Рамоче
Рамоче́, Гьятаг Рамоче, Гьятаб Рамоче, Пэлден Гьюто дацан (тибет. ར་མོ་ཆེ་དགོན་པ, кит. 小昭寺, пиньинь xiǎozhāosì), буддийский храм Тибета. Основан в 641 г., одно из древнейших святилищ г. Лхаса наряду с храмом Джоканг, расположен в центре Старого города. В храме Рамоче находится статуя Будды Акшобхьи Ваджры (Микьёд Дордже), привезённая в Тибет в 7 в. непальской женой тибетского царя Сонцзен Гампо – Брикхути.
История возникновения храма
В 631 г. царь Сонцзен Гампо перенёс столицу в Лхасу и построил дворец на вершине холма Марпори (буквально – Красная гора). Затем он женился на непальской и китайской принцессах, которые привезли с собой в качестве приданого статуи Будды. Китайская принцесса Вэнь Чэн привезла статую Будды Шакьямуни (Джово), непальская принцесса Брикхути – статую Будды Акшобхьи Ваджры. Каждая принцесса построила для своей статуи специальный храм (Рамоче строился для статуи Будды Шакьямуни), однако впоследствии статуи поменялись местами в храмах.
Согласно тибетской летописи «Светлое зерцало царских родословных», китайский император, узнав о смерти царя Сонцзен Гампо, послал в Тибет 500-тысячную армию, намереваясь покорить Тибет и увезти статую Будды Шакьямуни из храма Рамоче обратно в Китай. Чтобы уберечь статую, её вынесли из Рамоче и укрыли в храме Джоканг. В Рамоче же установили непальскую статую Будды Акшобхьи Ваджры.
Названия храма
Слово «Рамоче» восходит к словам «рава» и «тамоче». Слово «рава» означает изгородь, которой намеревались огородить китайскую статую Будды – именно для неё первоначально предназначался храм. На месте будущего храма была установлена огромная палатка из ячьей шерсти «тамоче». Затем это название постепенно заменилось на Рамоче.
В другом названии храма – Гьятаг Рамоче – слог «таг» может иметь два значения: «отпечаток» и «тигрица». Изначально имелся в виду отпечаток руки китайской принцессы, сохранившийся на каменной стеле. Однако значение «отпечаток» постепенно сменилось значением «тигрица»: по легенде, в этом месте «парила» китайская тигрица (тибет. гьятаг).
Что касается еще одного названия храма – Гьятаб Рамоче, то оно дословно означает «Рамоче, основанный китайской принцессой». Легенда гласит, что носильщики, неся китайскую статую Будды на носилках, вдруг увязли в песке на месте будущего храма. Будучи искусной в астрологии, китайская принцесса смогла понять, что здесь находился дворец мифических змей нагов, и предложила установить в этом месте статую Будды, чтобы наги не смогли навредить. Так было положено основание для храма Рамоче. Вход храма обращён в сторону Китая, на восток. Первоначально храм был построен по архитектурным канонам танского Китая, однако после многочисленных пожаров и реконструкций храм стал выглядеть типично тибетским.
Еще одно название храма – Пэлден Гьюто дацан («Великолепный колледж верхней тантры, или колледж Гьюто») – связано с тем, что храм служил тантрической школой для последователей школы гелугпа. Другой тантрической школой гелугпа был Гьюме дацан («Колледж нижней тантры, или колледж Гьюме»), созданный в 1433 г. учеником Цонкапы – Кхедруп Шерабом Сенге. Его последователь Гьючен стал основателем колледжа Гьюто, менявшего своё местоположение и в 1474 г., наконец, обосновавшегося в храме Рамоче.
Устройство и архитектурные особенности
После того как храм Рамоче стал выполнять роль колледжа Гьюто, он постепенно расширялся и в итоге стал 3-этажным. Храм небольшой, его площадь составляет приблизительно 4 тыс. м2, включая территорию с воротами, галереей с молитвенными барабанами, молитвенным залом и святилищем. Во время «культурной революции» храм сильно пострадал, ныне восстановлен в прежних масштабах.
Главной святыней храма является позолоченная медная статуя Будды в 8-летнем возрасте – Акшобхья Ваджра, установленная в комнате-святилище площадью 22,49 м2. По легенде, она освящена самим Буддой. Цонкапа пожаловал статуе серебряную корону.
Во время «культурной революции» статуя была разбита на части, заложенные внутрь реликвии были повреждены. Фрагменты нижней части остались в Тибете, верхняя часть была увезена в Пекин. Когда в 1980-х гг. началось восстановление Рамоче и Джоканга, утраченную часть реконструировали; статую в собранном виде вновь установили в храме. Благодаря усилиям Панчен-ламы X была найдена подлинная верхняя часть статуи. После реставрации статуя установлена в храме, вход в святилище затянут стальной сеткой.