Бон (религия)
Бон (тибет. བོན), автохтонная религия тибетцев, родственная шаманизму Центральной и Северной Азии.
Существуют различные варианты научной классификации бон, а также его исторической периодизации. Обычно выделяют «первоначальный бон», предполагавший населённость природы множеством вредоносных духов, которых умели умилостивлять шаманы (бонпо). Второй исторический период связывают со временем правления царской династии Тибета [по разным данным, 6 (или 7) – 9 вв.], когда формируется пантеон могущественных богов неба, воздуха и земли, возникают различные версии божественного происхождения тибетских царей. По-видимому, в этот же период складываются легенды о мифическом основоположнике бон – Шенрабе Мибо, который позднее был назван воплощением предвечного сострадания. На особых небесах (Олмо Лунгринг, что в стране Тациг) он получил дар Слова и изучил «нерождённый» Закон. Считается, что бон пришёл в Тибет с запада, из страны Шаншунг, простиравшейся от Хотана на севере до Мустанга на юге и от Гилгита на западе до озера Нам-Цо на востоке. С 9 в. начинается третий период в истории бон, когда он развивается в тесном взаимодействии с буддизмом. Результатом взаимодействия стало приобретение сходства с ним: в религии бон появляются канонические тексты, храмы, монастыри и т. д. Как и буддийская школа ньингма, бон оперирует понятием девяти колесниц (пути развития способностей человека). Священным символом пути является свастика. В 1072 г. был основан первый большой бонский монастырь. Бон ассимилирует также буддийские учения (в том числе сложнейший дзогчен), тантрические культы, идею земных воплощений (тулку) божеств и учителей прошлого в действующих проповедниках. В настоящее время бон продолжают исповедовать в Тибете, Китае, а также в тибетских общинах, рассеянных по всему миру.