из храма Рамоче обратно в Китай. Чтобы уберечь статую, её вынесли из Рамоче и замуровали в храме Джоканг, в выступе за его южной стеной («Зеркальной» стеной, тибет. Мелонгчан). Стену покрыли штукатуркой и нарисовали на ней изображение Манджушри. В Рамоче же установили непальскую статую Будды Акшобхьи Ваджры.
По одной из версий, китайские войска увезли непальскую статую, а китайская оставалась замурованной в Джоканге в течение правления 3 царей Тибета. При царе Тидэ Цугтене, или Меагцоме (правил в 704–755), в Тибет отправилась китайская принцесса Цзинь Чэн, чтобы выйти замуж за его сына, однако принц скоропостижно скончался. Принцесса тем не менее прибыла в Тибет и вышла замуж за самого царя Меагцома. Она изъявила желание увидеть китайскую статую Будды. В Рамоче статуи не оказалось, и принцесса обнаружила её запертой в Джоканге. Она извлекла статую из стены, поместила её в главный зал Джоканга и учредила ритуал её почитания.
Сын Меагцома и китайской принцессы Цзинь Чэн – Тисонг Дэцэн (правил в 755–797) прославился как покровитель буддизма. Однако в первые годы его царствования, пока он не достиг совершеннолетия, страной управляли министры (сторонники религии бон), которые боролись с буддизмом. По преданию, министр Машанг решил отправить китайскую статую Будды в Индию, однако это ему не удалось, т. к. даже тысяча человек не могли сдвинуть статую с места. Тогда её закопали в землю, но в стране начались голод и эпидемии. Было решено отправить статую в Индию, но вновь безуспешно, т. к. статуя перемещалась из одного места в другое. Царь, достигнув совершеннолетия, замуровал Машанга живьём в гробницу и установил статую в храм Джоканг, где она находится и поныне. Реформатор буддизма, основатель школы гелугпа – Цонкапа – изготовил для этой статуи корону из золота.
Джоканг неоднократно разрушался и восстанавливался. Самые большие разрушения храм претерпел во время монгольских нашествий 13–14 вв. и в период «культурной революции» 1966–1976 гг. Крупнейшие реставрационные работы были произведены в 17 в., в период правления Далай-ламы V (храмовый комплекс был расширен), и затем в 1980-е гг. (отдельные работы велись с 1970-х гг.)
Ранее в храме Джоканг располагались некоторые департаменты тибетского правительства Кашаг.
Территория храма
Перед входом в храм находятся 3 каменные стелы. На одной из них выгравирован тибетско-китайский мирный договор, заключённый в 821–822 гг. (стела установлена в 823). За стелой видно засохшее дерево, которое, по преданию, было посажено китайской принцессой Вэнь Чэн.
Над воротами храма находятся золотые священные лани и колесо учения, слева и справа установлены символы процветания буддизма – золотые гьялцены, напоминающие большие колокола. Перед главными воротами находятся 2 больших молитвенных барабана. Рядом с ними и на прилегающем к храму участке паломники совершают простирания. За воротами, на территории храма, слева и справа расположены обычные для тибетских храмов статуи 4 царей – хранителей учения (дхармарадж), по 2 на каждой стороне.
На территории храма, на стене по левую руку от ворот, расположена фреска, изображающая покорителя Тибета – Гуши-хана, беседующего с Панчен-ламой I, далее следуют изображения тысячи будд. Во дворе по традиции рассаживаются монахи на богослужение во время праздника Монлам (Монлам Ченмо). Наверху слева виден балкон, примыкающий к личным апартаментам Далай-ламы, в которых он останавливался во время праздника. В дальней стороне двора находится длинный алтарь с масляными светильниками, за которым расположена дверь, ведущая в храм Джоканг.
Архитектурные особенности храма
Храм обращён фасадом на запад – в сторону Непала. Первоначально его стены были кирпичными. Поперечные балки, опорные столбы и карнизы отражают смешение тибетского и непальского стилей. Покрытая черепицей крыша сооружена под влиянием китайской архитектуры. Впоследствии крыши над святилищами Будды Шакьямуни и Авалокитешвары позолотили, а позднее, в период правления Далай-ламы V (1617–1682), и остальные крыши храма стали позолоченными.
В 1409 г. наставник школы сакьяпа Дракпа Гьялцен расширил здание перед воротами. Новые постройки были добавлены регентом Далай-ламы V – Сангье Гьяцо (1653–1705), затем Далай-ламой VII (1708–1757) и Далай-ламой VIII (1758–1804). Так храм постепенно приобрёл свой современный вид.
Храм выглядит как 2-этажный, но в нём 4 этажа. Его площадь составляет более 16 700 м2. В нём находится более 30 святилищ, общая площадь всех построек – 25 100 м2. В храме сохранено более 300 буддийских статуй, фрески общей площадью более 2 600 м2, а также огромное количество рукописей, ксилографов, стел, танка, ритуальных предметов и музыкальных инструментов.
Главное помещение 1-го этажа – квадратное в плане. Центральная его часть, огороженная невысокой деревянной решёткой, включает несколько статуй, главные из которых – статуи Падмасамбхавы, Майтреи и тысячерукого Авалокитешвары. В стенах помещения расположено более 30 ниш – небольших комнат-святилищ, в которых установлены многочисленные статуи божеств тибетского пантеона. Комнаты-святилища устроены схожим между собой образом: по стенам на возвышении находятся статуи божеств, а в центре – столб, вокруг которого размещены светильники.
Статуя Будды Шакьямуни
Главная статуя Джоканга – привезённая из Китая статуя Будды Шакьямуни – находится в восточной части храма, в специально отведённом для неё святилище, размером около 5 × 5 м. Статуя установлена в центре на возвышении, к которому ведут ступеньки. Ныне статуя чаще всего закрыта железной решёткой, через которую паломники прикладываются головой к ноге статуи.
Тибетцы называют статую «драгоценным господином Буддой» и «драгоценностью, исполняющей желания». Они верят в то, что статуя сделана при жизни Будды Шакьямуни и лично освящена им. Как гласит предание, её изготовил небесный скульптор Вишвакарман (творец Вселенной в индуистской мифологии) под руководством повелителя индуистских богов Индры из 10 драгоценностей мира богов и людей. Потом драгоценности были переплавлены и статуя отлита в окончательную форму. Долгое время она находилась в обители богов, затем в Уддияне (на севере Индии), а позднее в Магадхе. Царь Магадхи подарил статую китайскому императору Тай-цзуну, после чего она попала в Тибет в качестве приданого его дочери – принцессы Вэнь Чэн.
Высота статуи 1,5 м. Она отлита из сплава золота, серебра, бронзы и олова, при этом традиционно именуется золотой. Статуя изображает Будду Шакьямуни в возрасте 12 лет в позе ваджры (сидя на коленях). Руки статуи скрыты под покрывающей тело мантией из жёлтого китайского шёлка. Правая рука лежит на колене в жесте «прикосновения к земле» (бхумиспарша-мудра), левая – в жесте медитации (дхьяна-мудра). На левой руке Будды стоит чаша; перед ним, на особой подставке, – другая большая чаша, на которую поставлена ступа в виде пирамиды с насыпанными на неё зёрнами ячменя. На подставке также стоят несколько лампад, в которые паломники непрерывно добавляют принесённое с собой масло.
Статуя роскошно украшена: индийская причёска закрыта короной из кованого золота с драгоценными камнями (бриллиантами, рубинами, сапфирами, кораллами, бирюзой и др.). В зубцы короны вставлены изображения божеств. На груди статуи – ожерелье в виде пластрона с большим количеством бирюзы и кораллов, а также большая белая раковина. Ранее на шее статуи висели также крупные чётки, некогда принадлежавшие китайскому императору эпохи Мин (1368–1644) (ныне утрачены).
За статуей Будды Шакьямуни находится ещё одна статуя – Будды Дипанкары (один из будд прошлого, предшествовавший Будде Шакьямуни). Согласно преданию, она была главной статуей святилища до установки привезённой из Китая статуи. Вокруг стен святилища расположены 12 статуй стоящих бодхисаттв, за ним – статуи Далай-ламы VII, Далай-ламы XIII, Цонкапы и ещё одна статуя Будды Шакьямуни.
Другие реликвии
Вторая по значимости – статуя одиннадцатиликого и тысячерукого Авалокитешвары, установленная у северной стены храма. По одному из преданий, эта статуя появилась чудесным образом во времена царствования Сонцзен Гампо. По другой версии, она была слеплена из смеси благовонных трав по приказу царя. Считается, что внутрь неё помещена ещё одна, сандаловая, статуя Авалокитешвары, привезённая из Индии. Существует предание о том, что царь со своими жёнами – непальской и китайской принцессами – слились с этой статуей в момент смерти. Поэтому статую также называют «5-составной» – состоящей из главной статуи Авалокитешвары, сандаловой статуи Авалокитешвары внутри неё, царя Сонцзен Гампо и двух его жён. По не подтверждённым документально сведениям, оригинальная статуя 5-составного Авалокитешвары была утрачена в период «культурной революции», а ныне находящаяся в храме статуя – её копия, сделанная в недавнее время.
В углу храма, на антресольном ярусе, находится статуя Цонкапы. Согласно одной из легенд, она была сделана в 7 в. по приказу царя Сонцзен Гампо, предвидевшего появление Цонкапы на свет в 14 в. Сам Цонкапа, увидев статую, признал в ней себя и сообщил об этом своим приближённым. Те, увидев поразительное сходство, воздали почести Цонкапе и статуе.
На 2-м этаже, в зале над главным входом, расположены статуи царя Сонцзен Гампо, китайской и непальской принцесс.
На 3-м этаже находится святилище покровительствующей Тибету богини Палден Лхамо. Она почитается приверженцами школы гелугпа, в особенности женщинами. В комнате помещены две статуи богини: правая – в мирном облике, левая – в гневном. Гневная богиня держит в руках меч, а лицо её закрыто тканью. Перед статуей проходит обряд «сержем», во время которого богине преподносят ячменное вино или водку.
За святилищем Палден Лхамо расположено ещё одно помещение – святилище Пелчок-дуган. В нём нет статуй; стены роскошно украшены фресками защитников школы гелугпа – Ямантаки, Махакалы и Палден Лхамо, изображённых в белых, золотых и красных тонах на чёрном фоне. Обычно это помещение закрыто, дальнейший путь ведёт на крышу.
На крыше храма, представляющей собой открытую площадку (она образует 4-й этаж здания), находятся 4 симметрично расположенных относительно друг друга золотых павильона, украшенных ступами, бугорками, золотыми колокольчиками, статуями божеств и животных. Драконы и колокольчики на карнизах отражают влияние китайской архитектуры. С крыши храма открывается вид на главную площадь Лхасы и дворец Потала.
Вне стен храма расположено святилище особо почитаемой богини Тары. Её статуя установлена в центре помещения, за ней изображена 21 манифестация Тары (формы богини, воплощающие тот или иной аспект сострадания). По преданию, статуя Тары находилась ранее внутри храма, но Гуши-хан повелел вынести её из здания, разгневавшись на её молчание в ответ на его вопросы. Когда статую донесли до её нынешнего местонахождения, она вдруг промолвила: «Я останусь здесь». Её оставили на этом месте, воздали ей почести и соорудили святилище.
Религиозные практики
Внутри храма поток паломников движется по часовой стрелке вдоль стены, посещая комнаты-святилища для поклонений и подношений.
За пределами храма паломники совершают обход вокруг здания (внутренний обход, нангкхор) и обход вокруг территории храма по прилегающей улице (внешний обход, бакхор). Внутренний обход происходит под навесом, под которым по всему внешнему периметру храма расположены молитвенные барабаны. Стены храма украшены изображениями 108 историй из многочисленных рождений Будды Шакьямуни. Внешний обход храма проходит по одноимённой улице, на которой торгуют товарами религиозного назначения. Это самая многолюдная улица Лхасы, особенно в утренние и вечерние часы. Паломники быстро идут по улице в направлении солнца, перебирают чётки, крутят молитвенные барабаны, начитывают мантры. Немалое количество паломников совершает внешний обход, простираясь по земле (ползком).
В первый лунный месяц по тибетскому календарю представители всех монастырей Тибета собираются в храме для проведения праздника Монлам (Монлам Ченмо). В старом Тибете во время Монлама управление Лхасой передавалось монахам монастыря Дрепунг.